Лабиринты ума Франца Кафки (продолжение)

Jul 03, 2018 17:20





""ЛАБИРИНТЫ УМА" Масло, холст 120*70

Кафка - мейстер философии абсурда, для меня он в одном ряду с Ницше, Гессе и Борхесом. Он создал неповторимую художественную вселенную - полуабсурдную, тоскливую и жуткую, завораживающую собственной уникальностью, вселенную, где герои переживают странные на первый взгляд приключения, как Алиса в стране чудес, в поисках ответа на свои призрачные вопросы..«Но для Кафки характерно, что в этом мире адского знака минуса, который навязывает себя ему через все события его жизни, он не хочет находиться, он изо всех сил стремится вырваться из него» (Макс Брод, друг и издатель Кафки).

Герои произведений Кафки подобны Тесею из древнегреческого мифа, блуждающему по гигантскому лабиринту в поисках Минотавра..И лабиринт этот - аллегория на нашу человеческую жизнь, где мы также заперты во множество рамок и условностей, в некую кунсткамеру, внутри которой строим свои мифы и сюжеты.. Об этом пишет Кафка, об этом и я пишу свои картины.. Далее цитирую Ф. Кафку, те отрывки из его дневников и рассказов, которые особенно сильно прокачали.

Легко вообразить, что каждого окружает уготованное ему великолепие жизни во всей его полноте, но оно скрыто завесой, глубоко спрятано, невидимо, недоступно. Однако оно не злое, не враждебное, не глухое. Позови его заветным словом, окликни истинным именем, и оно придёт к тебе. Вот тайна волшебства - оно не творит, а взывает.


Мы были созданы, чтобы жить в раю, рай был предназначен для того, чтобы служить нам. Наше назначение было изменено; что это случилось и с назначением рая, не говорится.

Движение лишает нас возможности созерцания. Наш кругозор сужается. Сами того не замечая, мы теряем голову, не теряя жизни.

Эстетически наслаждаться бытием можно, только смиренно живя по законам нравственности.

Это лирика: гладить мир, вместо того чтобы хватать его... Это еще не искусство. Это выражение впечатлений и чувств - робкое ощупывание мира. Глаза еще мечтательно прикрыты. Но со временем это проходит, а ищущая вслепую рука, возможно, отдернется, словно коснувшись огня. Но все это лишь слова. Искусство всегда дело всей личности. Потому оно в основе своей трагично.

Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе.

Какие страдания не предстоят мне, какие страдания не предстоят ей, их нельзя сравнить с теми страданиями, которые были уготованы нам вместе.

Кто отрекается от мира, должен любить всех людей, ибо он отрекается и от их мира. Тем самым он начинает догадываться об истинной человеческой сути, которую нельзя не любить, если предположить, что ты ей соответствуешь.

Изгнание из рая в главной своей части вечно. То есть изгнание из рая окончательно и жизнь в мире неминуема, однако вечность этого процесса (или, выражаясь временными категориями,- вечная повторяемость этого процесса) дает нам все же возможность не только надолго оставаться в раю, но и в самом деле там находиться, независимо от того, знаем ли мы это здесь или нет.

Грешны мы не только тем, что ели от дерева познания, но и тем, что не ели от дерева жизни. Грешно состояние, в котором мы пребываем, независимо от вины.

Я не могу устоять, не могу удержаться, чтобы не восхититься достойной восхищения, и не любить, пока восхищение не будет исчерпано.

Истина неразделима, значит, она сама не может узнать себя; кто хочет узнать ее, должен быть ложью.

Первый признак начала познания - желание умереть. Эта жизнь кажется невыносимой, другая - недостижимой. Уже не стыдишься, что хочешь умереть; просишь, чтобы тебя перевели из старой камеры, которую ты ненавидишь, в новую, которую ты только еще начнешь ненавидеть. Сказывается тут и остаток веры, что во время пути случайно пройдет по коридору главный, посмотрит на узника и скажет: «Этого не запирайте больше. Я беру его к себе».

Вся жизнь - лишь путь к смерти.

Кафка, лабиринты ума, мои картины

Previous post Next post
Up