Кусаю локти, что забыла об этой книге на долгие несколько лет и вспомнила вот только-только. Потрясающая книга. Я бы сделала ее прочтение обязательным для всех беременных и планирующих))
Перенесу сюда свой конспект правил и инструкций.
1. Обнимать 4 раза в день и больше. Приветствия и прощания не считаются.
2. Посчитать, сколько раз в день ругаем ребенка, а сколько улыбаемся и хвалим. Это даст нам ясную картину наших отношений.
3. Сделать список дел, которые может делать ребенок.
4. Четыре результата учения: знания, способность учиться, эмоции, наши взаимоотношения.
5. Если ребенок занят, не мешать и не поправлять!
6. Если ребенок просит о помощи, ОБЯЗАТЕЛЬНО помочь, даже если нам кажется, что он может сам.
7. ПОСТЕПЕННО перекладывать ответственность на ребенка, призывать его к домашним делам.
8. Позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (не сделал уроки - получил двойку).
9. Активное слушание:
- глаза на одном уровне
- только в утвердительной форме
- паузы
- обозначить его чувство
10. 12 Автоответов, которые нужно вычеркнуть из пользования:
- приказ, команды
- принуждение, предостережения, угрозы
- мораль, проповеди
- советы, готовые решения
- доказательства, логические выводы, нотации
- критика, выговоры, обвинения
- похвала
Вместо похвалы - Я рад, как ты сделал... Мне нравится, как у тебя получилось...
- Обзывание, высмеивание (ах ты плакса)
- Догадки, интерпретации
- Выспрашивание, расследование
- Сочувствие на словах, уговоры, увещевания
- отшучивание, уход от разговора
11. Слушать по-другому.
12. Вместе фантазировать!
13. Я - сообщения.
14. Если ребенок вызывает отрицательные чувства, ему нужно сказать об этом, но без ты-сообщения. "Мня очень расстраивает, когда дети меня не слушаются! Мне так стыдно из-за этой сцены! Мегя раздражает, когда дети ноют и хнычут(это мое любимое))) Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками.
15. Не требовать невозможного или трудно выполнимого - изменить условия
16. Соразмерять свои ожидания с возможностями ребенка, чтобы избегать лишних проблем.
17. Не прививать себе эмоциональные проблемы ребенка.
18. Разрешение конфликтов:
- прояснение конфликтной ситуации
- сбор предложений
- оценка предложений и выбор наиболее приемлемого
- детализация решения
- выполнение решения, проверка
19. Авторитет не равно авторитарность!!!
Дисциплина:
1. Правила должны быть!
2. Правил не должно быть слишком много! И они должны быть гибкими
3. 4 цветовые зоны
- зеленая - полная свободна - ребенок действует по собственному желанию и усмоттрению
- желтая - относительная свобода. именно здесь рождается самодисциплина
- оранжевая - действия, которые нами не приветствуются
- красная - нельзя
4. Требования не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка
5. Правила должны быть согласованы между родителями (за почти 5 лет мы так и не смогли договориться :(
6. Тон требования должен быть дружественным, разъяснительным
7. Наказание - лишение хорошего (не делание плохого)
Зона радости - "золотой фонд" жизни с ребенком
4 причины плохого поведения:
1. борьба за внимание (вызывает раздражение у родителя)
2. борьба за самоутверждение против чрезмерной власти (вызывает гнев)
3. желание отомстить (вызывает обиду)
4. потеря веры в собственных успех (вызывает чувство безнадежности и отчаяния)
В самых сложный случаях следует перестать требовать "полагающегося поведения", никакой критики! Только поощрение по каждому возможному поводу.
В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких.
Чтобы ни делал ребенок, ему нужно признание его успехов.
Каждым словом, делом, интонацией, жестом мы сообщаем ему о нем самом.
Проблемы и решения:
1. Мама нехорошая, я тебя не люблю - активно слушать.
2. Тебе больно - я-сообщение, активно слушать.
3. Недовольство, нытье, просит поиграть, почитать или постоянно не слушается, дерется, грубит - создать условия для игры/взаимодействия/занятий
Что делать вообще:
1. безусловно принимать
2. Активно слушать
3. Быть вместе (читать, играть, заниматься)
4. Не вмешиваться в самостоятельные занятия
5. Помогать, когда просит
6. Поддерживать успехи
7. Делиться своими чувствами (доверять)
8. Конструктивно разрешать конфликты
9. Приветливые фразы:
- Мне хорошо с тобой,
- Я рад видеть тебя,
- Хорошо, что ты пришел,
- Мне нравится, как ты...
- Я по тебе соскучился
- Давай (посидим, поделаем) вместе!
- Ты, конечно, справишься
- Как хорошо, что ты у нас есть!
- Ты мой хорошой
10. Обнимать не мене 4, а лучше 8 раз в день
фух) конспект второй части будет в след раз))