Приветствую всех и поздравляю с прошедшими праздниками!
Хочу рассказать о том, как мы с товарищами гоняли на новогодние выходные в Абхазию.
Вообще, куда-то уехать на все праздники было просто необходимо - зима с её снегом и морозами достала, ровно как и Москва с её окрестностями и охраняемыми заброшками. Сначала речь шла о поездке просто в южную часть страны - что-то типа Краснодарского края и прилегающих регионов, ну и раз уж будем там, то заедем в Абхазию за вином и мандаринами. Однако, подготовка карты привела к пониманию, что лучше провести всё возможное время именно там.
Кто следит за
моим инстаграмом, тот уже мог видеть некоторое количество фоток. Ну а кто не следит - начинайте следить, потому как там всё свежее появляется раньше.
А написать этот пост я решила после нескольких вопросов в комментариях и личке о том, будет ли в жж пост про поездку. Раз спрашивают - значит будет, почему бы и нет? Фоток много, часть с телефона (вообще, нужно побороть фотолень и научиться заставлять себя всё снимать на нормальную камеру).
Собравшись вчетвером, из Москвы стартанули вечером 30 декабря, с расчётом (двигаясь в два водителя) к следующему вечеру достичь Краснодарского побережья и по ситуации решить - сразу едем проходить границу и встречаем Новый год уже в Абхазии, или же откладываем это дело на первое января, а новогоднюю ночь проводим еще в России.
Маршрут был прямой и стандартный, в течение 31 декабря наблюдали за окном машины постепенное уменьшение количества снега и повышение температуры. Где-то под Краснодаром встретилась такая вот картина. Вышли фоткать - из сторожки к нам почти тут же попёрся мужичок с вопросом "а шо ета вы тут фотографируете". В общем, ответ "фотографируем Путина и трактора, мы патриоты" его вполне устроил.
Фотка с тракторами сиюминутно отправилась в инстаграм, где от знакомого получила комментарий о том, что их экипаж проехал это же место получасом ранее.
Забавно - мы не сговаривались и не знали, что едем в ту же сторону, но решили, что на море можно бы и встретиться. Может, даже новый год вместе отметить.
Но основное мое к ним предложение заключалось в том, что в намерениях было посетить заброшенное убежище (еще на территории России), в котором (по инфе от прежних посетителей за 2013 год) могло понадобиться снаряжение для спуска в вентиляционную шахту на приличную глубину (потому, что нормальные человеческие спуски закрыты и не открываются). У нас этого снаряжения не было, а у экипажа знакомых - было, т.к. они собирались в Абхазии лазать в пещеры.
И где-то в три часа дня 31 декабря мы уже ехали вдоль побережья, посматривая на море и наслаждаясь отсутствием снега и наличием зелени вокруг. Экипаж товарищей был где-то впереди и пока что занимался своими делами - в частности, ездили смотреть горы.
Скинув координаты бомбоубежища экипажу-со-снаряжением, мы приехали к нему несколько раньше и отправились изучать обстановку.
Выяснилось, что никакое снаряжение не нужно - оба входа (основной и запасной) открыты настежь, разве что основной несколько подтоплен...
Ну а запасной представлял из себя длинную красивую лесенку, упирающуюся с обеих сторон в открытые проёмы.
Бросив товарищам отмашку, что снаряга не нужна, отправились бродить по убежищу. Это укрытие в скальной выработке - характерный для скалистого ландшафта, но редкий для жителей равнин объект. Заброшенное, разрушенное, но весьма фотогеничное.
Та самая вентшахта, в которую лазили с верёвками наши предшественники. Глубина метров 30-40, скобы гнилые, сверху льется ледяной непрерывный водопад, - в общем, я рада, что довелось посмотреть на неё только снизу вверх :)
Само по себе убежище представляет слегка изогнутый тоннель ростом метров 5, в котором стоят нары для размещения укрываемых.
От тоннеля отходят ответвления - вентиляционный блок и санузлы. Потом, может, выложу полный отчет, если будут интересующиеся :)
Товарищи из второй машины, к слову, смотреть убежище не пошли и вообще уехали - закупаться к новому году и выбирать место для отмечалова.
Ну а мы, завершив прогулки по убежищу, вылезли и отправились в Туапсе, где с удовольствием посмотрели на местный НПЗ Роснефти. Он огромный, вкусно пахнет и очень красив.
Темнеет в горах быстро, поэтому вечером у нас даже получилось вернуться на нашу смотровую и сфоткать НПЗ с того же ракурса, но в ночном освещении.
