От victorolsufiev
(Виктор Олсуфьев)
Марии
Женщины выходят из кино.
Каждая выходит с д’Артаньяном
Если говорить о связи женщин с суфизмом, то первое, что хочется упомянуть, это тот факт, что именно суфизму западная культура обязана наиболее верным и правильным отношением к женщине. Действительно, то отношение, которое называется «рыцарским», пришло от мусульманских суфийских орденов, которые послужили образцом для создания первых рыцарских орденов на Западе. Как известно, суфийские идеи верности, служения, преломились через рыцарство, культ Прекрасной Дамы, трубадуров и дошли до нашего времени как «галантное» отношение (хотя бы в форме пропускания вперед в транспорте). О суфийских влияниях на Запад можно прочитать у Идриса Шаха и Эрнеста Скотта (*1).
Целью суфизма является совершенствование человека, которое осуществляется, в частности, через развитие и трансформацию его сознания, подготовку его к более верному, прямому, непосредственному восприятию Истины. В таком аспекте довольно затруднительно рассматривать женщину как существо менее совершенное, как уступающую мужчине. Скорее наоборот. По своей природе женщина и физически, и психически является более сложным, более тонким «механизмом», более точной моделью Космоса. По сравнению с женщиной мужчина устроен более примитивно.
Конечно, в идеальном случае развитие наиболее оптимально может осуществляться для пары мужчина-женщина. С глубокой древности эзотеризм хранит идею о необходимости нахождения своей «половинки», в соединении с которой создается единой гармоничный организм. Эта идея знакома нам в основном по Платону, однако её можно найти и в словах Пророка (да возрадуется ему Аллах!) (*2), и в «наше» время - у Гюрджиева. Проблема, однако, состоит в нахождении именно той «половинки», сущности, которая будет находиться в гармонии с твоей собственной сущностью. Для человека, лишенного интуитивного ощущения гармонии, это непосильная задача (*3). Решению этой задачи могут, правда, помочь или знание типов (в данном случае классификация типов по цвету), или астрология (*4). Но поскольку астрологией надо уметь пользоваться, а пониманием типов люди, как правило, не владеют, то мужчины и женщины подбирают себе партнеров и «спутников жизни» по внешним (как правило, ошибочным) признакам. Результатом этого является дисгармония, что не только не дает совместных преимуществ в развитии, но затрудняет даже индивидуальные возможности каждого. А зачастую и просто отравляет жизнь обоим (*5).
При совпадении (хотя бы и неполном) «половинок» каждая сторона даёт другой то, в чем она нуждается. В частности, женщина ищет в мужчине опору, защиту, поддержку. Не зря говорится: «Она за ним, как за каменной стеной». Это относится далеко не только к материальным вещам, но, в частности, к психологическим и духовным (*6). Поэтому одним из наиболее существенных качеств реального мужчины является надежность.
Но где же они, надежные мужчины, где они, рыцари? Они вымирают, как динозавры и, похоже, скоро вымрут совсем. Одним из результатов общего ухудшение жизни на этой планете является «фрагментизация» психики человека. Из-за того, что человек не может правильным образом соединять впечатления, приходящие из разных частей его «общего присутствия», увеличивается его механичность. Люди все более превращаются в машины, управляемые внешними влияниями. Так о какой надежности может идти речь? Вчера, вроде, казался надежным, а сегодня пришло влияние - все равно какое - и он оказался ненадежным…
Таким образом, образовался дисбаланс. И соотношение не как в песне поётся: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят». Гораздо меньше… Что же остается делать женщинам? Как говорится, «При отсутствии гербовой бумаги пишут на простой». И женщины стараются найти что-нибудь получше из того, что есть. В результате нередко получаются несовершенные, ущербные пары, в которых отсутствует гармония. Да и откуда быть гармонии без настоящей любви? Вместо естественного притяжения (и союза) начинают играть роль низшие мотивы: женщина стремится «удержать» мужчину. Пусть какой есть, но он нужен. Не для обоюдного духовного совершенствования, а из других соображений, как-то: физиологических, социальных («чтобы было как у людей»), психологических («что же я, хуже других?»), материальных.
