Ещё "напутствия" от Елены Макаровой (её книги я прочла этим летом, и они замечательные).
Мои дорогие пытливые мамы!
Есть одна очень важная вещь - от занятий искусством вы и ваши дети в первую очередь должны получать УДОВОЛЬСТВИЕ.
Расслабьтесь - и получайте!
Если вам вместе доставляет удовольствие макать кисточку в краски и разбрызгивать "салют" - делайте это. В раннем возрасте главное - это ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ. Спросите себя, что запечатлилось в вашей памяти от соприкосновения с материалом, который на ваших глазах преображался? Запечаляются вещи совершенно странные.
Если вы соедините "точки" салюта, то получатся цветные узоры. Это же интересно! Было одно - вышло другое! А если вы свернете это дело в трубочку, у вас получится калейдоскоп, и т.д. и т.п.
Вообще, всякие чудеса, которые возникают по дороге - это то, что запечатлится наверняка.
Не делайте с ребенком того, что вам самим не интересно, что вас не увлекает. Навыки ребенок еще получит. И не все полезные.
Как сделать так, чтобы у него это не пропало? Держаться в творческом тонусе, не погрязать в рутине, жить сейчас, не думать, что случится послезавтра. То есть я призываю вас к вдумчивому легкомыслию, к игре, к удовольствиям.
Не пытаться фантазировать, а фантазировать.
Ну и что, что дети из изостудии рисует лучше? А судьи кто? каков критерий? Более умело? Ну и что? Если вы будете ходить с детьми в музей или показывать им красивые книжки, наблюдать за тем, что им нравится, а что оставляет их равнодушными, вы многое в них поймете. Соприкосновение с красотой даст им неизмеримо больше в этом нежном возрасте.
Я 7 лет проработала с детьми в Израильском музее. Мои коллеги не могли детей на аркане в музей затащить - надоел он им, и справедливо. А мои дети рвались туда. Почему? Потому что я каждый раз давала им суперзадания. Например, найти во всем музее изображение человека с кружкой в руке - это же надо поискать, там такой один! Найти рельеф, на котором много-много черточек (клинопись), угадать, что там написано, найти абсолютно круглый предмет... И т.д. и т.п.
Вы себе не представляете, сколько они всего "рассмотрели"! И они до си пор любят "рассматривать", разве это не достижение, и любят искусство как загадку, как секрет, как тайну. Почему у других педагогов это не выходило? Потому что они водили их срисовывать. Мы тоже много рисовали в музее. Но опять же - со сверхзадачей - превратить картину, например, в театр, а значит -принести в класс наброски, вылепить персонажей, расставить их в соотвествии с глубиной (кто впереди, кто сзади), написать фон (задник), т.е. перевести картину из двумерного пространства в трехмерное. С точки зрения образования это дает куда больше. А художников на свете, как мы знаем, раз-два и обчелся. Стоит ли утомлять себя и детей худграмотой?
Все пробуйте на себе.
Попробуйте "выразить идею".
Дорогие мои!
Дети играют. В море, в пластилин, в краски, в дочки-матери и т.д.
Если так - то нечего мудорствовать, играйте с ними во все и ловите кайф.
Когда они подрастут, они получат ту дозу обучения, которая одним пойдет на пользу, а другим нет. Потому что всеобщее обучение не рассчитано на индивидуальные запросы ребенка. Вспомните, что вы сами изучали, и что из этого запомнили. Будете вспоминать, и поймете, что в памяти остались вещи яркие, неожиданные, а главное те, к которым вы сами пришли, которые открыли.
То, что для нас взрослых очевидно - для детей - таинство. А уж как они будут держать карандаш или пастель, не столь важно. Настоящие художники не учат своих детей приемам, дети просто живут в атмосфере творчества, и, поскольку родители-художники пользуются красками, карандашами и прочими инструментами искусства, то у детей к ним возникает естественный интерес.
То, что вы взрослые, еще не значит, что вы художники, к сожалению.
И часто не очень хорошие художники замордовывают своих детей так, что те бегут от искусства, как от проказы.
Играйте с ними, ходите с ними в музеи, это их точно не испортит.
Дорогие вы мои!
По-моему, у вас есть рулевой. И это не я - а ваши дети. Если вы видите, что ребенок занят не в меру, ослабьте давление. Ребенок - созерцатель и деятель, это в нем сочетается гармонично, в нас, увы, нет. Мы мало созерцательны и невероятно деятельны. У нас другие скорости. Мы целенаправлены. Исходя из этого, мы создаем переизбыток, а творчество стимулирует часто дефицит. Почитайте Роттенберга про поисковую активность. Или представьте базар. Всего так много, а человек отттуда выходит с одной тачкой вещей (если), а мог все унести. Значит, мы выбираем. Когда у ребенка много всего, а еще у него внутри много всего, то он готов согласиться с родителями, будь что будет... Собственно, что я хотела сказать? Что у детей свой мир, очень богатый, и что нужно отвечать на их запросы, а не предлагать то, что в данный момент им не требуется. Ленность, о которой я говорила, это часто рекция на переизбыток.
Дефицит, напротив, вызывает творческую активность.
Скажем, мы не привезли из Москвы в Израиль манины куклы. Первое, что я сделала в Израиле, это сшила ей куклу. Одна эта кукла заменила десяток оставленных.
Я не призываю вас выкинуть все игрушки из дому и заменить их одной. Обилие вещей как и обилие действий, направленных на РР, само по себе способно повергнуть ребенка в растерянность.
По-моему, самое главное качество раннего детства - способность к созерцанию. Восторг при виде бабочки, складывающей крылья... Восторг по отношению к миру, с которым ничего еще пока не надо делать.
Про определенную опасность в вербализации изображения
Мы сами большую часть времени проводим в потоке сознания. С детства. В этом потоке перемешаны мысли и чувства, некотрые тонут, некоторые возвращаются снова и снова, так происходит процесс кристализации.
Это очень индивидуальный процесс. В этом смысле человек одинок, он ни с кем не может обменяться потоками. Мыслями - да. Мысль изреченная есть ложь - почему? Потому что она голая, она - результат процесса, который никому, кроме самого мыслителя, неведом. Да и тот не понимает многого.
Рисование помогает ребенку вывести наружу этот самый процесс кристализации образов, которым еще нет никакого названия. Когда мы его спрашиваем, что это, он, чтобы угодить нам, или чтобы мы от него отстали, говорит - это мама, это машина. Постепенно он сам начинает в это верить.
Это упрощает, но не углубляет процесс.
Дети не вторгаются в нашу жизнь с той бесцеремонностью, с какой это делаем мы по отношению к ним.
Примеры удачных детей нам не дают покоя, и мы хотим сделать все, для того, чтобы он был таким же. Это общая беда./