Ну а дальше мы снова связались с машиной товарищей и выяснили, что они нашли какой-то полузаброшенный пансионат, в котором кто-то живёт и готов предложить для встречи нового года один из летних домиков (в нём даже была вода и электричество) - вот этот домик. Фотка сделана уже на утро 1 января, потому что сам процесс предновогодних посиделок у костра и шашлыки я не фоткала, а полночь с запуском фейерверков с крыши корпуса пансионата вовсе предпочла проспать, как и торжественное новогоднее сжигание настольного футбола. Да, проспать новогоднюю ночь - это здорово. Просыпаешься с утра бодр и свеж, как наступивший новый год.
Перед тем, как уезжать из пансионата, мы по нему конечно же прогулялись.
Он классный, хоть и сильно разрушен. Много мозаик, заросшие дорожки, беседки, - в общем, отличный тлен на 1 января.
На территории пансионата нами было встречено два свиньи. Знаете, вот тогда я поняла, что прежде не видела иных свиней, кроме розовых. А тут - ходят две странные, одна черная как уголь (быстро сбежала), а вторая серая. Мы даже не поняли - дикие они или домашние на вольном выпасе.
Клыков нет - вроде не страшный дикий кабан! :)
Сфоткала, подманив поближе шишкой. Свиньи эти там бродят и роют пятачками опавшие иголки в поисках чего-то, почти всё пространство под хвойными деревьями взрыто.
А еще в том пансионате есть заброшенный подземный переход к морю, весь изнутри покрытый мозаиками
И снаружи с другой стороны тоже в мозаиках
После чего мы сели в машину и двинулись в сторону границы с Абхазией, попутно останавливаясь у всяких достопримечательностей вроде советских мозаик и скульптур.
Границу прошли быстро и лайтово. Машин практически не было - еще бы, 1 января!
Решили, что будем наши точки на маршруте посещать по принципу "начнём с дальних" и собрались ударно доехать до границы с Грузией, но по пути, проезжая через Гагру (то есть, почти сразу у границы), вспомнили об одной из точек, которую в общем-то можно посетить прямо сейчас.
Это недостроенный автомобильный тоннель объездной дороги вокруг Гагры (или Гагр? в общем, вы меня поняли)
Там же рядом есть вполне достроенный - светлый и добрый тоннель, по которому можно проехать на машине, но нельзя гулять пешком (дядьки в будках и камеры следят за отсутствием внутри пешеходов). Ну а в этот наоборот - на машине не въедешь, зато пешком погулять милое дело.
Здоровенный и крутой тоннель в бетонной обделке с участками открытой породы
Есть развилка, одна ветка которой упирается в забой, а вторая выходит на улицу
В забое всех любопытных дожидается мощная конструкция передвижной опалубки
Ну а выход на улицу впечатляет зеленью внутри портала тоннеля, которой здесь явно весьма неплохо
После тоннеля в Гаграх мы действительно поехали без остановок в сторону Грузии, я заснула в машине и проснулась от вопроса водителя "впереди блок-пост, куда ехать?"
Действительно, перед нами был блок-пост на перекрытой границе с Грузией. Туда нам было не надо, хоть грузинская территория и светилась приветливо, поэтому мы свернули и поехали в сторону ИнгурГЭС.
Говорят (и пишут), что приветливый персонал ИнгурГЭС пускает посмотреть машзал, но для этого не надо приезжать глубокой ночью...
А мы приехали, - во-первых, потому что как-то не надеялись на то, что нас пустят в живую ГЭС, а во-вторых, потому что наша цель здесь была не сама ГЭС, а технологический тоннель при ней.
Портал технологического тоннеля прекрасен на фото и довольно мерзок живьем - что-то типа чавкающего болотца, перемешанного с натуральными какашками. Вообще, какашки на местных техногенных объектах - это тема для отдельного разговора, я к ним еще вернусь. Надеюсь, после этой фразы вы не закроете этот пост, а продолжите читать :)
Тоннель представляет из себя слегка наклонную выработку длиной с километр и высотой свода 8-10 метров (в разных местах), по полу тоннеля от самого портала и до самого его завершения бежит-струится неглубокий ручей, который легко обходить или перепрыгивать
Заканчивается тоннель бетонной стеной с небольшим отверстием
В отверстии - ржавый балкон и спускающаяся вниз лесенка длиной ступенек с пять, обрывающаяся над приличной высотой
Ну а под лесенкой бежит быстрый и шумный поток слива воды с машинного зала ИнгурГЭС.
Высота этого тоннеля - метров 9.
Пожалуй, это самая большая подземная речка, что мне доводилось видеть :)
Балкончик довольно тесный и стрёмный, а потом - откровенно пугающий. Но впечатляет!
После знакомства с тоннелем мы отправились в сторону города Гал (Гали), где намеревались посмотреть на Перепадные ГЭС.
Это было уже 2 января.
Почему-то не заехав на Перепадную-1 (она действует), попёрлись сразу к Перепадной-2 (думали, она тоже действует).
