«Чтобы жить и при этом получать удовольствие надо вновь обрести и пестовать в себе детство, от которого обычные граждане стараются поскорей избавиться и при этом гордятся собой. Поэты с ним умирают»
Жан Кокто.
Недавно я писала о прекрасном тандеме:
Висконти - Този. Сегодня рассказ пойдет о другом творческом союзе: Тарсем - Исиока.
Вокруг имени режиссера Тарсема сегодня ведутся жаркие споры. Одни зрители говорят, что он - гений, и никто не может делать такие упоительно красивые фильмы, как он. Другие кричат, что он - шарлатан от кино, и красота его кадров искусственна. Но равнодушных к его творчеству нет, а это и есть показатель того, что художник состоялся.
Я отношусь к тем зрителям, которым стиль и видение режиссера очень нравятся, а самая, на мой взгляд, красивая, прочувствованная и нежная из его работ - это «Запределье».
С первого кадра и до последнего вы не устаете удивляться эстетике этого фильма, свету, цвету.
кадр из фильма "Запределье"
В фильмах Тарсема не текст, не сюжет, а именно картинка создает сильное эмоциональное напряжение, через объемы, пропорции, фактуры, ритмы.
Что интересно - операторы на фильмах Тарсема разные, а композиция кадра и цветовое насыщение не меняются, они легко узнаваемы.
кадры из фильма "Запределье": магически - ритмическое чередование разных графических форм.
Даже в своей дебютной работе «Клетка» он умудрился нагнать ужаса и жути, притом, что фильм невероятно красочен. Сам режиссер рассказывал, что он стремился сделать сцены путешествия в подсознание в «оперном стиле, как у Ф.Ф. Копполы в фильме «Дракула», который я обожаю».
кадр из фильма "Клетка".
Вот, на эту свою первую картину Тарсем и позвал прекрасную художницу по костюмам, получившую Оскар за фильм «Дракула», но больше известную, как автора невероятных костюмов шоу «Варекай» «Цирка дю Солей» Эйко Исиоку, о которой я уже рассказывала
в посте про костюмы к фильму "Дракула".
шоу "Варекай".
Режиссер «Клетки» дал художнице полный карт-бланш и результат превзошел все ожидания. Костюмы японки Исиоки идеально вписались в эстетику индийца Тарсема.
кадр из фильма "Клетка".
С тех пор, они всегда работают вместе. Именно этот союз режиссера и художника создал уникальный, узнаваемый сегодня «стиль Тарсема».
В красивом, сказочном мире режиссера «Клетки» и «Запределья» не могут существовать обыкновенные люди, только существа из снов,
кадр из фильма "Клетка".
принцессы с детских рисунков,
кадр из фильма "Белоснежка: месть гномов".
или боги с Олимпа.
кадр из фильма «Война Богов: Бессмертные»
И Исиока, с ее безграничной фантазией, японским видением дизайна костюма через объем и ритм фактур, легко вписалась в «воображариум» Тарсена.
кадр из фильма «Война Богов: Бессмертные»
Тарсем Сингх (сам он предпочитает, чтобы его называли просто - Тарсем) родился в Индии, вырос в Тегеране, школу заканчивал в Гималаях («кино мы смотрели только один раз в неделю»), получил образование в Колледже искусств при Центре Дизайна в Пасадене, Калифорния. В настоящее время он живет то в Лондоне, то в Лос-Анджелесе. Но корней своих не забывает.
Тарсем Синх
Прожив почти всю свою жизнь вне Индии, родины своей не стесняется: с удовольствием носит национальный костюм наряду с европейским, а в последней своей работе «Белоснежка», самоиронично снял некоторые сцены в стиле Болливуд, хотя признается, что за последние 25 лет видел только один индийский фильм.
Click to view
рекламный ролик фильма "Белоснежка: месть гномов", премьера которого назначена на 2012 год.
До съемок полнометражных фильмов (которых у него всего четыре), он успешно снимал рекламу для самых известных мировых брендов. Отсюда - яркая выразительность каждого кадра, ведь в рекламном ролике нужно донести смысл за несколько минут экранного времени.
Click to view
Бэкхем в рекламе "Пепси"
Тарсем и Бритни Спирс на съемках рекламы "Пепси".
Но вернемся к «Запределью».
Сюжет фильма прост и понятен. Речь идет о маленькой девочке, которая слушает сказку. Её на ходу придумывает для нее молодой парень - каскадер. Проблема только в одном: парень и девочка находятся в больнице, она со сломанной рукой, он - с поврежденным, после неудачного трюка, позвоночником. И его сказка - это способ манипуляции ребенком.
кадр из фильма "Запределье".
Режиссер поделил фильм на две части: первую, монохронную, где в 1915 году, в Лос-Анжелесе, в больнице лежат Александрия и Рой, и вторую, яркую, сказочную. «Сначала это - Одзу, а затем - Куросава. Одзу и Куросава, несмотря на то, что они из одной страны, имеют два разных визуальных стиля, что вполне может работать в одном и том же фильме».
