Мне была интересна судьба проекта «СВОИ 2000« с того момента, как я увидел их первый фильм, «Пыль». «Шапито-Шоу» превзошло все ожидания. «НАКОЕЦ-ТО!» - была моя первая мысль, когда я увидел анонсы фильма.
Фильм смешной, глубокий, красивый и безусловно гениальный. Нет ни высоких слов о морали и нравственности, нет желания вызвать приступ вины у зрителя и «как-бы" проучить, причинив скучное и не всегда ясно сформулированное добро. Таким отношением «свысока» грешат многие деятели от искусства. А в «Шапито" всё совсем иначе. Эгоизм людской, так живо и с таким здоровым юмором раскрытый в каждом из героев фильма, откликнулся во многом и во мне самом. Так просто и так понятно. Арт-проект «СВОИ 2000« пошли путём сотрудничества ради самой идеи, эти самостийные художники не стали никому подражать и в результате сделаи то, о чём только мечтают иные именитые режиссёры, сняли прекрасное кино. Фильм для разных возрастов, его, по словам режиссёра Сергея Лобана, с удовольствием смотрят как 20-ти летние, так и люди среднего возраста, и с сединой в волосах тоже смотрят - и все считают, что это кино именно про них и для них.
Сергей Лобан, режиссёр «Шапито-шоу»:
МЫ ВСЕХ ПОБЕДИМ!
Игорь: - Я очень я удивился, столкнувшись с негативным отношением к фильму. скандальный, говорят, геи в кадре целуются... Сергей, не стыдно Вам?
Сергей: - Нам не стыдно. (улыбается) Мы говорим о вещах, с которыми приходится сталкиваться молодому человеку, о толерантности и не только. О том, что мир сложен и многообразен и любая проблема одновременно существует в разных системах миропонимания. Кстати, вчера позвонила Ольга Ивановна (жена П. Мамонова - примеч.) и сообщила, что настоятель Сретенского монастыря водил на фильм всю епархию. Потом позвонил ей, сказал: "Наш фильм!". Им очень понравилось, и они даже по стаканчику пропустили после фильма. И велели кланяться. Так что, даже в православной среде есть разное понимание фильма и проблем, которые он затрагивает.
Игорь - Концепция" виноваты он ( она,они), но только не я" у героев, которые именно сами как раз и являются авторами результата этой вины - это режиссерский замысел про доминанту эгоизма в меличностном общении ?
Сергей - Это проблема коммуникационных сбоев, она как правило связана с иллюзиями, с эгоизмом и прочими ненужными вещами, которые сгорают в очистительном огне Шапито.
Игорь - Назвать гомосексуалиста «гомиком"- это авторская позиция или крик обществу что все таки пора называть вещи своими именами, чтобы еще больше не увеличивать индивидуальный и общий самообман?
Сергей - Нужно говорить о вещах, с которыми сталкиваешься, пытаться их понять. На наш взгляд, человек должен быть свободен, а для этого он должен обладать информацией и представлениями об окружающей действительности.
Игорь - Специально для ортодоксальной публики вопрос: А как православный Пётр Николаевич согласился сниматься в картине, где геи целуются?
Сергей - Мне кажется, он не прочитал сценарий целиком. Только увидел на премьере. Он, как и вся ортодоксальная публика, считает, что это вопрос щекотливый и показывать геев нельзя. Он любит когда в кино все погибают и никого не жаль. (смеётся)
Игорь - Пётр Николаевич кажется таким "внезапным", на съёмках с ним сложно "справиться"?
Сергей - С ним справиться очень сложно. Он очень импульсивен и зависим от эмоционального сосотояния. Но человек он очень добрый и очень ответственный. За нас он очень переживает, ну, и по-отечески нас контролирует.
Игорь: - Вообще, есть вроде бы у каждого человека отправной момент, порсле которого он понимает: либо как-то по другому жить, как-то реализовывать себя творчески, либо умирать медленно. У Вас было что-то такое вы жизни, "вскрывало"? Что именно открывало этот творческий портал?
Сергей: - У меня это связано с какими-то смыслоопределяющими вещами. Например, Курт Воннегут стал таким пунктом, в кино подтолкнул Джармуш.
Еще в детстве мне делали много операций под общим наркозом. Это очень полезный опыт, очень похож на опыт умирания. Бергман тоже считает что общий наркоз был самым главным событием в его жизни...
Игорь: - "Пыль" кто-то из СМИ в своё время назвал "русской матрицей". Но по сборам это, конечно, совсем не "МATRIX". А вот ради чего тогда, Сергей? Ведь явно денежная выгода минимальная?
