Просыпаюсь в районе четырёх. Впрочем, завтракать уже почти не рано - завтрак подают с пяти! Сначала крутим пальцем у виска, потом понимаем, что вставать до пяти в путешествии по Перу - суровая реальность, и гостиницы в курсе дела. От завтрака в любой европейской гостинице перуанский гостиничный завтрак выгодно отличается свежевыжатыми соками: папайя - не очень, маракуйя, она же пасифлора - неплохо, и ананасовый - оооо, вот это вещь! На свежевыжатый ананасовый сок мы конкретно подсаживаемся и заказываем его в кафе и ресторанах большими графинами ежедневно.
В этот день решаем осмотреть ближайшие к Куско достопримечательности - Тамбомамчай, Пука Пукара, Кенко и гвоздь программы - Саксайуман. Все они - археологические памятники, проще говоря - инковские развалины. Тамбомамчай навходится в восьми километрах от Куско, Саксайуман - всего в двух, остальные два пункта - между ними. Саул из трекового турагентства советует нам в качестве небольшой подготовки к треку пойти в Саксайуман пешком - туда ведёт довольно крутой подъём. Сначала мы думаем так и сделать, но потом решаем все же поехать в самую дальнюю точку на такси и оттуда уже идти пешком. Наверно, это психологически правильное решение, так как после этого подъёма я, видимо, струсила бы окончательно и от трека позорно отказалась.
Заходим в местный oficina de turismo узнать насчёт билетов. Они как-то не уверены, что в Тамбомамчае их можно купить, поэтому направляемся за билетами в мэрию. С билетами всё устроено довольно по-идиотски: можно купить действительный на один день билет за 70 солей - он включает в себя все нужные нам сегодня достопримечательности и ещё пару малозначительных; либо купить за 130 солей билет на десять дней - то, что он включает, вполне реально неспешно осмотреть дня за три, не больше! Когда позднее мы пытаемся зайти в какой-то музей внутри Куско, оказывается, что в него вообще нельзя зайти кроме как по такому глобальному билету! Возможность оплатить отдельно вход в этот музей попросту не предусмотрена.
Тамбомамчай - туда, как мы поняли, знатные инки ездили "на воды". Ручейки журчат там и сегодня. Красиво, хотя любуемся мы на данном этапе скорее природой, нежели развалинами.
Пука-Пукара - оборонительный комплекс.
С Кенко получилось смешно - хотели пойти к нему пешком, но поняли, что идти вдоль шоссе без пешеходной части как-то малоприятно, поэтому чуть ли не единственный раз сели в "коллективо" - рейсовый автобус. Из него нас высадили вроде как в Кенко, мы нашли какое-то симпатичное местечко у дороги и решили, что это оно и есть. Позднее поняли, что, видать, ошиблись и в настоящем Кенко так и не побывали.
Кстати, об автобусах - в них кроме водителя есть такой специальный человек, который зазывает пассажиров и открывает-закрывает дверь автобуса. Мишка говорит, что таким образом правительство борется с безработицей - создаёт множество малопонятных должностей в госсекторе.
Из псевдо-Кенко доходим до Саксайумана. По дороге осматриваем статую Христа, осеняющую Куско. Позднее нам расскажут, что её подарили городу палестинские беженцы, спасавшиеся от немцев в 1944 году - уж не знаем, правда ли это.
У Саксайуман нам встречается гид по имени Гидо, и мы с радостью соглашаемся воспользоваться его услугами. Надо сказать, это очень удачное решение - позднее у нас будут ещё гиды, но именно Гидо с его английским с кечуа-акцентом удаётся рассказать про Саксайуман так, что он становится совершенно живым в моём воображении.
Вот что мы запомнили-записали из его рассказа:
Многие источники называют Саксайуман крепостью, но на самом деле этот комплекс был построен самым главным инком Пачакутеком как храм Солнца, место для религиозных празднеств, после того как к нему обратились простолюдины и пожаловались, что места для празднеств и религиозных ритуалов есть только у знати.
