О Пятигорске

Sep 16, 2014 23:23




На днях мы с коллегами ездили в очередной блог-тур, теперь на КМВ. С огромной благодарностью организаторам за прекрасные выходные, пишу я о курортах Ставрополья. Регион Кавказских Минеральных Вод - один из лучших курортных уголков мира. Уже два века здесь круглогодично поправляют свое здоровье отдыхающие, но особенно много туристов начинает приезжать сюда весной. Оговорюсь, что фото у меня в посте будут не только из Пятигорска, но и из Железноводска, Кисловодска и Ессентуков.


В первые годы существования курорта, на КМВ залечивали свои раны российские военные, а спустя несколько лет чудодейственность местной воды и природы стала привлекать интеллигенцию и цвет нации. Пушкин и Лермонтов, Глинка и Лев Толстой, Грибоедов и Алябьев, Белинский и Шаляпин отдыхали и творили на Северном Кавказе. Впрочем, со времен Лермонтова на КМВ мало что изменилось, разве что лошадей заменили автомобили и трамваи, да санатории оборудованы по последнему слову техники. Решить, в каком именно городе курортного региона остановиться, очень сложно. И Пятигорск и Кисловодск, и Железноводск и Ессентуки красивы и утопают в зелени. Но главное различие между ними в воде: везде она бьет из недр разная, можно сказать, профильная. Поэтому санатории Кисловодска в основном специализируются на сердечных, сосудистых и нервных болезнях. Пятигорские лечебницы подойдут людям с хроническим ревматизмом, заболеваниями кожи, в Ессентуках лучше отдыхать с проблемами пищеварительного тракта, а в Железноводске - с сосудистыми и дыхательными болезнями. В каждом из населенных пунктов есть свой неповторимый колорит и климатические особенности, способствующие как быстрому выздоровлению, так и профилактике.



По лермонтовским местам

Самый большой город КМВ и неофициальная столица региона Пятигорск  известен всем нам еще со школьной скамьи. В «Герое нашего времени» Михаила Лермонтова водному обществу, приезжающему на лечение, посвящена целая глава - «Княжна Мэри». На старинных особняках, величаво стоящих на элегантных пятигорских улицах и бульварах можно прочесть таблички, мол, здесь проходил бал, описанный Лермонтовым, а тут жила одна из героинь книги Вера. В Пятигорске поэт прожил и последние месяцы жизни, тут же было его первое захоронение. В центре города буквально все рассказывает о жизни и привычках поэта на Северном Кавказе. Вот грот Дианы, возведенный архитекторами братьями Джузеппе и Джованни Бернардацци в 1831 году в ознаменование первого покорения Эльбруса. По воспоминаниям очевидцев, в этом гроте за неделю до смерти Михаил Юрьевич устроил вечеринку, на которой его первый и последний раз в жизни видели веселым, и даже танцующим. Если же подняться от парка «Цветник» вверх на гору Машук, можно увидеть грот Лермонтова, который описан поэтом в «Княжне Мери» как место случайной встречи Печорина и Веры. Чуть выше грота - мелодичная «Эолова Арфа», построенная в самой высокой точке Михайловского отрога Машука. Оттуда открывается прекрасный вид на Пятигорск и Горячеводск, на величественный Кавказский хребет, и красавец Эльбрус - самую высокую гору Европы. Долгое время «Эолова арфа» стояла немой, хотя ее название не случайно - в XIX веке на крыше беседки стоял флюгер, который был соединен со специальной кисточкой. Когда дул ветер, кисточка задевала струны арфы и раздавалась тихая воздушная музыка. Говорят, что Лермонтов мог часами сидеть в беседке, слушая звуки, рожденные ветром. Сейчас беседка вновь поет, и светится в ночи приглушенным фиолетовым цветом. От «Эоловой арфы» по тропинке можно спуститься к Академической (Елизаветинской) галерее. Свое первое название галерея получила благодаря открытому на ее месте Елизаветинскому источнику. В здании сейчас можно попить целебной воды, и посмотреть на музей тропических бабочек.