А оказалось, что ей плохо, - почти весь металл демонтирован, вокруг пасутся коровы, в здании много какашек (снова) и даже лежит скелет мёртвой коровы в подвале...
Мощный тлен!
Машзал большой и впечатляющий даже в таком унылом состоянии (на фото есть фигура человека для масштаба)
По сути, Перепадная-2 в настоящее время представляет из себя просто мощную необслуживаемую плотину. Скорее всего, с перепадной-3 и перепадной-4 ситуация такая же, но мы к ним не ездили.
Ну а мы двинулись дальше и заехали к руинам НИИ Чайной промышленности
От целого НИИ сохранилась только такая вот красивая руина и памятник без головы
Здесь я в очередной раз порадовалась, что не сижу в холодной Москве, а гуляю под вечнозелёными деревьями
При НИИ раньше действовала опытная чайная фабрика, но ей давно настал кирдык (как и почти всей промышленности Абхазии, умершей в годы грузино-абхазской войны)
От чайной фабрики остались только плакаты на двух языках и несколько построек
Следующим пунктом программы на 2 января была выбрана промзона города Очамчира. Она состоит из нескольких мёртвых предприятий, из которых я отметила на карте "маслозавод" и "какой-то цех".
Маслозавод оказался большим комплектом мрачных руин, которые делались слегка веселее в лучах солнца. И по территории завода вновь бродила скотина - на этот раз, коровы. Само собой, повсюду было много какашек, но впечатления это не портило.
Мрачные руины - это прикольно, но позади завода мы заметили здание, напоминающее школу. Отправились туда
Это и вправду оказалась школа - Очамчирская средняя, №5
Внутри школы - пустота, уныние и какашки.
Я ведь обещала к ним вернуться? Вот, смотрите.
Местная скотина на вольном выпасе умудряется пастись не на лугах, а на помойках и заброшках. Мы несколько раз видели коров, которые натурально что-то жрут из помойного контейнера с бытовым мусором.
И внутрь заброшек скотина заходить очень любит - подозреваю, что прячась летом от жары. Но создается впечатление, что заходят они сюда, чтобы насрать. Одним словом - скотина :)
Из окон верхнего этажа школы мы увидели следующую нашу цель - тот самый "какой-то цех" на моей карте оказался вполне себе масштабным заброшенным элеватором Очамчирского мукомольного предприятия.
Кто может перевести табличку - переведите, пожалуйста?
Мы решили, что это мукомолка, но вдруг какой-нибудь комбикорм или просто зернохранилище :)
Территория мукомолки открыта всем ветрам, на КПП пусто, сквозь территорию местных жители ходят и ездят.
Это слегка смущает, но потом привыкаешь.
Завод заброшен и прекрасно зарос мхом
Внутри неплохо сохранилась часть оборудования
Ну и с крыши категорически отличный вид на окрестности, море и стремящийся к морю закат...
Про этот завод напишу отдельно и фоток много покажу :) Потом
Стремясь успеть к закату на пляж, мы закончили осматривать завод и подорвались к морю. Как раз успели!
Городской парк отдыха с заброшенным и ржавым колесом обозрения - это прекрасно.
Вообще, вся Абхазия - в сто раз лучше, чем какая-нибудь затоптанная Припять, разве что без атомной станции и антисталкерских патрулей.
Летний кинотеатр в центральном парке
Трансформаторная будка
Ну и уже вечером решили заехать на вокзал Очамчиры, который заброшен и прекрасен, как и все станции АЖД
После чего отправились останавливаться на ночёвку в Сухум, т.к. возникла надобность заряжать аккумуляторы и мыться наконец :)
На следующий день, утром 3 января, мы решили отправиться в сторону Ткуарчала, по пути посмотрев немного интересного возле Сухума
Первое интересное, возле чего остановились, - специфическое берегоукрепительное сооружение из старых железнодорожных вагонов в низовьях реки Кодор
Здесь вдоль берегов по обеим сторонам реки буквально похоронено множество вагонов от старых электричек, включая головные секции ЭР1 (или ЭР2, кто тут разберёт)
Еще там же недалеко есть один из множества горячих источников - фонтанирующий гейзер, вокруг которого пасётся скотина
Ткуарчал (Ткварчели) - промышленный город вдали от берега, совсем не туристический, и потому гораздо более заброшенный. Здесь раньше обрабатывался уголь, добываемый на рудниках выше в горах. Часть угля шла на функционирование ГРЭС, часть грузилась и увозилась на сбыт.
