Продолжаю свой рассказ о прекрасном творческом союзе режиссера Александра Птушко и художника по костюмам Ольги Семеновны Кручининой (начало было
тут).
В этой части мы особенное внимание уделим костюмам.
Если фильмы "Садко" и "Илья Муромец" - это экранизации эпических былин, требующие максимального приближения к историческому источнику, то ироничный тон пушкинской "Сказки о царе Салтане", в переложении ее на язык кино, диктовал другую стилистику и более фантазийные, временами, гротескные, образы.
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма "Сказка о царе Салтане".
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма "Сказка о царе Салтане". "Три девицы под окном" (с.)
Эскизы костюмов Ткачихи, царя Салтана и Поварихи. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ
Уже в эскизах художник по костюмам точно передала характер персонажей. Ольга Семеновна считала, что эскиз - это большая и очень ответственная часть работы: "По-моему, эскиз имеет колоссальное значение. Ведь на нем режиссер впервые воочию видит изображение будущих действующих лиц. И очень важной оценкой твоего результата является то, что режиссер, глядя на эскиз, зовет своего помощника и говорит ему: вот, мол, такого именно актера ищи на эту роль".
Эскиз костюма царя Салтана. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей Кино
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма "Сказка о царе Салтане".
Костюмы в фильме "Сказка о царе Салтане" (1966 г) стилизованы под византийские одежды, но при этом не лишены сказочно-иллюстративной условности.
Св. Константин и Елена. Икона
Кадр из фильма. Сцена свадьбы
На Мосфильме сохранились эти два костюма Царя и Царицы. Фото мое
Например, костюм царя Салтана, сшит из золотой парчи, вышит византийскими кругами и украшен металлическими, чеканными бляхами. Эта ритмичная дробность вызывает в памяти византийские мозаики.
Emperor Constantine Monomachos, rose to the throne by marriage to Empress Zoe. Istanbul: Mosaics from the Hagia Sophia
Костюм Царя Салтана. Фото моё
Деталь костюма. Условность - условностью, но обратите внимание, что внутри каждого византийского круга вышит солярный символ (т.е. солнце). У древних славян солнце воплощало собой победу светлых сил над темными, торжество добра над злом. И золотой цвет одежды ("весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате" (с.)) - это цвет дневного светила, исконно царский цвет (
источник,
источник)
Деталь костюма
Деталь костюма. Чеканка по металлу
Костюм Царицы сшит из парчи нежно-лилового цвета.
Кадр из фильма
Этот наряд тоже сделан в византийском стиле
Mary, Queen of HeavensMaria Regina del Cielo (Roma, Santa Maria in Trastevere, Apsismosaik)
Его отличает сложная фактура, вызывающая ощущение глубины и зыбкости.
Деталь костюма Царицы. Фото моё
Деталь костюма Царицы
Деталь костюма
Что касается персонажа "Царевна - Лебедь", то создатели фильма сознательно ушли от известного врубелевского образа.
Силуэт заколдованной Царевны у Птушко - изящный, пластичный, лебединый.
Ольга Семеновна еще более визуально удлинила шею актрисы у-образным вырезом. Само платье простое по фасону, сшито из нескольких слоев полупрозрачной ткани, и подчеркивает хрупкость, призрачность персонажа - словно Царевна-Лебедь соткана из утреннего тумана и прибрежных брызг... К тому же оно не скрывает грации актрисы (тогда балерины Большого театра) Ксении Рябинкиной
На этом кадре видно, как актриса старается подражать пластике лебедя.
Царевна - Лебедь на иллюстрации Билибина
Для того, чтобы сильнее подчеркнуть сходство персонажа с птицей, Кручинина вместо огромного врубелевского кокошника надела на голову актрисе тонкий обруч с подвесками,
а позже - расшитую жемчугом шапочку, увенчанную изящной короной. И получилась Царевна - Лебедь: с длинной шеей, маленькой головкой и большими рукавами-крыльями...
Кадр из фильма. На фото видна интересная фактура ткани плаща - как бы с перышками.
Сейчас головной убор можно увидеть в музее Мосфильма. Фото моё
Однако вершиной творчества Птушко считается фильм "Руслан и Людмила" (1972 г.).
Поэзия Пушкина нашла свое визуальное воплощение в каждом кадре этой красивой кинокартины.
Главный герой фильма - Руслан. Из-за кольчуги, плаща и шлема он нам напоминает былинного героя. Он так одет потому, что большую часть фильма или воюет, или странствует.
1-й костюм Руслана. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ
Кадр из фильма
Обратите внимание на эту интересную кольчугу. "Мне попалась на глаза одна старая болгарская икона, - рассказывала в интервью О. Кручинина, - и поразило то, что посреди груди на кольчуге был как-бы цветок, от которого лучами расходились его чешуйчатые части.
Не болгарская икона, но доспех похожего дизайна. Monastery of Vatopedi, Agion Oros
Мне показалось, что это может добавить образу Руслана стремительности изображения".