Наличие такого рода мотивации неизбежно приводит к искажению и извращению психики женщины. (Впрочем, эти искажения уже давно считаются нормой). Первый вариант извращения состоит в том, что женщина убеждает себя, что её долг - подчиняться мужчине. Это так называемый «восточный» вариант, который можно сформулировать фразой: «А ты, б-ь, молчи, когда джигиты разговаривают». И совсем необязательно, чтобы это принимало крайние, грубые формы. Такое подчинение может проявляться в таких, казалось бы, «мелочах», где легче убедить себя, что это и подчинением-то не является. Например, у многих мужчин есть навязчивая идея, что его жена должна и дома ходить с прической, не в домашней одежде (т.е. «затянутой») и на каблуках. У другого - что она должна ежедневно готовить обед из трех блюд, а может и не один раз в день. И женщина будет это делать, даже если ей это не нравится или неудобно. Где уж ему, эгоисту и невежде, понимать, что волосам тоже нужен «покой», так как они являются «антеннами» для приема определенных видов вибраций; что частое ношение тесного белья приводит к деформации и нарушении функций внутренних органов (в первую очередь, женских); а каблуки являются одним из худших изобретений т.н. «цивилизации», потому что все точки тела проектируются на стопу и длительное хождение на каблуках приводит к разбалансировке энергетической системы и может привести к целому ряду серьезных заболеваний. Ей неудобно, но она молчит… Что касается повышенных кулинарных запросов, то можно понять возникающее время от времени у женщины желание «просветить» свою половину по дзэнской методике: а именно, дать сковородкой по голове. А сколько дураков изводят своих подруг требованием морить себя голодом чтобы сохранять фигуру? (Мотивируя это, скажем, соображениями пользы для женщины или «эстетическими» соображениями). И так далее…
Как это всегда бывает, есть и другая крайность: женщина старается заставить мужчину подчиняться. И это часто удается.
Если же женщина одна, то ей приходится выполнять многие функции, которые обычно выполняют мужчины. То есть нести двойной груз…
Как реакция на неправильное чувство зависимости от мужчин, все больше и больше развивается другой вид извращения женской психики, а именно - «эмансипация», феминизм. Женщины занимаются несвойственными для их природы делами: выбирают мужские профессии, воинскую службу, занимаются мужскими видами спорта, и так далее. Но главное - стараются думать, чувствовать и вести себя по-мужски. В результате этого их психика (как и тело) перестраивается на функционирование по несвойственному им образцу. Да, это часто удается, но это еше совсем не значит, что начинающая доминировать в психике «мужественность» правильна и полезна (для духовного роста, разумеется).
Аналогично, у мужчин тоже проявляются два вида «извращеного» поведения. Первый состоит в том, что он, охотно впитав идею, что женщина должна повиноваться, играет роль «повелителя», что соответствует его представлению об образе «настоящего мужчины» (поведение, на самом деле зачастую являющееся просто проявлением комплекса неполноценности).
Вторым видом является то, что мужчина, сам того не замечая, попадает «под каблук» своей половины, что в первую очередь проявляется в том, что он ее боится. Интересно, что в подавляющем большинстве случаев мужчина этот факт совершенно не осознает и, если ему это сказать, чрезвычайно возмутится (*7).
Во многих семьях совместная жизнь - это постоянная борьба за главенство. И это, увы, считается нормальным…
Так постепенно женщины перестают быть женщинами, мужчины - мужчинами. Всё смешивается. Неудивительно, что за психологическими извращениями следуют физиологические: неуклонно растет количество гомосексуалистов и лесбиянок. Всякая тварь извращает свой путь пред Господом… Результат такой тенденции гиперболизированно нарисован В. Пелевиным (*8).
Существует идея, которая, примененная неправильно, пагубно влияет на людей: идея «обладания» и «принадлежности». Есть ходячее мнение, что женщина должна принадлежать тому, кого она любит. Хотя в этой идее есть определенная привлекательность и смысл, но трактуется она нередко так, что женщина должна быть покорна и послушна мужчине (или - реже - наоборот: мужчина - женщине). То есть в смысле собственности.
Религиозный человек эту идею может принимать условно, но никак не буквально. И мужчина, и женщина могут и должны принадлежать только Богу (*9). Человек должен осознавать себя рабом Бога, и ТОЛЬКО Его. Иное отношение уже является по сути неверием. Более того. Не только обладание другим человеком является неправильным: человек не владеет даже своей собственной жизнью и распоряжаться ею может только до определенного предела (*10). В Исламе эта ясно выражено в идее, что Аллах дает человеку его жизнь взаймы, на время. Это утверждает и суфизм (*11).
В обществе существует различие между двумя видами «собственности». У меня могут быть моя авторучка, моя машина. С другой стороны, моя жена, мой ребенок, моя собака. Но если с первым видом собственности я могу поступать по своему усмотрению, то в отношении второго мои права ограничены. И это правильное разделение. Другие существа не даны нам в собственность, а ВВЕРЕНЫ нам Богом с тем, чтобы мы заботились о их благе. В этом, и только в этом смысле они наши. Мы за них отвечаем перед Создателем. Если об этом помнить (что не всегда легко), то идея принадлежности-обладания занимает в жизни свое правильное место.
И противоречия нет: настоящая любовь не порабощает, а освобождает (*12). Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал: Когда есть угнетение, даже птица умирает в своем гнезде». Разве не естественно хотеть видеть того, кого любишь, свободным?
Бытует также идея, что другого человека надо «принимать таким как он есть», что его недостатки надо не замечать, мириться с ними. Для людей, находящихся в Работе, это неверная позиция.
Мириться можно только если тебе все равно, каков этот человек. Смысл союза состоит в том, чтобы помогать совершенствованию друг друга. Поэтому абсолютно необходимо не мириться и закрывать глаза, а указывать на недостатки другого и помогать их исправлять (*13). Абдаллах Ансари (да святится его тайна!) советовал: «С друзьями - увещевание». А без дружбы любовь невозможна. Для того, кто любит, видеть недостатки, несовершенство другого причиняет огорчение, боль. Ведь Пророк Аллаха сказал: «Правоверные - зеркала друг для друга».
В целом ряде отношений женщина совершеннее мужчины.
Организм женщины представляет собой более тонкий, более совершенный инструмент, предназначенный, в частности, для выполнения важнейшей функции - деторождения.
Женщина обладает гораздо более развитой интуицией, то есть более непосредственным восприятием истинной сути явлений, позволяющей ей зачастую понимать суть явлений без привлечения громоздкого и неповоротливого мыслительного процесса, характерного для мужчин.
Женщины раньше взрослеют. А очень многие мужчины остаются в течение всей жизни подростками, просто сменив короткие штанишки на джинсы или костюмы. Они все так же играют в детские игры, считая их «важными, мужскими делами», что, по их мнению, ставит их выше женщин. Нередко женщины понимают, что это всего лишь игры, хотя и не спорят. Они-то знают, ЧТО на самом деле важно… (*14). Если, конечно, сами не начали верить в важность таких игр.
Конечно, мужчины воюют, ставят рекорды и т. д. Совершают подвиги (иногда). А многие женщины совершают подвиг день за днем, год за годом. Ведь «В жизни всегда есть место подвигу»…
Наряду с тонкостью восприятия, у женщин есть еще одно бесценное качество: жертвенность. Женщина скорее принесет в жертву ради мужчины (а тем более, ребенка) время, силы, удобства, интересы. В конечном счете, жизнь… (*15). Мужчины, как известно, более эгоистичны и нередко бессовестно (умышленно или нет) пользуются этой чертой женщин.
Откуда же взялость мнение, что женщина менее совершенна, чем мужчина? Оно укоренилось так прочно, что многие женщины (не настоящие женщины, конечно) сами верят в это.
Это мнение веками навязывалось верующим официальной религией. Богословы иудаизма, христианства и ислама веками внушали эту идею. Сама по себе «официальная» религия является низшей по отношению к эзотерической религии, ее внешней оболочкой. В богословии, как и в философии, используется низший, логический разум, работающий на самом грубом водороде Н48 (по терминологии системы Гюрджиева). И «авторитеты», веками вносившие вклад в развитие «внешних» религий, и пользовавшиеся высоким авторитетом в обществе, были всего лишь обычными, «плоскими» людьми. То есть неразвитыми (или, скорее, односторонне, негармонично развитыми) в более высоком смысле слова. Конечно, среди них встречались и высоко развитые индивидуумы, как например, аль-Газзали. Но это было не так часто. Истинное, правильное отношение к «женскому» вопросу (как и ко многим другим) хранилось в мистической традиции, в кругу людей Истины. Например, в мистическом христианстве, в суфизме.
Как известно, у Господа Иисуса Христа были ученицы. Тайная гностическая традиция, безжалостно выкорчеванная церковью, утверждала особую избранность этих женщин, иногда ставя их выше учеников-мужчин. Не случайно третья ипостась Троицы - Святой Дух - иногда считалась женской ипостасью (*16). Также неудивительно, что во многих южных странах культ Девы Марии настолько популярен: люди истинктивно чувствуют сущностную важность и непреходящую ценность женского начала. Но уже в посланиях Апостола Павла видны зачатки возвращения к ветхозаветному подходу к вопросу о женщинах. Да и Священное Писание (на котором часто основывались богословы), будучи произведениями объективного искусства, не следует понимать слишком буквально (*17). Впрочем, эта тема неисчерпаема как атом.
