Подумываю не отдать ли ребенка в вальдорфский сад. Поэтому хочу заранее понять каковы недостатки у их педагогики.
Накопала кое что.
Но в любом случае необходимость увидеть всё своими глазами остается. :) В сентябре пойдем проверять.
Недостатки вальдорфской педагогики
Если плюсы вальдорфской педагогики видны с порога, и они буквально очаровывают и детей, и взрослых, то о минусах поначалу можно не догадаться, но тем не менее они есть, и весьма существенные.
Принципиальным недостатком педагогической составляющей философии Штайнера является апелляция к вымышленным понятиям, таким как "высшие духовные тела", "эфирные тела", "астральные тела". Так, сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику "взойти" к его так называемым "высшим духовным телам"- так называемым "эфирному" и "астральному". Само упоминание указанных выше вымышленных понятий ставит под сомнение как эффективность методики, так и психическое здоровье лиц, оперирующих такими методиками.
Также недостатком является то, что один из базовых принципов вальдорфской педагогики - позднее (10-12 лет) начало обучения в общепринятом понимании этого слова. До полного созревания так называемого "астрального тела" заниматься развитием интеллекта вальдорфские педагоги не рекомендуют. А поскольку большинство детей после вальдорфского сада все же поступает в обычные школы, это создает сложности. Конечно, можно было бы заниматься с малышом дома или отдать его дополнительно на курсы подготовки к школе. Но подобное не приветствуется в вальдорфских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, вам, скорее всего, порекомендуют прекратить занятия. Можно не афишировать, что ребенок учит азбуку или играет на фортепьяно, но так можно обречь ребенка на двойную жизнь.
То же самой касается и других вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины. Обычные куклы, машинки, конструкторы под запретом: ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели ребенка всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные "голыши" круче радиоуправляемого автомобиля и куклы с приданым. А значит, ребенок или выпадает из детского социума, станет аутсайдером и будет страдать, или будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, вновь будет обречен вести двойную жизнь.
Что касается физического здоровья учеников и родителей вальдорфских школ, необходимо отметить следующее. В большинстве вальдорфских школ, и ученикам и родителям в случае возникновения заболеваний рекомендуется пользоваться гомеопатическими препаратами, отсутствие эффективности которых доказано ВОЗ.
Таким образом, система вальдорфских школ и детских садов основана на методике, целями которой является достижение вымышленного состояния ("раскрытие высших духовных тел"), что может сказаться на психическом здоровье ребенка, а убеждения сотрудников вальдорфских школ и детских садов по части использования медицинских препаратов могут нанести ущерб и физическому здоровью школьника.
Первые вальдорфские школы изначально предназначались для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп: для производства квалифицированного пролетариата из детей рабочих, для воспитания "homo habilis"- человека умелого, не претендующего, однако, на звание человека разумного.
Помимо этого вальдорфские школы критикуются и христианской церковью за принадлежность к оккультизму и антихристианскую направленность.
В Германии на родине вальдорфской методики, дипломы вальдорфских школ не признаются: чтобы выпускнику такой школы поступить на обучение, к примеру, слесарем или рабочим, он вынужден сдавать дополнительные экзамены.
штайнер антропософская вальдорфская педагогика
Заключение
Вальдорфская педагогика занимает сред других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.
Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой "жизни". Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие "целостности", "намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам".
Штайнер исходит из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо- не теряя завоеваний эпохи Нового времени- обрести новое отношение к духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования. Культуры древности, каждая по-своему, находились в живой связи с миром духа. Поэтому наука, искусство и религия в древних культурах составляли единство. Однако внутри этого единства не могла полноценно развиваться отдельная человеческая личность. Она получила надлежащую ценность лишь в христианскую эпоху и только с наступлением Нового времени постепенно приобрела центральное значение, выразившееся в идее гуманизма. Однако эта культура личности осуществлялась за счет потери живой связи человека с его духовными корнями и привела к господству материализма. Дальнейшее движение цивилизации по этой линии приведет к упадку. Чтобы этого не произошло, необходимо преодолеть материализм. Этого, по Штайнеру, можно добиться только на основе новой, уже индивидуальной непосредственной связи человека с миром духа. Только на этой основе можно здоровым образом соединить болезненный разрыв между верой и знанием, наукой, искусством и религией.
"Не спрашивайте, что нужно знать и уметь человеку, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее".
Рудольф Штайнер.
Источник:
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00110777_0.html P.S.: Из другого источника:
http://malish-nash.ru/viewtopic.php?id=1752"Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ - гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам - ему это вряд ли подойдет. Закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п. ....
... Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком - мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» именно в чувственно - духовную сферу...
...Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте. Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде - играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (Пушкина, Барто, Михалкова, Носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью - не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.
- Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым..."