Начало Напоминаю, что в Конье в эти дни вспоминают выдающегося мыслителя, поэта-суфия XIII века Мевлану Джалал ад-Дина Мухаммеда Руми - основателя самого влиятельного во времена Османской империи суфийского ордена Мевлеви. Это тот самый орден, чьи вертящиеся дервиши известны сейчас на весь мир. В Стамбуле посмотреть на них можно в литературном музее на колоритной
улочке Галип Деде, в которую плавно перетекает знаменитая Истикляль.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/nemoe_zps3597522d.jpg)
Источник фото Но когда мы собрались это сделать, он был закрыт на реставрацию, поэтому на представление мы ходили в стамбульский музей прессы.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0827_zpse06eb1c0.jpg)
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0828_zpsf639123f.jpg)
Уникальность семы в 2005 год подтвердило ЮНЕСКО, объявив этот суфийский ритуал памятником устного и нематериального культурного наследия. Но главное признание, конечно, - это 8 веков традиции, которая до сих пор жива, до сих пор волнует умы, до сих пор приковывает к себе внимание. Это ли не мистика?
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/25135508_zps9de18721.jpg)
Источник фото «Вращение говорит о том, что все в этом мире вращается - и внутри, и снаружи: небесные светила и атомы. Дервиши крутятся справа налево, в сторону сердца, которое является домом бога.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/nebo1_zpsd5368362.jpg)
Левая нога дервиша стоит на месте, то есть стоит на истине, движение же осуществляется правой, что означает движением по миру, среди людей разных культур», -
рассказывает директор Исследовательского центра трудов Руми при Университете Мевляны Шады Айдын .
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/noga_zps5aa7bde7.jpg)
Источник фото Ну или
вот так еще красиво пишут: "вращаясь вокруг сердца, справа налево, он охватывает все человечество, все создание с привязанностью и любовью..."
Тем не менее в нашем представлении дервиши кружились как против часовой стрелки, так и - по часовой. Вот три фото подряд - иллюстрация вращения ПО часовой стрелке:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0891_zps8d1f6584.jpg)
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0892_zps016c814a.jpg)
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0893_zpsc4e47ec3.jpg)
Обувь - мягкие кожаные тапочки. Я специально пристально всматривалась в движения ног, чуть видные из-под красиво раздувающихся, как парус, юбок:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0875_zps4e1867d7.jpg)
Опорная нога стоит практически на одном месте, второй они раскручивают себя. Я обратила внимание, что опорной была левая нога. Об этом же говорит Шады Айдын в цитате выше. Но в книге Аннемари Шиммель (крупнейшей исследовательницы исламского мистицизма, как ее характеризует Википедия) «Маулана Джелалэддин Руми» прочитала, что вращение происходит на правой ноге. Возможно, на разных этапах танца - по-разному?
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0894_zps3e3b6acf.jpg)
Поразительно, насколько выверена, сбалансирована координация! Мне легко было пронаблюдать, потому что пол состоял из маленьких плиточек. Так вот «танцующий» перед нами дервиш поразительно точно вращался на одном месте - на 2х плиточках - его юбка развевалась в 10ти сантиметрах от лиц зрителей, усевшихся на подушки в первом ряду. Он кружился в свое трансе, не теряя равновесия, ощущения пространства, полностью сосредоточенный, напомню - с ЗАКРЫТЫМИ глазами.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0882_zps764b5a6e.jpg)
Потом уже я прочитала, что послушники ордена упражнялись в танце, кружась вокруг длинного гвоздя между большим и соседним с ним пальцами опорной ноги!!! Я в шоке! Мало того, гвозди были натыканы и по окружности вокруг дервиша. Получается, малейшая потеря равновесия - и ты на гвоздях.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0883_zps4f1b05c4.jpg)
Скрещенные на груди руки означают смирение перед Богом и единство с ним:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0856_zpscb821a21.jpg)
Движения рук начинаются от живота, на который дервиши кладут две ладони:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0886_zps4bc1c2a1.jpg)
Постепенно взывая к Господу, они медленно красиво поднимают руки вверх - до груди, до плеч, выше,
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0887_zpsc5b6c6ef.jpg)
...и наконец протягивают их к небу окончательно:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0890_zps36fc3a4c.jpg)
Правая ладонь повернута к Богу, и, получая через нее его благословение, дервиш отдает его Земле через левую ладонь, обращенную вниз. Но вот я нашла еще одну трактовку положения рук - символ представления Мевланы о жизни и смерти: мы приходим от Бога и уходим в землю, или мы - мост между Богом и человеком:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/nebo_zps2dc55df7.jpg)
В толкованиях семы, информации о ее глубинных смыслах можно утонуть!
