Из серии, "Почему я не агностик"...

Apr 11, 2008 17:57


Наверно, не только меня одного, но и многих, когда-то, мог озадачить
вопрос о познаваемости  нашего мира. Идешь, можно сказать, гуляешь,
и вдруг бац..., начинаешь вопрошать( в переносном смысле :) ), а каков
он есть, этот внешний мир, независимо от воспринимающе-мыслящего
сознания, так сказать, в своем оригинальном виде? И, тут, очень легко
прийти к ( Read more... )

Leave a comment

Comments 4

ksi_serval April 12 2008, 06:40:41 UTC
Мне на этот счет Кант очень нравится. У него говорится, что мы воспринимаем реальность через категории времени и пространства. И иначе не можем. А отдельно время и пространство не существуют. То есть сами по себе. Так что мир очень даже познаваем. Но за пределы трансцендентного мы выйти не можем. И вещь в себе соответственно непознаваема. Так то.

Reply

lazy_grey April 12 2008, 09:13:09 UTC
Да, Кант велик. Он про свободу воли много чего правильного
написал..., но его агностицизм, не есть гут. Кант утверждает,
о реальности, о реальном мире, что это непознаваемая
"вещь в себе". Но, ведь непознаваемость "вещи в себе" можно
обнаружить только, тогда, когда эта "вещь в себе" открыта
для наблюдателя, т.е. он располагает неким предварительным
правильным сверхзнанием о "вещи в себе", при сопоставлении
с которым и должно выявиться несходство, непознаваемость
реальности. Кант должен знать о "вещи в себе",
чтоб утверждать её полную непознаваемость. Здесь противоречие.

А, можем мы знать пределы трансцендентного, не заступив за
эти пределы?

Reply

ksi_serval April 14 2008, 13:10:34 UTC
Так по Канту есть знание априори и апостериори. Априори мы и мыслим категориями времени и пространства понятия не имея что это такое. Так что не обязательно в опыте что-то познавать. Априорное знание - оно доопытное. И вещь в себе не познаваема апостериорно. А априорно мы типа все и так знаем. :)

Reply

lazy_grey April 17 2008, 10:15:10 UTC
Но, в том и дело, что знание априори, апостериори,
как понимаю, все равно не есть знание "вещи в себе",
но, лишь, познание явления этой "вещи" в сознании наблюдателя.
По Канту, как понимаю, в природе наблюдателя заложены
функции, которые являют "вещь в себе" для него, но, являют,
так сказать, по своему предустановленному, субъективному
формату, напр., в пространстве, времени. Сам формат НЕ
свойственен "вещи в себе", а определяется природой
наблюдателя, и, след., знание о нем возможно вне опыта с
"вещами в себе", априори. Но, такое априорное знание-
лишь знание субъективного формата-схемы... :(

Reply


Leave a comment

Up