Пятигорск

В курортной зоне Пятигорска расположен Провал, прославленный Ильфом и Петровым в книге «12 стульев», а затем и в одноименном фильме. Туннель в скале ведет к маленькому сероводородному озерцу внутри горы. Возле провала в камне есть несколько углублений - это «бесстыжие ванны», куда течет горячая термальная вода из подземного озера. Уже два века здесь совершенно бесплатно можно понежиться в горячем нарзане в любую погоду с пользой для здоровья. Чуть ниже по дороге еще одни ванны - «народные». Вода в них горячей, и нет зевак, наблюдающих за вашими водными процедурами.

Неподалеку, на одном из отрогов Машука раскрыла во взмахе крылья скульптурная композиция «Орел» - главный  и официальный символ Кавказских Минеральных Вод. Птица побеждает змею, тем самым символизируя огромную целебную силу минеральных источников, одолевающих болезни. Идентичные скульптуры установлены во всех городах Кавказских Минеральных вод: Кисловодске, Ессентуках и Железноводске. Но «главным» орлом считается все же пятигорский.


Измученные минералкой

Источники минеральных вод на территории Пятигорска подразделяются по номерам: источник № 1 2 4 7 , 19, № 24, источники «Красноармейские», и разделяются на углекислые воды, углекисло-сероводородные сложного ионно-солевого состава и минеральные углекислые и углекисло-сероводородные воды. Во всех санаториях можно делать как минеральные, ванны, так и радоновые, а также применять лечебную тамбуканскую грязь. Из группы курортов КМВ Пятигорск располагает наиболее разнообразными природными лечебными ресурсами. Имеется свыше 40 источников минеральных вод, отличающихся по химическому составу и температуре воды. Благоприятные климатические условия используются для климатотерапии. А в соседнем Железноводске, считающимся лучшим курортным городом Евразии, и лучшим городом России, есть единственное в мире место выхода горячих кальциевых источников минеральных вод, температура которых выше 50 градусов тепла, хотя это уже, наверное, и не тепло, а жара. Лечат на Железноводском курорте заболевания органов пищеварения, почек, мочевыводящих путей, нарушения обмена веществ.



Памятник ядерной державы

Что касается названия Пятигорска, то часто ошибочно считается, что город так назван из-за того, что стоит на пяти горах. На самом деле название произошло от пятиглавой горы Бештау вулканического происхождения, возле которой раскинулся город. Добраться до каждой из вершин можно только пешком по тропе. В 1929 году на Бештау была построена кольцевая дорога, по которой можно долго гулять, заодно заглянув в мужской монастырь, где всегда много туристов. На Бештау был построен первый урановый рудник в СССР, который до сегодняшнего дня считается крупнейшим искусственным подземным сооружением в России. С конца сороковых годов прошлого века на этой горе велись разработки урановых месторождений. Говорят, что обогащенный уран первой советской водородной бомбы был доставлен именно с Бештау. Сейчас все 50 выработанных рудников взорваны или завалены. О радиации напоминают лишь таблички, предупреждающие об опасности. Сейчас в горе больше не осталось урана, как не осталось и металлических деталей в штольнях - их тоннами под покровом ночи выносили охотники поживиться награбленным.


Солдаты даже стирали в нарзане
Мы стоим у подножия Бештау, а навстречу идут расслабленные отдыхающие, все как один в красочных спортивных костюмах. Со времен Михаила Лермонтова времяпрепровождение «водяного общества» практически не изменилось: ванны, питьевые источники, обязательные прогулки по парку, ленивые разговоры о преимуществах одних санаториев над другими, расценках, и, конечно, болезнях, которые и приезжают сюда лечить курортники. Традиционно, как и большинство городов на Северном Кавказе Пятигорск основывался как крепость, и тогда о строительстве курорта никто не думал. Во время кавказской войны под Бештау стоял отряд российских войск, но военные действия в 1774 году завершились, и было решено было создавать новую систему военных укреплений. Через два года по поручению вице-президента военной коллегии князя Потемкина была проведена регносцировка местности, и в последствии появилась крепость в форме звезды, названная Константиновскими горами в честь внука Екатерины II Великого князя Константина Павловича, однако название не прижилось. В народе чаще говорили «Бештовы» горы или Пятигорье.