Во время церемонии дервиши собираются в круг, в центре которого главный из них - шейх - олицетворение Мевланы. И вот перед нами уже - модель Вселенной. Солнце и вращение планет (кружение дервишей) вокруг него:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/planet_zps5f9f1f42.jpg)
Источник фото Дальше - еще заковыристей:
«Каждый вращающийся дервиш есть вихрь четырёх стихий, поднимающих шторм воды и земли на уровне ног, космически разрежающих воздух вокруг головы и воспламеняющих незримый пламень сердца. Истинный дервиш-мевлеви, кружась, поднимает бурю атомов, "танец атомов", как это называл сам Мауляна.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/sufism_zpsd8f99f92.jpg)
В нём могут происходить структурные трансформации молекулярного, вещественного свойства, или "нуклеарная смерть". Когда джамаат вращающихся дервишей входит в общий круг, траекторию которого можно изучать бесконечно, шейх остаётся внутри этого круга единственной вертикалью стабильности. Он один не вращается, тихо передвигаясь между дервишами и наблюдая за их ахваль. В атомном танце Маулавийи он подобен силовому полю, ядру в этом электронном облаке».
Спасибо за такое интересное разъяснение этому журналу:
http://malikit.livejournal.com/274496.html И прекрасная иллюстрация к теме вращения - этот снимок, на который я несколько раз наталкивалась в сети, но не вглядываясь в него, думала, что это - рисунок. А это - фотография! И просто вихрь какой-то!
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/james-sufi_zps1edefcc1.jpg)
Кстати, изношенные во время вихрем крутящихся танцев туники ценились особо. Заплатанная накидка, изготовленная из их лоскутов, считалась благословенной благодаря силе экстатического состояния его бывшего владельца.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0862_zps78bc94bf.jpg)
Всего сема состоит из 7 частей. Сведения о каждой из них очень кратенько были изложены в брошюрке, которую нам выдали при входе. Разобраться в смысле мне помог также ресурс
http://mevlana.net/sema.html.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/IMG_0845_zpsfb9afb34.jpg)
Первая часть церемонии - хвала Пророку и всем пророкам до него. Хвала им - это хвала богу, который создал их и все живое на земле.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/43F043E043A043B043E043D044B0_zps15386816.jpg)
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/43F043E043A043B043E043D044B01_zpsf1b297dd.jpg)
Эти потрясающие по выразительности фото взяла
отсюда.
Во второй части вступают барабаны. Их бой символизирует повеление Бога к Созданию божественного порядка.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/43104300440043004310430043D044B0_zpse6e9dff5.jpg)
Третья часть называется «таксим», представляет божественное дыхание - то самое, первое, давшее всему жизнь. Эта часть семы - соло на одном инструменте. А именно - импровизация на нэе - тростниковой флейте, родственнице нашей свирели. Видимо, именно ее нежный, лиричный и одновременно пронзительный, за душу берущий голос больше всего подходит для олицетворения первого божественного дыхания:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/ney1_zpsf7e7b3b2.jpg)
К возникновению нэя имеет отношение сам пророк Мухаммет. Согласно легенде, по велению аллаха он отправился к заброшенному в пустыне колодцу и поведал ему о встрече со Всевышним. Эта радостная весть настолько благотворно повлияла на землю колодца, что там вырос тростник. Мимо проходил пастух. Видимо, играть на дудочках - удел всех пастухов мира. Он срезал палочку тростника и сделал себе дудку. Но вместо обычных звуков из нее полилась божественная мелодия. Так и появился нэй - дедушка европейской флейты.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/43D044D04390_zpsa8aa7eb9.jpg)
В четвертой части дервиши приветствуют друг друга, три раза обходя площадку по кругу. Приветствуют души друг друга, облеченные в форму и тело. Тут все тоже максимально символично. Первый круг символизирует признание ими Бога, второй круг символизирует постижение условности всех знаний, и третий символизирует достижение гнозиса. И т.д.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/selam_zpsef207c37.jpg)
Пятая часть называется, собственно, СЕМА. На мой взгляд, - кульминация всей церемонии. Начинаются те самые долгожданные магические кружения:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/whirling-dervishes_zpscb9f7ff3.jpg)
Состоит из четырех приветствий, но уже с другим смыслом, нежели в 4й части. Каждое из них - это ступени духовного восхождения. Первое приветствие - рождение человека в истине через чувства и разум.
Второе выражает восторг человека перед творением Бога, его величием и всемогуществом.
