По итогу обсуждения темы «Вера и убеждение» (
https://latifaschwalbe.livejournal.com/12673.html) главным выводом стало предположение о том, что ключевое различие в познании у верующих и атеистов лежит в области мотивации, а не структуры знания. Принятие тех или иных недоказанных
(
Read more... )
Comments 2
"охотно модифицирует со временем практические любые свои построения сложных причинно-следственных цепочек"
Не совсем так: у не верующего в Бога естествоиспытателя остается убеждение, что, хотя нынешние законы природы могут оказаться не окончательными, все равно какие-то более правильные законы природы существуют, и надо стремиться их открыть. Невооруженным глазом заметно, что сама концепция неизменных и бесконечно-точных законов природы - следствие веры в Бога-творца, для которого такие законы служили "чертежами" сотворения мира, а также следствие платонизма с его эйдосами.
"вера в Послания, пророчества, реликвии и т.п."
Вы забыли еще один - главный - источник "знания" верующего: непосредственное Божественное откровение! К тому и вера в Послания и т.д. основана именно на этом: на том, что их авторы излагают результат непосредственного обращения Бога к ним. Мне кажется, вот в этом и состоит главное различие: в отказе неверующих признавать откровение источником знания.
Reply
Под "модифицирует" я именно это и имела ввиду - что нечто всегда остается, а не заменяется. Может быть слово по смыслу неудачное, но я не знаю, какое было тут лучше. Может, трансформирует лучше?
С платонизмом могу согласиться стопроцентно, все так и есть, мир эйдосов имеет некоторую самостоятельную абсолютность. Остальные теисты, в принципе, могут предложить разные вариации способов воплощения креации в мир. В том числе в любой момент Творец может в теории менять любые "правила игры".
Да, я под Посланиями и подразумевала откровение (а иначе кто же посылает им содержание, если речь о вере? только некто сверъестественный).
"Мне кажется, вот в этом и состоит главное различие: в отказе неверующих признавать откровение источником знания".
Во многом, да, но, как мне кажется, в большей степени все же в своей среде. Когда они пытаются конкурировать с учеными, то сперва все же пытаются выиграть споры на тех же основаниях, на логике аргументов (если речь о тех, кто действительно претендует на выход за пределы круга вовлеченных).
Reply
Leave a comment