Воду использовали солдаты и жители Константиногорского укрепления для мытья и стирки. Источник лился из большой трещины. Тогда солдаты вырубили просторную каменную ванну у самого истока и поставили над ней деревянный сруб, который служил баней. Тогда и заметили целебное свойство купаний. Академик-натуралист Петер Симон Паллас, оказавшись в Константиногорской крепости, услышал о целебном действии большого горячего источника и провел его первое научное исследование. С тех пор горячесерная минеральная вода была рекомендована медиками тех лет для лечения заболеваний. С этого момента начались регулярные летние посещения «теплых колодцев» больными из ближайших селений. В основном, это были военнослужащие и жители Астрахани и Георгиевска. В зависимости от чина и состояния, они останавливались либо в крепости, либо в ее слободке. Ночевать рядом с источниками было опасно из-за набегов конных горцев.



По указанию императора Павла I было начато изучение источников Кавмингруппы. Целая коллегия занималась этим вопросом, и доказали, что горячие и кислые воды Северного Кавказа не уступают иностранным лечебницам. Тогда Александр I указом признал государственное значение за Кавказскими минеральными водами. На источниках даже находился специальный врач врач с помощником, а для безопасности стояла специальная рота. В то время Пятигорск был городком из тростниковых шалашей, походных палаток, войлочных кибиток и турлучных хижин. Но потом предприимчивые дельцы смекнули, что из этого можно получить пользу. Так, в 1813 году астраханский купец Иван Варваций построил два турлучных домика, крытых камышом; один - для приема ванн у источника, а другой - для жилья. Позднее он подарил эти строения казне, но и источник и новые ванны на Горячих Водах стали называться Варвациевскими. Недалеко появились Александровские ванны. Привозной лес был очень дорог, потому что по рекам его доставляли из лесов центральной России по Волге до Астрахани, оттуда по Каспийскому морю в Кизляр, и вверх по Тереку. Потом древесину везли через Георгиевск. Поэтому первые застройщики часто либо везли свои разобранные старые деревянные дома, или покупали готовые срубы типовых домов. История Пятигорска настолько плотная, и связанная с десятками знаменитых людей, что пересказывать ее можно несколько дней. Столько информации, что за час рассказать невозможно.


Очень много для курортного региона сделал генерал Еромолов, Кавмингруппу можно назвать его любимым детищем. Именно он привез сюда знаменитых архитекторов братьев Бернардацци. Правда, на Кавказ из-за опасности поначалу никто из архитекторов не хотел особо ехать. Но их уговорили. Братья и создали образ курорта, сделали проект Пятигорска. Они составляли отличный тандем, один из братьев был архитектором, а другой - строителем. Братья выполнили около 200 проектных и строительных работ на КМВ. Сейчас сохранилось всего несколько зданий, построенных Бернардацци.



Ермолов добился от правительства выделения крупных денежных средств, на которые швейцарские мастера каменных дел приступили к сооружению капитальных курортных построек. Бернардацци в 1824 году начали строительство каменной ресторации на Горячих Водах, а спустя год - каменных Николаевских ванн. Это красивейшие здания города, в которых отдыхали Пушкин, Лев Толстой, Лермонтов. Николай I остался доволен заведениями. Кстати, Пушкин, посетивший впервые воды в 1820 году, приехал сюда вновь через девять лет и записал в путевой дневник: «...Я нашел в водах большую перемену. В мое время ванны находились в бедных лачужках, наскоро построенных. Посетители жили кто в землянках, кто в балаганах. Источники по большей части в первобытном своем виде, били, дымились и стекали с гор по разным направлениям. Нынче построены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные партеры, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем, и на стенах ванн прибиты полицейские предписания. Везде порядок, чистота, красивость». Вот что за 9 лет могли сделать.



Тогда окружным центром был город Георгиевск, находящийся сравнительно недалеко от нынешнего Пятигорска. Но генерал Ермолов перенес центр на воды. Тогда Ермолов был главнокомандующим на Кавказе, и он был уверен, что Георгиевск, который за высокую смертность среди чиновников мрачно окрестили «кладбищем титулярных советников», расположен в гиблом месте. Поэтому в 1824 он предложил императору перевести окружное управление из Георгиевска на Горячие Воды, и Александр I эту идею одобрил, н вскоре умер, и указ подписал уже Николай I. В 1827 году Ермолов предписал командующему на Кавказской линии генералу Емануелю, чтобы тот поручил составить план будущего города. Это было последнее распоряжение Ермолова на Кавказе перед отставкой. В перспективе город должен был расти к подножию Бештау. В Петербурге он предложил для выбора три названия нового города: Новогеоргиевск, Константиногорск и Пятигорск. Комитет Министров разрешил перевод окружного управления из Георгиевска и выбрал название Пятигорск. Николай I лично инспектировал строительство города, и приказал ежегодно выделять по 200 тысяч рублей на дальнейшее благоустройство курорта.


