Хотела оставить тут небольшой отзыв сразу после прочтения, но мне нравится сначала обдумать прочитанное. Вообще на Фейхтвангера я в обиде за то, что написал не так много, а на себя за то, что открыла его так поздно... Но вернемся к испанскому художнику :)
Что может подумать здравомыслящий человек, глядя на серию "Капричос" (в переводе с испанского Los Caprichos - причуды)? Что перед ним иллюстрации главных пороков современников? Вряд ли. Но не буду томить: на рисунке с надписью «Ты, которому невмоготу» люди высшего сословия используют других. Ослы не те, на ком они едут, ослы они сами :) В общем, в каждом рисунке серии "Капричос" скрывается что-то, понятное тем, кто в то время осознавал проблемы современные... Неудивительно, что друзья Гойи отговаривали его от публикации серии. Напоминаю, действие разворачивается во времена Инквизиции.
По некоторым версиям, Гойя не побоялся и саму королеву изобразить в таком виде. Хотя выглядела она в то время не столь ужасно, зато была известна стремлением победить старость.
«Портрет семьи Карлоса IV»
Вот она, Мария Луиза, в центре. Всегда считалась современниками некрасивой, но умной и властной (в отличие от своего супруга Карлоса IV). Картина откровенно дерзкая для своего времени, это понимали практически все (есть мнение, что и сама королева), тем не менее, Карлос ее одобрил.
И здесь, возможно, вновь Мария Луиза. Ее вечная ненависть к герцогине Альба, молодой и любимой мужчинами народом, закончилась лишь со смертью Каэтаны. Кстати, так до конца и неизвестно, был ли столь длительный и мучительный роман у Альбы с Гойей. Фейхтвангер уверен, что был. Потому и сделал его основной линией своей книги. Доказательств тому не существует, но ряд картин, написанных Гойей недвусмысленно на это намекает :) Кто не слышал про "Маху обнаженную"? (маха - испанская горожанка). Считается, что натурщицей как раз была Альба. У герцогини она и хранилась, но за другой картиной - "Махой одетой".
С помощью специального секретного механизма этот портрет отъезжал в сторону, и на глаза появлялся уже куда более легкомысленный :)
Между любовью и ненавистью к Каэтане проходили годы жизни художника. Сам он называл свои чувства проклятьем, а герцогиню ведьмой. Испанский накал страстей пронизывает страницы книги Фейхтвангера... Творчество, смерть детей и жены, кончина самой Альбы, страх перед Инквизицией, глухота и признание - все смешивается в палитру жизни Гойи. Так уже Фейхтвангер становится художником и, отводя кисть, показывает нам свое полотно - на нем краски жизни великого Мастера...
Фейхтвангер удивительно умел поместить историю в рамки художественного жанра. Отсюда легкость восприятия его произведений, особенное желание идти и "копать" глубже (энциклопедии, онлайн галереи), быстро запоминающиеся факты. Рекомендую!