«Запределье» Тарсема
«Сны Акиры Куросавы»
Девочка, слушая каскадера, пытается представить героев его сказки. Но визуализируют ее фантазии Тарсем и Ишиока! И тут мы уже с вами пускаемся в путешествие по детским воспоминаниям двух уже взрослых людей.
Из детства режиссера в фильме появилась череда постоянно меняющихся самых красивых мест в мире: от Франции до Бали.
«Я много путешествовал, когда был ребенком. Мой отец был инженером технического обслуживания воздушных судов, так что ему полагались бесплатные билеты. К тому же, я просто люблю пейзажи. Если вы снимаете что-то с пейзажем, это всегда будет вне времени. Я решил сделать часть фильма, которая не нуждается в компьютерных спецэффектах, так что просто поехал в красивые места, которые знал. И да, индийцы любят цвет. Что тут скажешь?»
В фильме насчитали 24 страны, в которых проводились съемки. И все эти места изумительно, нереально красивы. Многие заподозрили режиссера в том, что он снова увлекся компьютерной графикой. Особенно там, где присутствуют столь любимые режиссером «лестницы Эшера» (ритм - ритм - ритм). Нет, в фильме все - реальные объекты.
«Я решил сделать стилем фантазии то, что сегодня всем знакомо, но чего уже не существует. Это очень похоже на картины из Раджастана или Ирана».
Японка Исиока, привнесла в этот фильм свои детские представления о принцессах и благородных разбойниках.
Что восхищает меня в работе Эйко Исиоки - это то, что все формы в ее костюмах максимально просты и локальны, лишены обычной дробности отделок. Этот прием, чаще используется в театре, чем в кино.
эскизы костюмов к фильму "Клетка".
Но при этом, на большом экране, совершенно фантастически смотрятся фактуры тканей, подсознательно заставляя вас дышать в такт их ритму. Как, например, в фильме «Война Богов: Бессмертные»:
кадр из фильма «Война Богов: Бессмертные»
мелкие, дробные косички на плаще наставника идеально соответствуют его старости и немощности. А широкий размах заплетенных кожаных полос Тесея говорит нам о молодости, силе, нерастраченной энергии. Чувствуете, как меняется ваше дыхание, когда вы смотрите на эти фактуры?
Г. Олдман в фильме "Дракула".
"Как и все великие художники в мире, Эйко понимает, что происходит в других культурах лучше, чем в ее собственной, и, погружая себя в них, способна создавать произведения, которые являются уникальной комбинацией. Ее работа выходит за грани на многих уровнях, так как она отказывается придерживаться одной определенной концепции ", - рассказывал Коппола.
Этот эффектный головной убор лишь на первый взгляд кажется придуманным - на самом деле, похожие маски, сделанные из кожи, дерева и рогов, носили жители Нигерии.
В «Запределье» японская художница комбинировала национальный костюм разных стран.
Посмотрите, например, на это невероятное платье героини, напоминающее одновременно европейский костюм 19 века и японское свадебное кимоно.
кадр из фильма и невеста из Японии в традиционном кимоно.
Хочется взять карандаш и рисовать, рисовать эти скользящие линии…
А удивительная шляпка - стилизация двух традиционных японских женских головных уборов - uchikatsugi и tsuno kakushi и одного китайского.
tsuno kakushi и ичимегаса
От свадебной шляпы tsuno kakushi взята плавная линия. Tsuno означает «рога» - этот головной убор как бы прикрывал «рожки ревности» невесты, ее эгоизм и себялюбие. Он символизировал ее решимость стать нежной, послушной женой. Ичимегаса - это шляпа с длинной вуалью. Его носили знатные дамы для анонимности.
Прекрасную бахрому Исиока тоже не выдумала, она присутствует в китайском традиционном свадебном костюме. Раньше лицо невесты в Китае, во время свадебной церемонии, должно было быть прикрыто куском красного шелка, или "занавесом" из бисерной бахромы, свисавшей с «короны Феникса».
Чаще всего, жених впервые видел лицо невесты лишь после свадьбы. Исиока придумала свой вариант «вуали» невесты.
свадьба в Китае в традиционных костюмах
кадр из фильма "Запределье".
Собственно, именно в стилизации под китайское свадебное платье мы видим сказочную «сестру Эвелин» впервые.
Красный - это основной цвет традиционного свадебного платья в Китае. Считается, что это цвет удачи, и что он отпугивает злых духов. Традиционные китайские свадебные платья имеют уникальную вышивку золотом и серебром.
Образ этого платья - цветок лотоса. Ещё до буддизма в Китае лотос почитался как священное растение и олицетворял чистоту и целомудрие, совершенство, мир и гармонию. Даже шляпка героини сделана в виде бутона лотоса.