Целью нашего визита в Ткварчели была, само собой, как раз местная заброшенная ГРЭС - безумно крутой промышленный тлен, о посещении которого я грезила несколько лет. В свой прошлый визит в Абхазию (в 2010 году) я даже не знала, что там есть такое! Иначе посетили бы уже тогда :)
Освещение выдалось не самое подходящее - очень яркое косое солнце, выбивающее слишком контрастные участки
В общем, про ГРЭС я как-нибудь тоже напишу отдельно
А пока просто поверьте мне на слово, что она очень красивая
Дальше по дороге от Ткуарчала есть популярный туристический объект - старый железнодорожный мост, по которому часть народа ходит бродить, а другая часть фоткает его сверху. На летних фотках всё в зелени, а у меня вышло серенько по-зимнему.
В этом месте нам встретилась машина с туристами из Краснодара. Натуральные хипстеры :)
Они спросили нас о том, где мы уже были и куда едем дальше. Рассказали о том, что в дальней части Абхазии (которая ближе к Грузии) опасно и люди нехорошие. Поведали странную историю о том, как спросили у какого-то местного "где ближайшая заправка?", он дружелюбно согласился показать-проводить, сел к ним в машину, действительно навёл на заправку... А потом в грубой форме отнял деньги и был таков.
Мы им посочувствовали и понадеялись, что нам повезёт не встретиться с нехорошими людьми, а также вроде бы решили не соглашаться на провожатых - так как и сами с усами.
Вообще, железная дорога здесь была мощная - это отдельная чисто промышленная ветка, соединявшая шахтерские посёлки и служившая для вывоза добытого угля
Ну а шахтёрские посёлки сами по себе тоже весьма приятны для визита - натуральные мёртвые города с приветливыми местными жителями, охотно рассказывающими, чего где было.
Вот, - посёлок Акармара, заброшенная школа
Бывшая больница
Очередная порция волосатых свиней - эти точно домашние, возвращаются домой к вечеру
Акармара состоит из множества пятиэтажек, некоторые из которых полностью брошены, но в какой-то части живут люди. По несколько семей на пятиэтажку. Выглядит жутко и я себе с трудом представляю, как это: жить в заброшенном подъезде, когда рядом, сверху и снизу - выбитые и вынесенные квартиры...
Люди, живущие в таких домах, спасаются от протечек потолка, подставляя тазы и вёдра на этаже выше
Вот пример квартиры, покинутой позже остальных - как раз под теми вёдрами с верхней фотки
Я не очень люблю выселенки, но эта понравилась и впечатлила...
В одной из комнат встретили напоминание о том, что за окнами - новый год.
Жаль, но в этой квартире его уже давно не отмечают...
После прогулки по Акармаре мы отправились выше в горы - в посёлок Джантуха.
Там было в планах посетить хотя бы одну из заброшенных выработок угольного рудника. Поставили машину у заселённого дома, взяли резиновые сапоги (почему-то у нас на четверых была один комбез, одни болотники выше колен и одни сапоги до колен, - в общем, не подготовились) и отправились по заснеженной дороге вверх в горы, к координатам шахты.
И вот, уже на приличном удалении от поселка, в полной темноте нам встретился одинокий прохожий.
С ружьём.
Оказавшийся местным охотником и довольно добродушным дядькой, он спросил нас о цели маршрута и, услышав про шахты, удивился. Сказал, что здесь они все обрушены, затоплены, забиты метаном и очень опасны (хотя мы точно знали, что там всё норм, т.к. до нас знакомые уже туда ходили - выработки проходимые, обширные и интересные), но он нас проводит, а то типа опасно ночью в горах. Ну а мы ему сказали, на всякий случай, что не сами на машине приехали, а что нас привезли до ближайшего посёлка и ждут звонка, чтобы забрать и отвезти обратно в город, да и до шахт мы сами можем дойти по навигатору.
Однако, отмазаться от провожания оказалось нереально (как от гостеприимства), но вера в людей пересилила страх и мы пошли с ним.
Проводил он нас чётко до тех координат, что были у меня в маршруте. Вход в шахту оказался подтоплен настолько, что пойти внутрь точно могли лишь двое - в комбезе и в болотных сапогах. В сапогах по колено - сомнительно, но попробовать можно было... Оставался четвёртый участник - без сапог - которого никак было нельзя оставить снаружи вместе с вооруженным местным, а то мало ли что.
В итоге внутрь выработки от нас пошёл только один чувак в комбезе, а мы втроем + местный остались ждать его снаружи, болтая о том о сём. Охотник травил байки из детства и молодости, угостил привязавшуюся с посёлка собаку хлебом, а меня - апельсином. Наш комбезовый разведчик сходил недалеко в выработку - одному бродить не айс, да и ждать его четверым тоже не норм. В итоге решили, что необходимо приехать снова - уже всем взять комбезы или полноценные забродники. Ну а охотник нас довёл обратно до посёлка, не обидел :) Дал свои данные, как найти его на фейсбуке и в одноклассниках, звал приезжать снова и обещал показать в горах всяких ништяков, куда не ходят туристы.
В общем, моя вера в людей оказалась не подорвана.
Конец первой части.
Продолжение следует :)