Конечно, если есть Настоящая Любовь, рассуждения такого рода могут оказаются ненужными: многие проблемы отношений снимаются и регулируются естественным путем. Но такая любовь редка… Нахождение наугад гармонически соотвествующей сущности маловероятно просто математически. Чутье же у многих женщин притупилось в результате неправильной жизни, а у мужчин и тем более. К тому же, на сущностное восприятие могут накладываться ошибочные личностные ограничения: например, социальное или экономическое неравенство. Но так как потребность найти такую любовь все же существует, то нередко за большую любовь принимают большое увлечение. Это, конечно, лучше, чем ничего, но за большим увлечением рано или поздно следует большое разочарование (*18). Ничего, будет другое увлечение. И другое разочарование. «Поиск человека» продолжается. Тоже способ, конечно, но рано или поздно начинает надоедать… Так и ищут своего рыцаря в кафе и барах, на вечеринках и концертах, лекциях и маджлисах… А теперь и на интернете. «Сын Неба, где ты?»
А поскольку реальных мужчин мало (*19), а если есть, то они уже «заняты», то рано или поздно приходится следовать совету продавщицы: «Берите, дамочка, что есть, а то и этого не будет!». И берут, а бывает, что и дерутся за мужика. А если он не такой, каким хотелось бы его видеть? Ничего, воображение наделит его недостающими качествами, романтизирует. Можно «подретушировать» портрет мужчины: здесь замазать, а тут подрисовать. Будет «не хуже чем у других». «Зато не пьет (или не гуляет, и т.д.)». Так и живут. Впрочем, нередко бывает, что внутреннее чувство все равно говорит, что что-то не так, а от неизбежных трений ретушь стирается… Тогда в женщине возникают неуверенность, раздвоение, которые могут привести к заболеванию, проявляющемуся, в частности, в одном из самых неприятных свойств женского характера - истеричности.
Гюрджиев говорил, что, в отличии от мужчины, женщина уже все знает. Ей нужен только реальный мужчина, который даст ей душу, то есть энергию для развития тонкого тела. Как известно, функция секса двояка: он служит или началу и развитию новой октавы вне тела - т. е. рождению ребенка, или началу и развитию октавы внутри тела - то есть росту тонкого тела. По отношению к Работе смысл секса состоит во взаимном обмене тонкой энергией (Си 12 - наиболее высокой энергией, которой человек может управлять). При этом происходит взаимное оплодотворение: мужчина дает женщине энергию для построения ее тонкого тела, а женщина оплодотворяет мужчину давая ему энергию на развитие его способностей, в том числе творческих, и вдохновляя его на усилия и на подвиги (*20). То есть она является его вдохновительницей, его Музой.
Если же такой союз длителен и прочен, то их тонкие энергетические связи кристаллизуются, что позволяет мужчине и женщине, не теряя своей индивидуальности, образованть единое «тело», организм, новое существо, обладающее неизмеримо большими энергетическими ресурсами и, следовательно, дающему каждому гораздо большие возможности в развитии. Таким образом два бинера (*21) образуют устойчивую структуру, кватернер. Это новое существо, Андрогин (*22), с древности изображалось символом Гермафродита. Смерть физического тела над такой связью уже не властна (*23).
Это большая вещь - быть уверенным, что на близкого человека можно положиться, что он не предаст, не подведет, не струсит (*24). Поэтому в правильной, гармоничной паре мужчина и женщина прежде всего «друзья по сущности». У них общие цели и задачи, у них общее понимание. Они соратники, идущие по жизни плечом к плечу, а если нужно, то сражающиеся спиной к спине. А по отношению друг к другу их задача состоит в том, чтобы помогать друг другу становиться сильнее, смелее, СВОБОДНЕЕ. Они объединены (не связаны!) любовью, которая помогает им, не теряя своих характерных черт, обогащать сущность лучшими чертами, присущими другой половине. Такое обогащение и дополнение помогает им в очищении и просветлении своего существа, в развитии новых чудесных способностей, новых «органов» (*25), которые, в свою очередь, помогут им в восприятии высших влияний, чтобы в результате понять и реализовать смысл своей жизни, который состоит в познании Истины, обретении реального Бытия и Божественной Любви. Только таким человек является образом и подобием Творца. Создание такого человека и является целью суфизма.
__________________________________________________________________________________
Примечания
*1 Идрис Шах «Суфии»; Scott, Ernest «The People of the Secret».