Монумент принцу
Некогда вершину Машука украшал странный монумент, напоминающий о посещении Горячих Вод неким благородным восточным гостем. Потомок древних арийцев, персидский принц Хосров-Мирза был сыном наследника персидского трона Аббас-Мирзы и внуком шаха Фетх-Али. С детства Хосров-Мирза был хорошо знаком с русским дипломатом в Персии - Александром Сергеевичем Грибоедовым, автором бессмертной комедии «Горе от ума». После страшной смерти русского посла юный Хосров-Мирза, как самый образованный и воспитанный из принцев, был выбран шахом для очень тяжелой миссии. Принц должен был перед матерью Грибоедова и престолом России от имени всей Персии просить прощения за трагическую смерть русского посольства в Тегеране. По пути принц заехал в Пятигорск и пожелал в память оставить собственноручную надпись на камне. Емануель предложил написать память на бумаге, и потом воплотить в камне. Персидский принц написал несколько двустиший из поэмы Фирдоуси. Бумага с переводом была передана Джузеппе Бернардацци. Емануель заплатил за монумент из собственных средств. Рядом поставили огромный деревянный крест, осеняющий Пятигорск. На родине принца Хосрова из-за борьбы за освободившийся престол ослепил старший брат и отправил в ссылку. С 1840-х годов памятник забытому принцу стал никому не нужен, и монумент был разрушен. На его месте вскоре была поставлена маленькая часовенка с образом Божьей матери.


Китайская беседка
В конце XVIII века, когда пограничная Кавказская линия проходила по Подкумку, здесь находился военный пикет, наряжаемый от Константиногорской крепости. С появлением первых домов и казенных ванн у горячих источников, тут было построено небольшое каменное укрепление - оборонительная казарма под камышовой крышей, а позднее - первый военный госпиталь. В 1862 г. в центре Николаевского цветника была возведена музыкальная ротонда - большая деревянная беседка, где летними вечерами располагался целый полковой оркестр, исполнявший популярные музыкальные произведения для посетителей, а с появлением открытой сцены Лермонтовской галереи беседка стала излишней. В это время на горе создавался парк и на ее вершине, где некогда находилась оборонительная казарма, планировали построить беседку Любви и рядом поставить скульптуру «Задумчивый Амур». Кто-то предложил перенести наверх бывшую музыкальную ротонду, но она оказалась довольно ветхой. Тогда ее разобрали и частей собрали новую беседку в «китайском духе», которую поставили на вершине. Она имела причудливую крышу, как у буддийских пагод. Беседку украсили деревянными решетчатыми рамами с остатками цветных стекол, сделанных в Варшаве для железной Лермонтовской галереи. Эти стекла придавали пейзажу освещение калейдоскопа. В начале XX века хотели на месте беседки построить народную обсерваторию, но революция помешала планам. В феврале 1917 года Цветная беседка получила революционное название «Свобода», и погибла в в годы Гражданской войны, когда была разобрана на топливо. В 1952 году власти вновь задумались над возвращением беседки. Но задумке, ее должны были исполнить в стиле сталинский ампир, но Сталин умер, и только летом 1976 года старый фундамент украсила металлическая Китайская беседка.


Эолова арфа
На скале, севернее Академической галереи на самом краю обрыва, белеет беседка. Эолова арфа стала эмблемой пятигорского курорта. До 1810 года на месте павильона Эола находился наблюдательный военный пост,  потом была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки и Михайловского источника. Летом 1829 года командующий генерал Емануель, осматривая новый парк, предложил возвести на трех вершинах павильоны. Названия этих павильонов - Эола, Эскулапа и Эриванского начинались с одной буквы. Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами.