Саксайуман считается головой или зубами пумы (возможно, из-за зигзагов), а Куско - её телом (тут стоит упомянуть, что пума отвечала у инков за повседневный мир, змея - за мир подземный, а кондор - за поднебесье). Название можно перевести как "сытый сокол" - по словам Гидо, именно здесь испанцы впервые напали на инков, после того как несколько лет "дружили" с ними, чтобы выведать подробности о мифическом золоте. В результате побоища соколы насытились до отвала...
В Саксайумане начинаешь поражаться невероятному искусству инковских зодчих. Многоугольные камни подогнаны друг к другу настолько плотно, что между ними действительно невозможно просунуть лист бумаги, это не миф. Вообще надо сказать, что за 300 лет своего существования инки успели создать какое-то нереальное количество всего. Мачу Пикчу, Саксайуман, Писак, Оянтайтамбо и ещё масса городов, городков и крепостей, 30,000 километров inca-trails, выдающиеся успехи в астрономии, земледелии, не говоря уж о порабощении всех до-инковских цивилизаций. Прочла где-то, что за 300 лет инки понастроили в разы больше, чем египтяне за 3,000 лет. В общем, каким бы прагматичным человеком я не была, напрашиваются альтернативные объяснения - от того, что инки не строили не с нуля, а основывались на ранее существовавших кладках древних мегалитических цивилизаций, до умения доводить камень до состояния пластилина, а потом "отвердять" обратно, или инопланетной помощи.
Вот, пожалуйста, конспиративная теория:
И ещё один любопытный факт. В циклопической кладке перуанских построек встречаются блоки, имеющие один-два трапециевидных выступа. Их функциональное назначение не понятно. Большинство блоков таких выступов не имеет. Такой технологический прием (гранитный блок с выступами) встречается кроме Перу лишь в одном месте планеты. А именно, в облицовке великих пирамид плато Гизы. Как можно объяснить наличие такого специфического архитектурного элемента в двух столь удалённых во времени и пространстве цивилизациях?
источник Зигзаги
Самый высокий камень Саксайумана, и мы для масштаба
Лапа пумы
Змея
Ворота выстроены высокими, специально чтоб сквозь них могли беспрепятственно пронести короля. А сам король сидел наверху, в точке, куда падают лучи восходящего солнца, и откуда исходит 90-децибелльный звук, мощнее, чем в любой другой точке комплекса.
Все стены построены под углом в несколько градусов для сейсмоустойчивости. В 1950 году в результате землетрясения были повреждены 50% зданий в Куско. Саксайуман и другие постройки инков устояли.
А это - новейшие раскопки возле Саксайуман. Листья коки - религиозное подношение в духе инков. Гидо объясняет нам, что 90% жителей Куско - католики, однако 30% из них чтут также обычаи инков - но скорее как традицию, а не как религию. Типа светских израильтян, читающих агаду на песах.
Вот он, Гидо the guide, и он явно приучен не дотрагиваться до чужих замужних дам :-)
Перуанские бабушки не теряют времени - заняты рукоделием возле Саксайумана, параллельно пытаясь продать ранее связанное и сотканное.
Возвращаемся пешком в Куско, а там как раз покончили с корпус кристи и чириуче и приступили к фольклорному фестивалю! Сотни феерически разодетых детишек в сопровождении учителей ждут своей очереди станцевать на радость толпе родителей и разномастной публики. Снуют продавцы сладостей, пирожков, шаров, ядовито-розовой сладкой ваты. Играет оркестр. Любуемся. Завтра мы уйдём в трек, где встретим совсем других перуанских детей.
Эти решили выпендриться :-)
Click to view
Tip for travelers
Пользуйтесь услугами гида по крайней мере время от времени. С информацией, мягко говоря, не ахти. Проспектов почти нигде нет, информация на английском - скудная, иногда её и вовсе нет. Без живых объяснений камни остаются не более чем камнями...
PS Что-то длинно получается!