от ругательных, до вполне комплиментарных
Андрей Столяров 23 ноябрь 2019 г. ·
Вот уж не повезет, так не повезет.
Фильм режиссера Владимира Потапова «Посредник» вышел в 1990 году, когда начал реально обваливаться Советский Союз и хлынули в нашу жизнь такие социальные триллеры, что до обычного кино уже никому дела не было.
Фильм прошел незамеченным.
Хотя мне кажется, что это даже не один из лучших, а вообще лучший российский фантастический фильм, начиная с 1990 года и по настоящее время.
Никаких зрелищных спецэффектов, никакой дикой пальбы, грохота, взрывов, погонь, каскадерских трюков. Но атмосфера тихого ужаса, охватывающего провинциальный город Тугарин, куда просачиваются инопланетяне, завораживает с первых же кадров.
К тому же - сепия, коричневые тона, в которых выдержана «картинка», и необыкновенная по точности звукопись, порождающая чувство тревоги.
По-моему, никто еще не снимал фантастику в такой бытовой манере, с такой высокой степенью достоверности и с такой выразительностью.
Нечто уникальное в нашем кинематографе.
А недавно в сети появился роман Андрея Лазарчука (
Андрей Лазарчук) «Целое лето», продолжающий ту же тему. И тоже - роман замечательный, явно выделяющийся в потоке и российской фантастики, и российской реалистической прозы, и тоже по непонятным причинам прошедший мимо читателя.
Удивительный феномен. На основе сравнительно небольшой повести Александра Мирера «Главный полдень», опубликованной еще в 1969 году, повести, в общем, симпатичной, но явно подростковой, по духу фантастико-приключенческой, созданы два таких серьезных и значительных произведения.
И на обоих как будто лежит проклятие. Фильм никто не заметил. А роман (Андрея Лазарчука), написанный уже довольно давно, так до сих пор и не вышел в бумажном издании.
А это рецензия на Целое лето с Фантлаба от
автора эссе "
Эсхатология А. Лазарчука как инструмент прогнозирования кризисов"
Хороший, читабельный текст. Всё, как обычно у Лазарчука:
а) гиперболические коллизии на ровном месте. Вот сидим, а тут метеорит, да такой, чтобы полгорода снес (в книге метеорит упоминается, но не тот, серьезной роли не играет, и вообще - обманка). Если коньяк - то практически лучший на свете, но из пластиковой бутылки и вот прям в сибирской глуши. Если перестрелка, то у кого-то откажет автомат по странной, очень редкой причине, про которую все знают и понимают, но вот именно здесь и сейчас он - внезапно, тыщу лет до того стрелял и в руках он у опытного стрелка - перестает стрелять. И т.д, и т.п.;
б) хроническая недосказанность в диалогах. Постоянно одни герои начинают что-то объяснять другим, но всё идет как в истории Никулина про анекдот: ему двадцать лет начинают рассказывать анекдот про попугая самые разные люди, но всех дергают в середине анекдота, буквально на минуту, а дослушать уже нет возможности - или сам Никулин уезжает, или рассказчиков убивает.
в) постепенно вырисовывается картина и к концу первой части - что-то понятно, но масса дыр. Прием построения сюжет вполне лазарчуковский, когда берется известная история - «Дом скитальцев» Мирера, и фильм «Посредник» как экранизация - и на её основе выстаивается более сложный и реалистичный сюжет. Фраза «Здесь красивая местность» - присутствует :)
г) есть отсылки к актуальным политическим моментам, и ставится стандартный лазарчуковский мысленный эксперимент: мы слабее, враги технически более развитые, но мы вот такие хитровжаренные...
д) всегда есть хорошие, решительные люди, на которых всё держится. И, разумеется, дети пойдут на войну...
Чего лично мне критически недоставало в первой части, и на что надеюсь во второй:
а) если у вас есть громадное сообщество планет, где враждующие группировки стремятся завладеть телами, то неизбежен технический прогресс. Я понимаю, что проблема сингулярности как бы выведена за скобки, но у пришельцев должны быть постоянно новые фишки в карманах. А тут мы видим ребят, которые придетели, и за несколько лет буквально растратили свой потенциал, вроде как попаданец, который в 19-м веке рассказал, все что знал полезного и конкретного, и теперь на него смотрят скорее как на плохонького романиста, что и фильмов прилично пересказать не может, только ядрёной бомбой пугает. Есть к примеру, эпизод, где землянин пугает пришельца тем, что того пустят в расход свои же, потому как тот допустил какую-то ошибку. Как пугали некоторых эсесовцев партизаны («Посмотри в глаза чудовищ»). Но если у вас настолько велик разрыв между цивилизациями, настолько утилитарно отношение к землянам, то протокол поведения пришельца должен быть построен таким образом, чтобы его в принципе не волновало мнение землянина. Тем более, если это субъект из передовой волны десанта, и на переднем крае много чего может быть.
б) сразу возникает вопрос - почему искусственные тела такие угребищные, и нет выращивания клонов для использования? Пришельце должны сеять не только сознания в тела землян, но и фабрики по производству подходящих киборгов-носителей. Так же не отыграна тема виртуального тела - то есть сознания должны пребывать в виртуальных вселенных, посматривая, чего там в реальности творится. Тогда, кстати, получает объяснение тот фанатизм, с которым они стремятся к обладанию именно живыми телами и захвату чужих цивилизаций: только так можно поучаствовать в настоящем деле, в реальном проекте - а не в 100500-й версии виртуального парка развлечений (потому, кстати, в дело должны идти волевые и властолюбивые пришельцы - остальные останутся по виртуальным гаремам);
в) стандартный лазарчуковский приём, когда некто старший в иерархии говорит младшему/обывателю/ученику/ребенку - у нас война, иди в бой, некогда объяснять. И тот отвечает - да, иду. Ну блин, должен же быть значимый процент людей, которые говорят «Вот никуда сволочи не пойду, пока все досконально не объясните. А будете давить - сделаю, как считаю нужным (а считаю нужным какую-то глупость вашему мнению)». И даже умная улыбка - то, что ты считаешь действием вопреки, это тоже действие на пользу - совершенно не поможет. Чего это требует? Долгого, детального объяснения, убеждения, борьбы с предрассудками и т.п. Это может сильно сбить темп подачи событий. Но иногда это совершенно необходимо делать персонажам - потому что очень много вокруг любителей сказать «вот веревка и мыло, некогда объяснять, покупай биткойны»
Ну и на последок трейлер, с недоступного ныне ютуба
где все
не так, как
кажется