Кто знает, не так ли изображала в детстве сказочных принцесс маленькая Эйко?
Остальных героев сказки Исиока нам показала такими, какими их представил бы европейский ребенок.
Но что видела девочка в свои 5 лет? Поэтому все персонажи похожи на тех, кто ей уже знаком. Например, бандиты - на страшного дядю - рентгенолога.
Режиссер рассказывал: «Когда мне принесли старые фотографии больницы, на одной был изображен парень в X-Ray костюме. Увидев его, я подумал: «Боже! Я бы испугался этого парня!». Поэтому я попросил, чтобы из него сделали воина, и Исиока придумала этот костюм, который просто феноменален. Эти ребята уродливы, они - граница воображения девочки, дальше она уже не может идти. Поэтому, конечно, она воспринимает этих ребят, как плохих парней»
Я в сети нашла только такое фото 1919 года, но меня и оно впечатлило.
Маска Черного разбойника одновременно напоминает нам классического благородного разбойника Зорро и щели в дверях рентген-лаборатории в больнице, за которой - тайна и неизвестность.
кадр из фильма "Запределье".
кадр из фильма "Зорро" и "Мех", в котором герой ходит в подозрительно похожей маске.
Я искала прототип этой маски, но ее происхождение мне подсказала
g_i_n_k_g_o уже после опубликования этого поста: это маска иранских женщин.
Сам костюм похож на военный мундир и ковбойскую одежду начала ХХ века.
Он является трансформацией кинематографического костюма каскадера Роя.
В фильме еще есть любопытный персонаж, которого Рой называет индейцем, а девочка представляет индийцем.
«Когда Рой говорит, «индейские» он имеет в виду индейцев, но девочка думает, что он имеет в виду настоящих индийцев», - говорил режиссер. Героиня еще мала, к тому же она приехала с матерью на заработки из далекой Румынии, плохо знает английский язык и не очень разбирается в культурах, вот и воспринимает слова Роя по-своему, рисуя свой, детский мир. Мы же знаем, что дети неограниченны в фантазиях: на их рисунках, слоны летают над пальмами, а мухи улыбаются.
В этом фильме - слоны плавают,
Дарвин в фильме и портрет настоящего Дарвина.
а Дарвин, о котором рассказывает Рой, в представлении Александрии, похож на огромную, экзотическую «американу - экзотику» - бабочку, которую он ищет.
Режиссер и художница изобразили сказочный мир просто, по-детски наивно, но поразительно точно и красиво.
Ни на минуту ты не забываешь, что находишься внутри фантазии ребенка.
Кстати, юная актриса в этом фильме просто великолепна.
Тарсем и Катинка.
Режиссер мечтал снять этот фильм 16 лет, и стал его снимать только тогда, когда ему показали пробы этой очаровательной девочки Катинки из Румынии. Значит, надо было, чтобы пришло их время, именно тогда и сказка получилась.
А, может, это и не сказка вовсе? А воспоминания о детстве?
«Вы знаете, во мне нет абсолютно ничего особенного: это всего лишь, генотип плюс среда. Мои гены есть еще у около миллиарда людей в Индии, - скромничает режиссер, - Я думаю, что у меня было очень интересное окружение, когда я рос в Гималаях. Потом на меня подействовала культура Ирана. Просто разные вещи на ранних этапах жизни сделали меня тем человеком, которым я сегодня являюсь. Больше во мне нет ничего особенного».
Ссылки:
скачать "Запределье"
http://kinozal.tv/details.php?id=162551скачать "Клетку"
http://kinozal.tv/details.php?id=864060 официальный сайт Тарсема
http://www.tarsem.org/#/films интервью Тарсема
http://www.lovefilm.com/features/detail.html?section_name=interview&editorial_id=9186http://rogerebert.suntimes.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20080603/PEOPLE/868926055http://www.aintitcool.com/node/36903http://www.aintitcool.com/node/36915 http://www.rottentomatoes.com/m/the-fall-2008/news/1760381/2/exclusive_the_fall_-_tarsems_visual_companion_-_part_1/http://www.avclub.com/articles/tarsem,14243/ национальный свадебный костюм
http://factsanddetails.com/japan.php?itemid=617&catid=18http://www.seiyaku.com/customs/veil/veil-japan.htmlhttp://iheartweddingdress.blogspot.com/2011/05/traditional-chinese-wedding-dress.htmlhttp://en.wikipedia.org/wiki/Phoenix_crown фотографии со съемочной площадки "Запределья"
http://www.flickr.com/photos/puppydogbites/sets/72157594277649442/ не мой пост, но хорошо написано о костюмах в фильме "Клетка" по-русски
http://researchworker.info/publ/novosti_sinematografa/obzor_i_kritika/kostjumy_k_filmu_kletka_the_cell/17-1-0-42