*2 «Women are the twin-halves of men” (Цит. по книге: Idries Shah. “Caravan of Dreams”)
*3
И средь ладоней неисчетных
Не находил еще такой,
Узор которой в знаках четных
С моей бы совпадал рукой. (Максимилиан Волошин)
*4 Смотри сообщения О типах сущности и об Астрологии.
*5 К этому, в частности, применимо изречение Пророка: «Души, узнающие друг друга, собираются вместе. Те, которые не узнают, спорят [обвиняют (argue)] друг с другом» (Цит. по книге: Idries Shah. “Caravan of Dreams”)
*6 Стабильность, необходимая женщине для правильного выполнения ее функций, заключается не только в «уверенности в завтрашнем дне» в материальном смысле, но и в создании положительной эмоциональной атмосферы, сильно влияющей на формировании психики плода, а впоследствии и ребенка. Эта стабильность также важна для развития у женщины присущего ей «внутреннего чувства», интуиции, которое является, пожалуй, наиболее ценным ее вкладом в совместное духовное развитие пары.
*7 Смотри Насреддиновскую историю о «Тех, Кто Не Боится Своих Жен». Кстати, есть очень простой способ в этом убедиться в наличии страха: ЛОЖЬ. Если одна из половин врет другой (даже если это небольшая ложь, утаивание, искажение фактов), в большинстве случаев это говорит о наличии какого-то страха, часто затаенного. Искреннее самонаблюдение могло бы многое прояснить…
*8 «Миттельшпиль». См. Пелевин 4
*9 «Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, А живеи ли - живем для Господа, умираем ли - для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, - всегда Господни» (Рим. 14.8).
*10 В частности, религия запрещает самоубийство как грех против Духа.
*11 Эта идея прекрасно выражена в сказке «1001 ночи» об Абдаллахе Земном и Абдаллахе Морском.
*12 Писание гласит: «Вы куплены дорогой ценой. Не делайтесь рабами человеков».
*13 При этом одна из труднейших вещей - не использовать эту задачу для оправдывания своих собственных механических негативных проявлений.
*14 Это тайны, которые знают королевы и кошки (Трэверс. «Мэри Поппинс».) Кстати, не знаю, насколько широко это известно, но Трэверс находилась под сильным влиянием идей Г. И. Гюрджиева. У нее даже есть книги о Гюрджиеве.
*15 Эта черта многократно и поэтично описана в литературе. Например, у Густава Майринка в его романе «Ангел западного окна».
Много лет назад мой друг ознакомил меня с замечательной статьей известного писателя Роберта Грэйвза «Романтичнее ли женщины мужчин». Эта статья произвела на меня очень большое впечатление. Можно посоветовать её достать и прочитать тем, кто интересуется этим вопросом. Роберт Грэйвз был другом Идриса Шаха. Он говорил, что это он побудил Шаха написать книгу «Суфии» и сам написал к этой книге предисловие.
*16 "Так сделала Мать Моя, Дух Святой, взяла Меня за волос и перенесла на гору Фавор.» (Ориген. Ио 11.12)
*17 Даже при буквальном прочтении можно заметить, что мужчина был сотворен из глины, а женщина из ребра - то есть из более высокоорганизованной материи….
*18 Так сказать, «отходняк после кайфа». Причина разочарования часто лежит в том, что у мужчин и женщин есть представление о том, «какой тип им нравится». Очень часто это представление является совершенно ложным, основанном на личностных качествах, а не на сущностных. Многие «идеалы» могут быть основаны на впечатлениях юности, почерпнутых, скажем, из кино и телевидения. Не говоря уже о нелепостях выбора по «профессиональным» интересам и т. д.
*19 «Хорошего мужчину теперь редко найдешь» («Книга 1001 ночи». 17я ночь)
*20 Вдохновение приходит в результате любви (или влюбленности), не обязательно связанных с сексом.
*21 Каждый из членов пары представляет собой бинер, обладающий активной и пассивной частью (см. у Владимира Шмакова)
*22
Я вижу, ты медлишь, смущаешься...
Что же?!
Пусть двое погибнут, чтоб ожил один,
Чтоб странный и светлым с безумного ложа,
Как феникс из пламени, встал Андрогин. (Николай Гумилев. Андрогин)
*23
Их голосам дано сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах.
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья... (Владимир Высоцкий. Баллада о любви)
*24 «Ибо никто, положивший руку свою на плуг и оглядывающийся назад не благонадежен для Царства Божия»
*25 «Органы возникают в ответ на необходимость. Поэтому увеличьте вашу необходимость» (Руми)
https://nad-suetoi.livejournal.com/752944.html