Турецкий СЮР

Apr 15, 2013 19:17


«Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же».
Гегель
Кто не знает, напомню, что у нас в родственниках числится один из самых известных и популярных современных художников Турции Бедри Байкам .
Эпатажный, скандальный, идеалистичный, слегка чокнутый, как его характеризуют в интернете. В общем, творческий, да. И картины у него такие же. И поклонники, как выясняется.



Мы сейчас с мужем смакуем новость: у Бедри Байкама купили пустую картину.
За 100 000 долларов.
Точнее, чуть больше, чем за 100 000 долларов.

- Что значит пустую? - удивилась я, когда муж мне сообщил сие известие. - Пустой холст в раме?
Оказалось, хуже. Просто раму.

Нет, не просто раму. Такой она была, пока до нее не дотронулась рука Бедри (царь Мидас, превращавший все в золото одним касанием, нервно курит в сторонке). Теперь это произведение искусства, наполненное глубоким (ооочень глубоким) смыслом. Это я по-дилетански говорю: пустая. А художник говорит: не пустая! Это «обрамленное живое время и пространство»! Точка, где встречаются реализм, 3D и концептуальное искусство.




Анти-искусство! Наследие дадаистов! Умственный толчок! (тот, который подталкивает, а не тот, на котором сидят :)) - восхищенно залопотали газеты. Дюшан бы позеленел от ревности.

Ну очень, очень концептуальное искусство! Есть где разыгрыться буйной фантазии, если она есть. А она есть! У многих искусствоведов. Вон, некий профессор Хасан Бюлент Кахраман (Hasan Bülent KAHRAMAN) как разогнался в своем восхищении новым произведением г-на Байкама - настрочил в порыве вдохновения даже не статью, почти трактат . К слову, данная «картина» - не единственная. Чо мелочиться-то? Это целая СЕРИЯ картин, которую сейчас можно лицезреть на выставке в Нью-Йорке. Уточняю: ВСЯ выставка состоит из пустых рам. Уж извините, называю вещи своими именами.




Сначала подумала - ну забавляется человек. ИГРАЕТ с миром. Самовыражается, бросает вызов. Провоцирует. Но потом с удивлением для себя обнаружила, что для него это все серьезно, никак не игра, нет. Скорее, философия. Книги пишет («Пост-Дюшан кризис», 1994), конференции собирает. В общем, художника я могу понять. Но мне удивительны подыгрывающие ему ДО ТАКОЙ степени. Я имею ввиду того, кто купил эти «игры разума» за бешеные бабки. Дай бог ему много денег и дальше.

Этим тонким ценителем подлинного искусства (что может быть подлиннее самой реальности, обрамленной картинной рамой) является Мурат Юлкер (Murat Ülker). Тот самый, чьи шоколадки/бисквиты/кексы/газировки/растительное масло/кофе (и т.д.) едит и пьет вся Турция, - владелец мощной местной компании «Ülker» .



2 года назад он приобрел за 1,5 млн. долларов картину еще одного известного турецкого чудака Бурхана Доанчая ( Burhan Doğançay). Картина называется « «Голубая симфония» (Mavi Senfoni). И ее называют самой дорогой турецкой картиной. Я долго вглядывалась, чтобы понять, чо там такое изображено. Слово "нарисовано" тут не подходит. Ошметки голубой пластмассы? Разрезанные и свернутые в трубочку пластиковые стаканчики? Или просто скрученная бумага?



Пикантность ситуации состоит в том, что ранее г-н Байкам отзывался о г-н Юлкере и его компании не весьма лицеприятно, т.к. «Ülker» - компания с радикальным замашками, а художник известен своими прогрессивными политическими взглядами.



Реакцию самого Бедри на такую удачную сделку я не знаю, но теща его смеется в голос. :)

Не, не жизнь, а сюр какой-то.

p.s.
Примеры других работ господина Байкама здесь:
http://ladysunrise.livejournal.com/57326.html
А кому любопытно посмотреть, как он живет, - вам сюда:
http://ladysunrise.livejournal.com/75882.html
http://ladysunrise.livejournal.com/76095.html

искусство, Родовая книга

Previous post Next post
Up