Мусульманские АНГЕЛЫ. Часть II

Aug 10, 2011 22:04


Весь сегодняшний пост посвящен отношениям мусульманских ангелов с людьми:
   - какое участие принимают ангелы в рождении и смерти человека,
   - в каких случаях ангелы-хранители оставляют человека
   - и что они пишут за нашими плечами...

- А также мы узнаем ответ на вопрос, который давно меня интересовал, - ПОЧЕМУ все-таки в исламском искусстве существует запрет на изображение живых существ.



Выдержки из книги Биляля Филипса "Традиция экзорцизма в Исламе" (свои комментарии выделяю курсивом и синим цветом).


ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

В соответствии с различными текстами Корана и Сунны, ангелы находятся в постоянном контакте с людьми. Сообщается, что они играют роли во всех стадиях человеческого существования - от рождения до смерти, и даже в могиле.

РОЖДЕНИЕ

Ангелы посылаются в утробу от зачатия прежде рождения, исполняя повеления Аллаха в отношении каждого человека. Анас ибн Малик сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Аллах, Всевышний и Славный, назначает ангела как хранителя утробы, который говорит: "Мой Господь! Он (плод) подобен капле. Мой Господь! Сейчас он подобен пиявке. Мой Господь! Он стал подобен жеванному комку". Затем, если Аллах пожелает завершить его творение, ангел спрашивает: "Мой Господь! Будет ли он мужчиной или женщиной?"

Абдулла ибн Мас'уд сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Каждый из вас собирается в утробе матери сорок дней, затем становится подобным пиявке (сгустку крови) на такой же период, затем становится подобным комку на такой же период. Затем Аллах посылает ангела и приказывает ему записать четыре вещи: его пропитание, его срок, его дела и будет он несчастлив или счастлив. Затем ангел вдувает душу в него...".


ВДОХНОВЕНИЕ

От рождения до смерти, каждому человеку предназначен ангел, вдохновляющий его на добро и охраняющий его от зла.

Абдулла ибн Мас'уд сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Каждому из вас назначен сотоварищ из джиннов и один из ангелов...

Эти ангелы ответственны за то, чтобы наставлять каждого человека, по воле Аллаха, к праведности.

Однако, согласно высказываниям Пророка (мир ему и благословение Аллаха), эти ангелы-хранители оставляют человека в определенных ситуациях. Например, Абу Тальха сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки, или изображения, либо изваяния живых существ.

(ВОТ ОН откуда - запрет на изображение живых существ в исламском искусстве!!)

ЗАПИСЬ ДЕЛ

Два ангела также приставлены к каждому человеку для записи его дел. Коран упоминает о них в следующих аятах:

А ведь над вами есть хранители - благородные писцы. Коран, 82:10,11

Вот принимают два приемщика, справа и слева, сидя. Не произнесет он и единого слова, иначе как у него - готовый надсмотрщик. Коран, 50:17,18

Абу Умама сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) описал их следующим образом:

Поистине, (ангел) слева поднимает перо (не записывая) дела мусульманина, совершившего грех на шесть часов. Если он покается и просит Аллаха о прощении, дело отбрасывается в сторону, иначе оно записывается как одно (дурное дело).


СМЕРТЬ

Некоторым ангелам предписано извлекать душу человека из его тела во время смерти. Об этом упомянуто в Коране:

Скажи: "Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены". Коран, 32:11

На других ангелов возложено - принять душу и путешествовать с ней из этого мира и вернуться в него. Аль-Бара' ибн 'Азиб сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Когда верующий покидает этот мир и вступает в следующий, ангелы с ликами сияющими подобно солнцу нисходят на него с небес, неся одеяния и благовония Рая, и (затем они) садятся по бокам. Затем прибывает ангел смерти, садится у его головы и говорит: "О, добрая душа, приходи к прощению и угоде Аллаха". Затем она (душа) выходит подобно тому как стекают капли воды с мокрой кожи, и он (ангел) принимает ее. В мгновение ока, после того как он взял ее, они берут ее и кладут в одеяние и благовония. Тогда от души начинает исходить аромат подобный сладчайшему мускусу, который можно найти на лице земли. Затем они возносятся с ней и каждая группа ангелов, встреченная ими, спрашивает: "Кто эта добрая душа?", на что они отвечают: "Такой-то, сын такого-то", называя его лучшим из имен, которым называли его люди на земле. Затем они приносят ее к нижнему небу и просят открыть врата. Они открываются и архангелы каждого неба сопровождают ее к следующему небу, пока ее не принесут к седьмому небу, и Аллах, Великий и Славный, скажет: "Запишите книгу Моего раба в иллийин (книгу праведных)  и возьмите его обратно на землю, потому что Я сотворил человека из нее и Я верну их в нее, и из нее Я изведу их снова". Затем его душа возвращается в тело...".

(На седьмом небе от счастья!, говорим мы. Обратите внимание, у мусульмане тоже есть седьмое небо!)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В приведенных текстах нет ничего в отношении происхождения, сущности и формах ангелов, что могло бы указать на то, что ангелы имеют власть над душами или телами людей. Напротив, повествования об их способностях, категориях и отношениях с людьми показывают, что ангелы не имеют независимой власти над людьми. Согласно взглядам ортодоксального Ислама на приведенные тексты, ангелы не обладают свободной волей, они только исполняют то, что повелел Аллах. Повеления Аллаха не включают в себя - принятие ангелами власти над людьми, потому что властвование - в сути своей насилие и зло, а Аллах ясно установил в Коране, что Он не угнетает никого, и не приказывает зло.

В следующий раз - о мусульманских «чертях» - джиннах.

религия

Previous post Next post
Up