Два с лишним месяца назад, мой соотечественник и идейный оппонент
zhmogus, сказал мне следующее:
- У Вас (нас) есть, по-видимому, следующее отличие от хахама и будды239: Вы верите в то, что не только физические, но и моральные законы универсальны. А они, судя по всему, в то, что моральные законы зависят от принадлежности, take your side, так
(
Read more... )
Comments 4
Reply
Т.е., по факту, нет универсальности. Нет объективности о которой говорит zhmogus.
Reply
Если имеется в виду мораль, которая диктует неотличение своего от чужого, то такой морали в природе не существует, ибо человек есть животное общественное. Но при всех различиях, диктуемых местом и временем, есть, разумеется, во всех "моралях" обшее универсальное ядро.
Reply
Вопрос, конечно, философский.
Мораль "среди своих" достаточно универсальна.
Есть ли общество где убийство соплеменников походя - "пустяки, дело житейское!", воровать у соседей итдитп нормально Лжесвидетельство, оговор, истеричная скандальность и то вряд ли где одобряются. (У кур, среди гиен или пауков очевидно другая "мораль" и все перечисленное "нормально").
Отношение к врагам в принципе тоже достаточно универсально, где-то наносное позднекультурное держится чуть крепче, где-то моментально слетает как шелуха, где-то и вовсе не прижилось.
Отличия не в морали, а в "традициях", что надеть, как говорить, какие ритуалы и как соблюдать - всё, что отличает "своих", от "чужих", работает как позывной. Неукоснительное следование локальным "ритуальным пляскам" тоже повсеместно, в этом смысле универсально: где-то жесткие требования к наружности (то тощий-чахоточный - фи, то жирный - враг народа), где-то к фасону чадры, где-то не приведи бог обидеть корову, где-то не смеют перечить неграм и абрекам. И попробуй ты не соответствовать ( ... )
Reply
Leave a comment