В 1830 году архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом стал павильон «Храм Эола» построенный в парке Кью под Лондоном. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола- оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки собирались постановить на пьедестале статую Эола. Но появилось предложение вместо статуи установить оригинальный музыкальный инструмент - эолову арфу, широко распространенную в Европе. Модные арфы тогда уже появились в Петербурге и в Москве. Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Кроме того, павильон обладал хорошей акустикой. На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их
названиями на французском языке. Беседка «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод.



Инструмент «эолова арфа» устанавливался в беседке в начале сезона, а по окончании его демонтировался для хранения. Спустя годы инструмент расстроился и посетители иронично стали называть его «эоловой арбой». К концу XIX века исчезли пьедестал под арфу, лепнина с фриза, стрелка и рисунок на плафоне, изменилась деревянная балюстрада, форма купола и главки. Во время Гражданской войны беседка была наблюдательным пунктом обоих враждующих сторон. В СССР беседка была признана одним из лермонтовских мест, здесь любил сидеть поэт, слушая музыку ветра. Сейчас на куполе беседки установлено электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, - электронная «эолова арфа».


Грот Лермонтова
Этот грот в скале ниже Эоловой арфы, близ Академической галереи заметен издалека. Он носит имя Лермонтова. В то время мода на гроты родилась при французском дворе, они были обязательным элементом всех европейских парков XVIII века. То, что поэт тут бывал и писал - это точно. Но сложно с уверенностью сказать, что именно. Во время устройства зодчими Бернардацци Емануелевского парка обыли сделаны два романтических грота: большой и малый. Первую пещеру случайно обнаружили в скале, севернее Елизаветинского источника. По предложению Бернардацци грот немного углубили и высекли внутри боковой уступ для сидения. Около пещеры на каменной подпорной стене устроили площадку и провели дорожку, которая с одной стороны граничила со скалой, а с другой была обсажена ясенем и обложена дерном. Из большого грота, по словам историков, было интересно наблюдать за «водяным обществом» у Елизаветинского источника, где и разворачивается начало главы о княжне Мэри. Также Лермонтов нарисовал картину «Вид Пятигорска», на которой был изображен и большой грот. До открытия памятника поэту в сквере, около этого грота обычно проходили ежегодные собрания местного общества по случаю годовщин смерти и рождения Лермонтова. А в конце XIX века Владимир Гиляровский написал стихотворное посвящение «Гроту Лермонтова».
Мы спускаемся по каменной лестнице от Михайловской галереи, переходим бульвар и поднимаемся на противоположный, северный склон горы. Здесь еще один, правда, разрушенный грот со скамейкой, высеченной в скале. К нему от кислосерного колодца вела удобная дорожка, обсаженная с двух сторон виноградными лозами. Из малого грота были хорошо видны посетители Михайловского источника. Есть предположение, что именно малый грот описан в лермонтовской «Княжне Мери» как место случайной встречи Печорина и Веры. Лермонтов вообще очень точно, даже скурпулезно описывал местность, в которой происходило действие его книг. Поэтому на его записи многие ссылаются, как на документальные.
Грот Дианы

Гротов в курортной зоне Пятигорска много, и каждый из них - не только произведение искусств, созданное талантливыми зодчими, но и памятниуи истории. В южной части парка «Цветник» находится тенистый прохладный грот, носящий название Грота Дианы. Это одна из наиболее старых и известных на всю страну достопримечательностей. На самом деле история его создания никакого отношения к женщинам и богам не имеет.