2-й костюм Руслана. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ
И еще одна интересная деталь: "У Руслана, как на старых иконах, поверх лат есть нагрудные ремни. Они играли функциональную роль: к ним сзади крепился щит, закрывавший спину, а слева привязывался плащ".
Как создавались такие костюмы? "Чтобы в работу сдать заказ, надо все точно прорисовать, каждую детальку. Мы сделали макет одежки [доспеха Руслана] и я на ней фломастером прорисовывала все эти бляшки. Потом уточняла на столе.
Делал этот доспех очень хороший чеканщик - художник Олег Уткин. Ему пришлось чеканить каждую бляшку.
Кадр из фильма
Весь этот костюм, в том числе, сложный металлический шлем, делался с расчетом на актера Олега Видова. Не говоря уж о рубашке, брюках, сапогах. И так получилось, что Видов был утвержден, и ждали, что вот-вот съемка начнется, уже времени что-то менять не было, и вдруг оказывается, что он не может сниматься. Ждать было больше нельзя, и быстренько ему нашли замену - Козинца Валеру. Но он намного больше Видова - шире, выше ростом, а переделывать костюмы уже некогда было… И знаете, когда я вижу Валеру Козинца в костюме Олега Видова у меня внутри прям все съеживается, потому что ему коротка эта одежда, все тесно, он мучился ужасно. Я видела, как он в перерывах мнет этот шлем, чтобы он ему не давил. Но терпел, потому что сниматься ему хотелось, тем более, в такой роли".
На съемочной площадке
У костюмов князя Владимира византийские, величественные формы, сшиты они из дорогих материалов - парчи и бархата.
Ольга Семеновна готовит костюмы из фильма "Руслан и Людмила" к выставке. Фото из фондов РГБИ
Эти одежды украшает роскошная вышивка камнями и жемчугом.
Кадр из фильма
Эскиз костюма Князя. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ
Этот костюм Князя вы можете увидеть в музее Мосфильма. Фото моё
Деталь костюма Князя
Каждая деталь костюма продумана и изящно, точно выполнена. Венцы князя изготовлены из металла и украшены жемчугом и стразами.
Головной убор Князя. Музей Мосфильма. Фото моё
Второй костюм Князя из фильма "Руслан и Людмила". Музей Мосфильма. Фото моё
Деталь костюма
Деталь костюма
Головной убор Князя. Музей Мосфильма. Фото моё
Парчовый костюм украшает великолепное ожерелье-бармы.
Кадр из фильма
Бармы из фильма "Руслан и Людмила". Музейный фонд Мосфильма
Бармы, знак царской власти, пришел в Россию из Византии.
Бармы-ожерелье XII века, найденные в 1822 году в Старой Рязани (Оружейная палата)
Бармы из фильма "Руслан и Людмила" . Деталь
Византийские эмали из музея Метрополитен (Нью-Йорк)
http://www.metmuseum.org/art/collection/search/464550. Потрясает сходство между американскими музейными экспонатами и мосфильмовским костюмным реквизитом. Снова напоминаю вам, что в те годы интернета не было, про поездку в США в музей не могло быть и речи. И тем не менее, в библиотеках и отечественных музеях художники находили все нужные для фильма материалы.
Совершенно невероятное впечатление производят костюмы Черномора и его слуг.
"Нужно было придумать образ самого Черномора и его окружения не банальным… найти что-то такое, что было бы противоположным русскому стилю князя Владимира" - вспоминала Ольга Семеновна.
Кадр из фильма
Эскиз костюма Черномора. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино
Сейчас этот костюм хранится в специальной комнате на Мосфильме. Фото мои
В глаза сразу бросается его индейский орнамент. "Я случайно наткнулась на книгу, которая была посвящена керамике Перу - это очень далекое от России искусство, с интересной, какой-то страшной орнаментикой". Роспись этой керамики и легла в основу декорирования костюма Черномора.
Керамика индейцев Наска. Наска - доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска. Подробнее тут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Наска_(культура)
Костюм Черномора. Вид спереди
Керамика Наска
Костюм Черномора. Вид сзади. Фрагмент. Помимо перуанского орнамента, покоряют цветовые сочетания
Керамика Наска
Фрагмент подола костюма Черномора.
Текстиль индейцев Наска
Ольга Семеновна рассказывала, что острая форма плечей слуг Черномора была позаимствована ею из индонезийской одежды, но мне тут видится сиамский костюм
Эскиз костюма слуги Черномора. Художник по костюмам О. Кручининой. Из фондов РГБИ
Сиамские актеры (слева) и индонезийский костюм (справа)
Головные уборы служанок были позаимствованы из чувашского национального костюма.
Кадр из фильма
Чувашский национальный костюм
"Когда она [Людмила] в царстве Черномора, нужно было, чтобы ее костюм не вырывался из этой общей гаммы, поэтому я ей сделала бледно-розовый костюм, который хорошо вписался в ту холодную гамму сиреневых, зеленых тонов.
