[ продолжение беннеттовской темы, предыдущая часть здесь:
Медитация и безвременность. ]
~ • ~ • ~
Студент: В медитации нас просят концентрироваться на определённых словах. Мне это представляется невыполнимой задачей. Возможно, потому, что для меня непонятен смысл этих слов и через некоторое время я уже не в состоянии даже вспомнить их произношение и звучание.
Дж.Г.Беннет: Эти слова вам необходимо доставить в сердце. На самом деле, это и есть молитва сердца. И сами слова должны завибрировать в вашей груди. Именно поэтому здесь нужна поддержка дыхания. Вам нужно ощутить вибрацию этих слов в груди и реально почувствовать их. Естественно, ритм дыхания при этом также становится более продолжительным. Собственно, и сам смысл использования слов частично заключается в замедлении дыхания.
Практическая проблема в медитации - каким образом поддерживать ритм слов или их вибрации, не вовлекая в этот процесс своё внимание. Сам я пытаюсь говорить об этом с точки зрения 'дхьян' или этапов медитации. Использование некой мантры или сакрального слова - а может, зелёного цвета или чего угодно, предпочитаемого вами - принадлежит лишь первой дхьяне, но было бы неразумным считать, что мы можем перескакивать через неё, переходя сразу ко второй дхьяне - в которой ум сохраняет свою активность, но нет при этом ментального образа, за который нужно держаться.
Подобные ступени дхьян поддерживаются, например, в «трансцендентальной медитации». Я говорил по этому поводу с её основателем, Махари́ши Махе́ш Йо́ги, и он подтвердил это. Мантра является поддержкой лишь в первой стадии, где вы позволяете перенести себя глубже, пока она не остаётся с нами просто как вибрация. Когда она только начинает идти вглубь, в нас есть лишь общее состояние осознания, но далее начинается собственно просветление - сопровождающееся раскрытием того, что буддисты называют дибба-чакку (‘божественный глаз’ или способность видеть, выходящая за сферу восприятия физического зрения). Махариши всегда говорил о космическом сознании, как о некой предварительной фазе. Точно также и в буддизме, на более глубоком уровне, возникает «бесконечное пространство», «бесконечное сознание», «ничто» и последняя дхьяна - «ни восприятие, ни не-восприятие».
И пусть даже язык обучающих медитации сильно различается, их описания кажутся при этом удивительно похожими, поскольку они основываются на реальном опыте.
Когда вы делаете упражнение медитации, слова не должны быть в вашей голове - это неправильно. Вибрация их должна быть в груди. А если вы обнаруживаете своё внимание в груди и теряете при этом контакт со словами - ничего страшного, вполне возможно, вы как раз переходите между первой и второй дхьяной.
Слова мантры используются, чтобы удерживать вас от ментальных ассоциаций и чем-то занять ваше внимание. Если же слова уходят, а ассоциации возвращаются, значит вы вновь возвращаетесь в поверхностный слой своего ума и тогда лучше продолжить произнесение слов мантры.
~ • ~ • ~
The Way To Be Free: Part III. Mantra.
(Talks and Conversations with Students
by J.G. Bennett)
перевод:
larkin_donkey