Третье - преобразование восторга в любовь, принесение разума в жертву любви, полное растворение "Я" в единстве. То, что в буддизме назывется "нирваной", а в исламе - "фана филлах"(fenafillah):
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/whirling-dervish-roberto-giobbi_zpsf4e25545.jpg)
Автор фото -
Roberto Giobbi В последнем, четвертом, приветствии, семазен (так называют вертящегося дервиша), достигший экстаза, подобно пророку Мухамеду, поднявшемуся к Богу и вернувшемуя к своей миссии на земле, возвращается из своего духовного путешествия и подъема к своим земным задачам.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/buyuk_zps8ea28d94.jpg)
Шестая часть - чтение корана, стиха из суры «Бакара 2», стих 115: «И Аллаху принадлежит Восток и Запад, куда бы вы ни повернулись, вы встретись с ним лицом к лицу. Он всеобъемлющ и всеведущ...».
И наконец, заключительная, 7я часть - это - молитва об отдыхе душ всех Пророков и всех верующих.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/sema_by_klementayn_zps281fac4c.jpg)
Источник фото Интересно, что все эти ритуалы во времена самого Руми (а это XIII век), основателя ордена, не были так строги, ибо еще не устоялись. Это сейчас практически дышать запрещено :), когда присутствуешь при семе. А тогда на таких собраниях запросто подавали напитки и еду, а музыкантами были больше профессионалы, нежели сами дервиши:
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/dance_zps3803c632.jpg)
Танцующие дервиши. Гравюра
из коллекции Государственного музея истории религии.
Погрузившись с головой в информацию о суфиях и семах, я неожиданно наткнулась на поразивший меня факт - вращались-то не только турецкие дервиши.
Оказывается, ритуальное экстазное вращение практиковалось и в некоторых ХРИСТИАНСКИХ сектах - как-то хлысты. Они называли это «радением».
«Радения, по учению хлыстов, имеют весьма важное значение. В них умерщвляются плотские страсти, и душа радельщика обращается к Богу; все мысли и чувства человека устремляются к миру горнему. Радеющий всей душой желает "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", т. е. привлечь к себе благодать "Св. Духа". Эта благодать, как то было во времена апостолов, и изливается во время кружений на радеющих, и они начинают говорить "иными языки странные глаголы", которых и сами иногда не понимают. Эти "глаголы и суть пророчества".(
Из книги С.В.Булгакова "Православие. Расколы. Ериси, Секты")
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/Ecstatic_ritual_of_Khlysts_radeniye_zpsa924e33f.jpg)
Обратите внимание, кружение хлыстов - ради привлечения к себе благодати, по сути - экстатического состояния. И у дервишей - тоже самое. Танец-кружение - один из способов достижения
«ваджда» - состояния религиозного экстаза и выхода за пределы своего существа, в котором пребывает «опьяненный» Божественной любовью. В этом состоянии человек теряет чувство реальности, не контролирует себя».
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/21_044b_zps2361867c.jpg)
Посмотрите на положение головы у дервишей во время танца. Как она чуть ли не ложится на плечо. Даже у этой, казалось бы, малозначительной детали - своя роль. При таком наклоне головы слегка придавливается сонная артерия, что влияет на циркуляцию крови и помогает танцующему входить в транс.
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/nemoe1_zps45793e9d.jpg)
Атмосфера на «представлении» была удивительной. На час мы отрешились от суеты внешнего мира и погрузились в состояние не-реальности. Улетели душой и мыслями. И пусть перед нами были не те легендарные «монахи», заворажившие своим кружением весь мир, а профессиональные танцоры (да-да, настоящие дервиши на публику крутиться не будут, ну разве что в Конье в эти дни в рамках фестиваля в память о Руми - сюда действительно съезжаются современные дервиши со всего мира), но об этом не думаешь, когда смотришь, как плавно крутятся юбки, останавливая время и мысли...
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/sema1_zpsc39a0aa1.jpg)
«Быть суфием значит отказаться от всякого беспокойства, и нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделен от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага: шага от себя».
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр
![](http://i934.photobucket.com/albums/ad187/cim_1212/2013/Sema/comecomeagain_zps97f98918.jpg)
Источники фото:
http://www.kunfeyekun.org/forum/guzel-ozlu-sozler/mevlana-hz-ali-den-anlamli-guzel-sozler-40347/http://dinimiziyasamasanati.blogspot.com/http://blog.fontanka.ru/posts/138942/http://www.agratravel.com/tour/whirling-dervish-.htmlhttp://www.quran4nahda.com/?p=407http://thecorner.wordpress.com/category/hazret-i-pir-mevlana-jalaluddin-rumi/