я не вернусь

Dec 26, 2013 14:56


Спектакль "Я не вернусь" в Театре на Соборной оставил двоякое чувство. С одной стороны, понравилось  то, что сделал режиссер Михаил Егоров, а с другой, пьеса, вернее киносценарий Пулинович, показался уж очень искусственным, сделанным под концепцию. Ниже, как обычно, мой радийный текст.

Можно ли переменить участь, зачеркнуть прожитые годы и начать жизнь с чистого листа? Если верить молодому екатеринбургскому драматургу Ярославе Пулинович, то можно.  Именно такую возможность она дает главной героине - Ане Морозовой - в своей пьесе, а вернее, киносценарии «Я не вернусь». В конце декабря это название пополнило репертуар рязанского тетара для детей и молодежи. Сначала работа над  материалом велась в режиссерской лаборатории «Творческие мастерские», проходившей на базе театра. А затем на основе лабораторного эскиза  молодой режиссер из Москвы Михаил Егоров создал полноценный спектакль.
     Несмотря на молодость, Ярослава Пулинович - уже широко известный автор. Ее пьеса «Наташина мечта» идет во многих театрах страны, в том числе, и в скопинском «Пределе» Владимира Деля. В «Я не вернусь», как и в Наташиной мечте»,  главная героиня - детдомовка.  Но на этот раз она лишена родовых примет своей социальной среды, психологических последствий трудного детства. Более того, героиня почти идеальна. Аня Морозова - человек, одаренный от природы, круглая отличница, получившая золотую медаль, единственную за последние 10 лет в школе. Своим детдомовским подружкам Аня обещает, что никогда не вернется обратно, даже в качестве учительницы. Ее жизнь и в самом деле идет по восходящей линии - сначала университет, затем аспирантура, а впереди маячит поездка с лекцией в Америку. Пока не вмешивается случай. В свертке, оставленном у нее детдомовским приятелем, однофамильцем Димой Морозовым, оказывается героин. И героиня вынуждена скрываться от полиции.
«Почти мелодрама» - так весьма точно обозначил жанр спектакля Михаил Егоров. Можно было добавить приключенческая или сериальная, потому что именно по такому шаблону развивается сюжет пьесы. Из своего университетского, возвышенного существования Аня резко падает на социальное дно, становится побирушкой. Скрыв свой возраст от полиции, она попадает в детприемник-распределитель, и чтобы не угодить в собственный детский дом, сбегает. За ней увязывается 14-летняя девочка Кристя. Их путешествие носит почти сказочный характер, потому что едут они автостопом через всю страну во Владивосток, где у Кристи живет 75-летняя бабушка. И в этом длинном путешествии, едва знакомые друг с другом, они становятся почти родными людьми: взрослая образованная девушка и обозленная на жестокий мир и вместе с тем очень наивная девочка-подросток, сочиняющая сказки.
    По законам мелодраматического жанра девочка должна погибнуть, что и происходит. И тогда Аня, осознав, что с прошлым ее уже ничто не связывает, забирает судьбу этой девочки себе. Приезжает к бабушке под именем Кристины и вновь заканчивает школу.
   Но Михаил Егоров  микширует мелодраматизм с помощью условно-игровой формы, используя систему перевертышей и задавая актерам разные способы существования. Так, девчонок-подростков из детдома и приемника играют возрастные актрисы, учителей-женщин - мужчины-актеры. А чтобы слишком доверчивый зритель не забыл о том, что он находится в театре - двое полицейских, одетые в гусарские кивера, с огромным пафосом читают знаменитый текст Белинского «Любите ли вы театр?». При этом если основных героинь - Аню и Кристю - актрисы Анна Комарова и Людмила Конина соответственно играют психологически правдоподобно, то остальных персонажей актеры изображают шаржированно. Директриса школы - актер Сергей Невидин, учительница литературы - Илья Комаров, женщина-психолог - актер Владимир Баранов показаны трепетными, восторженными и оторванными от реальности особами. Среди попутчиков, подвозивших путешественниц, наиболее ярким оказывается портрет водителя-дачницы в исполнении Светланы Гузиковой. Ее темпераментный, сгущенный по краскам монолог о том, что у нее на даче порядок, а в стране порядка нет, можно показывать как отдельный эстрадный номер.
         Психологически убедительно создает образ 14-летней девочки Кристи Людмила Конина, соединяя два полюса - дикость, ожесточенность и недоверие к миру с крайней наивностью и мечтательностью. Она выдумывает сказки, которые рассказывает Ане как реальные истории, уверовав в них сама. И Владивосток, где живет вместе с собакой ее бабушка, это сказочный город,  в котором ее ждет счастье. И именно эту сказку проживает за нее взрослая девушка Аня, обратно вернувшись в детство.
Previous post Next post
Up