Эскиз костюма Людмилы. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино
Это целая история, как мы делали этот костюм, как искали материалы, потому что очень трудно было с материалами, с тканями.
Кадр из фильма
... кроме шелков, которые приходилось красить, нужны были какие-то детали из серебряных нитей, которыми были украшены одежда и головной убор... Купить было невозможно, поэтому приходилось разбирать ткань платья на ниточки, вытаскивать оттуда серебряные нити и вышивать ими выпуклые детали ее костюма.
Также и жемчуг. Сами красили стандартный белый жемчуг в разные розовые и голубые тона с помощью цветного лака. Очень трудно было с имитацией драгоценных камушков. Купить их было невозможно, причем необходимость была в таких камнях, которые можно было пришить к платью... Однажды нам повезло, мы купили по объявлению старую балетную юбочку и всю ее отделку (там были и камешки) перешили на костюм Людмилы.
Кадр из фильма
Но кто из зрителей об этом знает? Или о том, как, по воспоминаниям дочери режиссера Натальи Птушко, приходилось использовать живую дрессированную выдру по кличке "Сережа", чтобы имитировать боярский воротник?) "Когда камеру останавливали, дрессировщик кричал: «Сережа, ко мне!», «воротник» вскакивал и убегал" - вспоминала она (
источник)
Трудностей было много, но они не пугали и не останавливали создателей кино-сказки.
Птушко общается с артистом массовых сцен)
Как-то Ольгу Семеновну спросили "Семь картин с Птушко - Вы так сильно любите сказки?" - "Нет, конечно, - ответила она, - это чисто случайно, скорее, из-за того, что это он любил сказки. Но меня, конечно, прельстила возможность разнообразия костюмов, разнообразия образов".
Ольга Семеновна на съемках фильма "Илья Муромец". Из фондов РГБИ
Да, Птушко любил сказки. Даже не просто сказки, а истории, в которых герои идут на любые подвиги, чтобы произвести впечатление на свою возлюбленную: привозят из дальних стран Птицу Счастья, как Садко, спасают из рук Черномора невесту, как Руслан, или шьют паруса из алого шелка, как капитан Грэй.
Кадр из фильма "Алые паруса"
"Ольга Семеновна говорила, что Птушко - это Грэй, - рассказывала мне Елена Хапланова, - Он очень любил "Алые паруса", и посвятил этот фильм своей дочери. Сам Птушко был полноватый, в очках, но в душе всегда был таким вот стройным юношей, романтиком.
А. Птушко дома. Фото из сети
Фильм "Алые паруса" давался нелегко, но это была его мечта, поэтому и паруса там были настоящие, шелковые, они не могли быть искусственными, фальшивыми. И костюм Грэя был сшит из натуральной кожи".
1960 год, "Голубая бухта". В. Лановой и О. Кручинина на съемках фильма "Алые паруса". Из фондов РГБИ
Ольга Семеновна с нежностью вспоминала съемки фильма "Алые паруса" и на самом видном месте дома держала фотографию со съемок.
"…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками... когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя", - говорил герой романа А. Грина.
Птушко и Кручинина, да и все другие члены съемочных групп, работавшие с ними, делали чудеса своими руками, для себя и для нас. Они верили в эти чудеса, вкладывали в них столько собственного труда, чувства и знаний, что это до сих пор передается нам с экрана. Низкий поклон им за это!
Послесловие.
Меня часто спрашивают: почему я не пишу про старых отечественных художников по костюмам? Причина банальна: для подобного поста очень сложно найти интересную информацию и иллюстративный материал. Есть много статей про американских художников по костюмам, потому что у них печатается огромное количество книг с превосходными иллюстрациями. Про итальянских художников пишут не так много, но все-таки есть несколько отличных книг, к тому же, не проходит года, чтобы в Италии не открылась какая-нибудь прекрасная выставка работ итальянских художников по костюмам. Но попробуйте погуглить качественное фото из советского фильма или хорошую статью о наших художниках - и вы все поймете сами. Пара книг, пара статей, даже в Википедии ничего нет...
Поэтому БЛАГОДАРЮ всех тех, кто откликнулся на мою просьбу и помог собрать материал для этих двух постов:
- Киноконцерн "Мосфильм", который позволил выложить в сети фото костюмов и кадры из фильмов;
- художника по костюмам Дмитрия Андреева, поделившегося со мной всеми этими костюмными сокровищами, хранящимися на Мосфильме, и помогшего в их публикации;
- библиотеку искусств (РГБИ) и лично Елену Хапланову, предоставившую иллюстративные материалы (фото и эскизы), и за интересный рассказ об Ольге Семеновне Кручининой и Павле Павловиче Пашкове;
- Дину Харкову (ВГИК), которая помогла мне в библиотечных изысканиях и нашла уникальные печатные материалы, на которые я тут ссылалась.