Давным давно, когда боги еще не гнушались спускаться в этот мир со своих Олимпов, пылкий Зевс влюбился в прекрасную Ио - дочь аргосского царя Инакоса.
Но женушка главного из богов - Гера - бдила муженька ревностно и жестко. Дабы скрыть свою очередную страсть от ее гневных очей, Зевс обратил Ио в белоснежную корову.
Как там складывались отношения в рамках древнего любовного треугольника, вы можете узнать, покопавшись в интернете. А мне в данный момент интересна маленькая незначительная деталь из повседневной жизни коровки Ио. Вечные мучители этих парнокопытных оводы совсем замучили бедную телочку. Отчаянно пытаясь избавиться от них, трясла она головой, задевая землю рогами и оставляя на ней длинные борозды. Одну из них мы сейчас называем Золотым Рогом. :)
Да-да, та самая знаменитая стамбульская бухта. Сами турки не заморачиваются (как и с островами) и зовут ее просто - Бухта (Халич/Haliç), и всё. При этом всем им сразу понятно, ЧТО за бухту имеет ввиду говорящий. :)
Однако, наверное, многие даже не догадываются, что название это - усеченное. А полное - Халич-и Дерсаадет (Haliç-i Dersaadet), что в переводе означает ни много ни мало - Залив врат блаженства.
Под царством Блаженства подразумевался, собственно, сам Стамбул.
Аситане (Asitane) - «столица столиц»,
Аситан-и Девлет-и Алиййе» (Asitan-i Devlet-i Aliyye - столица высочайшего государства),
а позже - Дерсаадет -
все это менее известные, нежели Константинополь и Царьград, имена этой столицы мира.
Мы приехали сюда попить кофе в знаменитой исторической кофейне, а получилось - целое путешествие!
Если Золотой Рог был воротами в Стамбул, то его собственные ворота - это его четыре моста. Сведения о других многочисленных, давно утонувших в веках, мостах через бухту до нас не дошли. Известно только, что был какой-то уже в VI веке н.э. при императоре Юстиниане I.
Но история сохранила один любопытный случай о способе переправы через залив. В 1453м году, когда, как известно, турки взяли тогда еще христианский Константинополь, они предприняли немалую смекалку во время осады города. Одна из задач была - перевести войско с одного берега Золотого Рога на другой. В интернете во всю блуждает информация, что смышленные турки сварганили временный мост, поставив свои корабли плотненько друг к к другу и таким образом организовали своеобразный временный мост. Но я нашла более точное описание этого события в фундаментальной работе
Стивена Рансимена «Падение Константинополя в 1453 году».
Корабли были на самом деле ПРИКРЫТИЕМ для понтонного моста, сооруженного из... винных бочек:
«Теперь же под прикрытием его кораблей, проникших в залив, султан смог приступить к постройке моста через Золотой Рог в непосредственной близости от городских стен. Мост был понтонным; его соорудили из сотни винных бочек, крепко связанных попарно так, что между ними создавался достаточно широкий проход. На бочках сделали настил из бревен, покрыв его досками. По этому настилу могли пройти колонны по пять человек в ряд; мост также был способен выдержать и тяжелые повозки. К понтонам крепились плавучие платформы, каждая из которых выдерживала вес пушки. Теперь войска можно было под защитой пушек быстро перебрасывать с берега Перы под стены города, а жерла самих пушек направить в сторону Влахернов под требуемым углом». (Глава VII. Потеря Золотого Рога).
А еще за право возвести мост над водами бухты боролся сам Леонардо да Винчи! В 1502 году он послал султану Баязиду II свой проект моста - 240 метров длиной, 8 метров шириной и 40 метров над водой...
Но почему-то султан остался равнодушен к этой идее. Так что бухта так и осталась без моста еще на пару веков. :) А Стамбул, возможно, лишился еще одной яркой достопримечательности. ЗАТО ее обрела... Норвегия! В 2001м году ТОТ самый «турецкий» проект гениального Леонардо воплотился в жизнь. Пусть не в Турции, и через много веков, но мост стоит!
И он восхитителен, судя по фотографиям! Даже на смотря на то, что меньше задуманного в 2 раза, и сделан из дерева, а не каменный, как планировал сам архитектор. Все-таки гений, гений, как ни крути!
Ну разве можно подумать, глядя на этот суперсовременный мост, что это проект XVI века??
Спасибо блогу
go2see за фотографии.
Знаменитый Галатский мост - коротенький (меньше полукилометра в длину), но колоритный:
Вечно усыпанный рыбаками, когда бы ты туда ни пришел, - ночью-днем, в жару или холод:
Рыбаки сверху, цель - снизу. :)
А посередине - результат - зажаренная на гриле рыбка в ресторанчиках, плотно и сытно занявших все свободное пространство ПОД мостом за исключением прохода для корабликов.
Нынешний мост - новый, построенный в 1994м. До того он перестраивался несколько раз.
Самый первый был деревянным. Ему жители города были обязаны маме султана Абдула-Меджида I Безм-и Алем. Именно по ее желанию султан повелел возвести переправу в 1845 году. Поэтому и звали мост тогда: «Мост Валиде», «Новый мост», «Большой мост» и так далее.
Бесплатно его пересекать могли только военные, священнослужители и некоторые, так сказать, должностные лица. С остальных взымалась плата: 3 монеты - за каждое животное (кошки не в счет :)) - овцы, козы, коровы и др., 5 монет - с пеших граждан, 10 - если у тебя с собой была поклажа, 20 - за животное с поклажей, 100 - за повозку с лошадьми. :)
В 1863м году устаревший мост перестроили - аккурат перед визитом Наполеона III в Стамбул. На рисунке - мост в конце XIX века (1875 - 1912 гг.). Возможно, будка на переднем плане и есть «касса»? :)
1912 год указан не зря, ибо в этом году Галатский мост опять обновили - работой занималась немецкая компания и, видимо, очень рьяно, ибо после этого он простоял почти целый век! Пока не пострадал от пожара в 1992м. Но его, кстати, сохранили для истории!
Как выглядел тот исторический Галатский мост, мы узнаем чуть позже, когда пересечем следущий мост через Золотой рог, который ныне носит гордое имя Ататюрка (раньше он назывался Ункапаны). На деле он - низенький, старомодно выглядящий дедушко:
Весь разбитый на множество меленьких ячеек. Будто сеть, раскинувшаяся в водах. Кого ловит? Туристов что ли? :)
И рыбаки ему в этом помогают. Оказывается, Галатский мост - не единственное их пристанище. Но муж говорит, что улов здесь намного беднее, чем на его знаменитом собрате - Галатский ближе к Босфору, и рыбка вся там тусуется.
Этот мост, в отличие от старого Галатского, на заре своего существования (а это - 1836й год) был бесплатным. Он и построен-то был с целью освободить народ от расходов на лодки, поэтому и прозвали его люди в ту пору Мостом Благодеяния - Харатийе (Hayratiye). Возвел его султан Махмуд II по просьбе своей жены Bezmialem Valide Sultan. Но, конечно, то, что мы видим сейчас - это совсем даже не оригинал, а версия 1935го года. :)
Чтобы «не споткнуться» об ентого дедушку и случайно его не убить, кораблики по Золотому рогу плавают тоже низенькие и смешные - глазастые с носиком:
Но вполне комфортные:
В следущий раз покажу СТАРЫЙ Галатский мост и еще один - последний через Золотой Рог - мост Халич.