Feb 04, 2011 10:24
Так сложились обстоятельства, что довелось мне недавно на среднеразмерной публике отвечать на вопрос, на который сам нарвался. Что такое «гуманитарный склад ума»?
Сброшу высказанную залепуху и сюда.
Для начала отмечу: гуманитарный склад ума не определяется простым интересом ко всяческой гуманитаристике. К умным гуманитарным книжкам, к общественно-значимым проблемам, слежением за «новинками литературы и кинематографа» и прочей лабудой. То есть это не готовность задорно потрещать на какую-нибудь гуманитарную тему. Условный «физик», не чуждый интереса к «лирике», убежденный, что одно это ставит его на один уровень с гуманитариями, очень заблуждается. Как заблуждается всякий гуманитарий, полагая себя гуманитарием только на том основании, что он трудится по гуманитарному профессиональному профилю или просто получил гуманитарное образование. Ничего подобного!
«Гуманитарный склад ума» определяется тремя базовыми характеристиками. И одной дополнительной - желательной, но не обязательной.
1. Гуманитарий - отдает себе отчет в том, что существует «ДРУГОЕ» (или «Другой»). Другой опыт, другие «жизненные миры», другие смыслы, другие интерпретации, другие «картины мира»… Речь не о том, что гуманитарий уважает или даже любит «другое». То есть не обязательно разделять базовые положения доктрины толерантности. Речь исключительно об осознании самого факта реальности этого «другого». Можно «другое» ненавидеть, можно с ним враждовать, быть, так сказать, нетолерантным, но оставаться гуманитарием по самому факту признания факта существования этого самого «другого».
Тетка в купе поезда, которая начинает делиться со случайными попутчиками впечатлениями о последних сериалах, практически не допуская возможности того, что кто-то может эти сериалы вообще не смотреть - классический пример негуманитарного склада ума.
2. Способность осуществлять с этим «другим» какую-то коммуникацию. Вражда это тоже коммуникация, хотя те, кто избирает ее в качестве единственного способа коммуникации с другим, отодвигают себя на периферию гуманитарного мира. Впрочем, не переставая быть гуманитариями, поскольку (как сказано в пункте первым) они про «другое» знают и признают факт его существования. То есть элементарно понимают, что мир и люди продолжаются за пределами их собственных представлений о мире и особенно людях. Тот, кто, не смотря сериалы, сможет осуществить коммуникацию с теткой из пункта первого (по пути из пункта А в пункт Б (смайл)), тот и есть гуманитарий.
3. Понимание условности или сконструированности, иначе говоря, «историчности» любых представлений, включая, собственные. Впрочем, последнее (когда про «собственные» представления) - это высший пилотаж гуманитаристики.
Иначе, все это можно назвать «антиуниверсализмом» (добротный синоним понятия «историчность»).
Позволю себе самоцитирование собственной фишки: гуманитарий это тот, кто лезет в энциклопедию, например, в ту же тетю Вику - не для того, чтобы узнать истину, а для того, чтобы узнать, что именно СЕЙЧАС почитается за истину. Равно как Большая советская энциклопедия интересовала его не как сборник истин, а как сборник того, что в «советском мире» принимается за истины.
Это все.
Еще остался четвертый, необязательный пункт (кстати, и третий уже балансирует на грани обязательности).
4. Гуманитарный склад ума это понимание несамодостаточности, «зависимости от…» - всего, что можно обнаружить в людских головах и в голове собственной. Развивая известный тезис, можно сказать, что гуманитарий это тот, кто признает принцип «бытие определяет мышление» (безусловно, мягкий марксист - гуманитарий больший, чем жесткий картезианец). Правда, понимает гуманитарий под этим «определяющим бытием» не нечто неподвижно-объективное, а то, что описано в пункте третьем.
Гуманитаристика