Летом 1829 года генерал Георгий Емануель осуществил военную экспедицию к подножию Эльбруса, с целью составить военно-топографическую карту этого района и выявить тайные пути, по которым горцы получали из Турции оружие. По приглашению Емануеля в экспедиции участвовало несколько петербургских академиков, которые изучали неизвестный край с точки зрения минералогии, физики, ботаники и зоологии. Самым неожиданным результатом экспедиции стало первое официально зарегистрированное восхождение человека на Эльбрус. Его совершил 10 июля 1829 года проводник из вольного аула, кабардинец Килар Хаширов. В честь этого события генерал тотчас по возвращении на воды распорядился изготовить две чугунные памятные плиты в человеческий рост, которые надлежало установить у Эльбруса, на которых описывалось бы это достижение в подробностях. Но везти плиты к Эльбрусу оказалось делом сложным, и их решили установить в Пятигорске, создав искусственный триумфальный грот в форме горы Эльбрус. Главный вход, подобный триумфальной арке, украшали две дорические колонны из светлого машукского камня. Два боковых входа, восточный и западный, видимо, символизировали две вершины Эльбруса. Над гротом собирались сложить из белого камня «двуглавую снежную вершину» Эльбруса и высечь на ней имена ученых, участвовавших в знаменитой экспедиции. Однако Емануель вдруг отказался от «двуглавой вершины» и приказал вскоре именовать новое сооружение гротом Дианы. И этот грот также связан с именем Лермонтова, который не раз бывал здесь. За неделю до гибели, вечером 8 июля 1841 года, Лермонтов с друзьями устроил в честь дам пикник перед гротом, украшенным зеленью, коврами и цветными фонариками. Военный оркестр располагался над гротом. Говорят, что поэт был непривычно весел, и даже танцевал, что было ему совершенно не свойственно. А в конце XIX века один  предприимчивый купец открыл в гроте продажу холодного пива, которое поступало из ледника над гротом, правда, не долго.


Орел
Скульптура орла на уступе Горячей горы появилась в первый год XX века. Сейчас этот образ является официальным символом Кавказских Минеральных Вод, который хорошо известен не только в России. Место, где было установлено изваяние орла, - крайне примечательное в истории Горячих вод. С незапамятных времен здесь струился безымянный горячий источник. В 1810 г. знаменитый доктор Федор Гааз впервые назвал этот целебный источник Александровским в честь императора, давшего указ об открытии в этой местности курорта. На его основе возник крупный бальнеологический комплекс, благодаря которому и выросло Горячеводское селение, ставшее затем Пятигорском. В 1900 году здесь запланировали искусственную горку с каким-либо изваянием курортного характера. Образный сюжет этой скульптуры предложил замечательный новочеркасский живописец Иван Крылов, работавший в это время на КМВ. В своем эскизе он изобразил крупного орла-беркута, который цепко схватил когтями и клюет большую ядовитую змею. Замысел эскиза был оригинален и не имел литературного источника, посвященного подобному сюжету. А символический смысл очевиден. Орел - сильная птица, в данном случае является аллегорией здоровых сил Кавказа. Змея же - чаще всего отвратительное и ядовитое пресмыкающееся, внушающее многим людям инстинктивный страх, - аллегория болезней, которые порой неожиданно поражают человека и опасно отравляют его организм. По разному оценили изваяние первые зрители, некоторым оно показалось уродливым. Вечером того же дня около орла состоялась красочная иллюминация - скульптура была освещена красным бенгальским огнем. Говорили, что Управление Вод собиралось поставить электрический прожектор, чтобы в вечернее время освещенный орел был виден издалека, но из-за скудности электроэнергии для нужд Цветника пришлось отложить проект.


На первом, более экспрессивном, изваянии голова птицы с полуоткрытым клювом была склонена в правую сторону и она хищно смотрела на змею левым глазом, а крылья имели довольно большой размах. Во время революций и гражданской войны, изображение орла кому-то напомнило герб Российской империи, и скульптура лишилась головы и части крыльев. При восстановлении голова была повернута отчего-то в левую сторону. Во время Отечественной войны курортный орел опять серьезно пострадал, из-за опасного сходства с крылатым символом Третьего рейха. После войны появилось новое изображение орла, более статичного вида, который мы знаем и ныне - голова с закрытым клювом опущена вниз, изменена форма крыльев, уменьшено их оперение. Вскоре после своего появления в 1901 году Орел, несмотря на отмеченную неказистость, начал приобретать популярность - стали печататься первые его изображения на почтовых открытках, он появился на страницах книг, замелькал на журнальных и газетных полосах. Орла изображали на кружках для минеральной воды и этикетках, буклетах и фирменных знаках, копировали и тиражировали в сувенирных статуэтках.

Организатор блог-туров "Чудеса Кавказа" - Ассоциация СМИ Северного Кавказа при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО
Генеральный партнер - ОАО "Курорты Северного Кавказа"
Спонсоры тура в города КМВ: Конгресс-отель "Интурист", ОАО "Мегафон"

КСК, блогтур, Пятигорск, КМВ, 7 чудес Кавказа, Интурист, фото я путешествия знаки

Previous post Next post
Up