Сергей: - Пыль до сих пор остается самым успешным российским фильмом. Он окупил себя десятикратно. И собрал одной копией на ДВД больше, чем все российские артхаусные фильмы вместе взятые. Помимо того, он позволил нам найти финансирование на проект, который требовал огромного по нашим меркам бюджета. Он выполнил свою функцию. У нас нет задачи разбогатеть. Но у нас есть задача обеспечить нашей творческой лаборатории возможность заниматься интересными экспериментами ни от кого не завися.
Игорь - Виктор Цой звучит у вас в финальной сцене фильма «Пыль", в "Шапито-шоу" - нарочитое противопоставление в образе двойника, Ромы. Вам Цой как-то особенно близок?
Сергей - Нам Цой очень близок и дорог. Это наш Российский Элвис. Каноническая фигура. Мы вплетаем его в свою мифологию, так нам интересно.
Игорь - Расскажите о вашем сотрудничестве с глухонемыми ребятами, в "Пыли" они были, и вот в «Шапито-шоу" им посвящена отдельная история.
Сергей - Со слабослышащими ребятами сотрудничаем очень давно. Мы интересовались культурой глухих. Изучали жестовый язык и даже сами можем спеть пару песен (смеётся). Это ребята с курса ГЦСИ, мастерской Семакова, на мой взгляд великолепные актеры голливудского уровня. К сожалению, в современном мире для них практически нет пространтсва, где можно себя реализовать. Есть театр «НЕДОСЛОВ», есть их собственный проект «СИНЕМАТОГРАФ», но мало кто об этом знает. И мы вот что-то пытаемся...
Игорь - Музыка в фильме - наиталантливейшая, я сразу как услышал, Алексея Рыбникова вспомнил, не то что похоже, но уровень... Где то очень близко. Кто композитор, расскажите?
Сергей - Талантливая музыка никому неизвестного композитора Жака Полякова из группы «Карамазов Твинс», он до последнего времени прозябал в городе Майкоп, сидел в горах, интересовался дзен-буддизмом, и ничего не ждал от жизни.
Игорь - А «СВОИ 2000«, это кто вообще, «Карамазов-твинс» тоже из проекта?
Сергей - «СВОИ 2000« - это тайная организация, даже её участники не знают толком, что это такое, а многие даже не догадываются, что они участники этой организации, которая занимается экспериментами по изготовлению универсального оружия массового поражения в области сознания...(смеётся)
Да, «Карамазов Твинс» часть проекта «СВОИ 2000«, мы готовим сейчас концертную программу.
Игорь - Вот вышел фильм, своей жизнью теперь живёт в умах людей, что-то откликается, самые радостные чувства. Вы вот сами, Сергей, что чувствуете в этой связи?
Сергей - Пока непонятно... Ну, то есть мы рады, что он нравится людям, никаких особых изменений в своем состоянии мы не замечаем. Пока все силы по-прежнему уходят на то, чтобы поддерживать фильм (он был еще в прокате на момент интервью -примеч.), поэтому не хватает времени чтобы заняться следующим проектом. Мы ждем, что наступит момент, когда мы сможем вздохнуть и отпустить его на волю.
Игорь - Ваш путь - это что, своеобразное «юродство", как-то так вы себя позиционируете?
Сергей - Такого нет ощущения. Мы не кривляемся и не усиливаем эффект фриков. Нам кажется что это естественное, правильное поведение. И проповедь это не наш стиль, мы просто удивляемся тому, на сколько сложен, непонятен и удивителен мир вокруг, и приглашаем разделить это наше удивление.
Игорь - Замечательное ощущение, после просмотра фильма: ощущение свободы. Сергей, что же такое свобода?
Сергей - Свобода - это возможность самостоятельно отвечать за свою судьбу. Как в северокорейской идеологии ЧУЧХЕ - "Хозяин своей судьбы сам".
Игорь: - Уметь посмеяться над собственным эгоизмом - это многого стоит. Как это у вас получилось?
Серге: - Мы не задумывались о том, как нам нужно снимать. Просто это единственный способ, которым мы можем сообщать вещи,для нас важные и интересные... Мы не стремимся вписаться в коньюнктуру мэйнстрима, а говорим языком, который понятен нам и нашим друзьям. Поэтому мы всех победим. Что касается иронии, то если в «Пыли» мы себе позволяли иронизировать над обществом и социальным устройством, то в Шапито-Шоу прожектор нашего внимания смещён в область самоиронии.. Это наш творческий рост.