Село Орловка Ренийского района, пожалуй, единственное в Одесской области, где Рождество Христово празднуют по-европейски - 25 декабря. Но не только этим примечательна эта украинская глубинка. Христианский праздник проживающие здесь молдаване отмечают самобытным языческим обрядом, которого нет нигде в Украине. Об этой уникальной церемонии расскажет «БессарабияINFORM».
Тот, кто попадает впервые в Орловку на празднование Рождества, испытывает настоящий культурный шок. Старинный рождественский обряд - целое костюмированное шоу с элементами шаманизма. Вместо Деда Мороза - Мошул, вместо детей-колядников - неженатые парни, облаченные в старую воинскую форму. Христианских рождественских традиций вы здесь почти не увидите. В Орловке до наших дней сохранились ритуалы языческих предков, несмотря на то, что местные молдаване - народ православный.
Празднование начинается вечером накануне Рождества. Село условно делится на две части - Пэдуря и Кятра. В каждой части села формируется своя команда молодых людей. Они выбирают себе лидера - Мошула. Он надевает страшную маску из кроличьих и козьих шкур, кожаных ремешков, конских волос и ленточек. Устрашающий вид главных персонажей праздника имеет символическую роль - они должны отпугивать из села злых духов. На поясе у каждого Мошула висят четыре увесистых колокола (такие раньше вешали коровам на пастбище), поэтому каждое их движение сопровождается характерным звоном.
Остальные ребята одеты в старую воинскую форму: те, кто еще не отслужил в армии, наряжаются десантниками, отслужившие - моряками. Таким образом, каждая команда делится на старшую и младшую группы - Чата Маре и Чата Мошулуй.
Всю ночь Орловка не спит. Юноши в своей части села заходят в каждый дом и колядуют. При этом они не ходят, а бегают - чтобы успеть до утра обойти каждый двор (а их в Орловке около 1 тысячи!). И на территорию соперника - ни ногой, таковы правила.
Первой заходит во двор Чата Маре и сигнализирует о приближении Чата Мошулуй. Участники обряда в каждом дворе исполняют рождественские песнопения. Все это действо сопровождается звуками барабана и кларнета, а также глухими ударами по земле перевязанных снопов рогоза (мэчукэ). Хозяева щедро благодарят колядников калачами и деньгами, угощают домашним вином. Если в доме есть незамужняя девушка, она цепляет на головной убор парня, который ей нравится, цветок.
Рождественским утром Моший со своими «армиями» встречаются в центре села, где начинается основная часть празднования - «битва» главных персонажей. В это время на сельской площади их уже ожидает большая часть населения села и приезжие гости. Под звуки шаманских песен каждая группа поднимает на руки своих предводителей. Мошулы жестами всех приветствуют, кланяются, звенят колокольчиками на поясе. Затем «войска» идут в наступление друг на друга и разворачивается «борьба» двух старейшин.
И так - несколько раз подряд. Команды то собираются в две хоры, то в одну большую единую хору, танцуя до головокружения. В конце Мошулы «мирятся», обнимаются и одаривают друг друга подарками. В знак примирения они разбрызгивают на всех зрителей шампанское и раздают всем присутствующим собранные калачи.
…Праздник Рождества собрал в Орловке в этом году рекордное количество зрителей - на площади собралось около 3000 человек. Посмотреть на старинный обряд съехались не только жители соседних сел, но и гости из Одессы, а также из Молдовы и Румынии. Было очень много журналистов.
Оценил красочное представление и заведующий сектором инвестиций в туризм Одесской обладминистрации Роман Козловский, который, поздравляя орловчан с праздником, отметил, что «такое шоу, надо показывать всем». Праздник посетили и другие высокие гости: заместитель председателя Одесского облсовета Юрий Димчогло, советник народного депутата Украины Александра Урбанского Игорь Скоробреха, старший научный сотрудник «Центра региональных исследований» Олег Дьяков и др.
Первым поприветствовал гостей праздника и поздравил всех с Рождеством сельский голова Орловки Михаил Куванжи. Почетным гостям председатель вручил сувенирные маски Мошулов, которые изготовили учащиеся сельской школы своими руками. Маски настолько всем понравились и имели такой большой спрос, что организаторы решили в следующим году к празднику наладить их массовое производство и продавать всем желающим.
В завершении скажем - после посещения подобных мероприятий убеждаешься, что туристический потенциал Бессарабии абсолютно недооценен. У нас есть, что показать - самобытные традиции и обряды, потрясающая национальная кухня, отменное вино, красивейшая природа. Как оказалось, вопреки стереотипам, туристам здесь есть чем заняться в любое время года, не только летом. С этим согласились все съехавшиеся издалека на праздник гости. Представители областного руководства заверили, что в следующем году за несколько недель до праздника будет организована серьезная информационная кампания, чтобы привлечь в Орловку как можно больше гостей. Кстати, Юрий Димчогло дал во время праздника еще одно обещание - поменять в следующем году военную форму на молдавские национальные костюмы, чтобы все было «как сто лет назад». Идея местным жителям пришлась по душе.
…Но это будет в следующем году. А пока, предлагаем вам погрузиться в веселую атмосферу колоритного празднования Рождества Христова молдаванами в Орловеке, посмотрев красочный фоторепортаж от корреспондента «БессарабияINFORM»: