Кто не слышал имени Альфреда Хичкока? Его слышали все, в том числе и я. Талантливейший режиссер, мастер своего жанра, образчик кинематографа. Но все это общие сведения, а спроси меня, что конкретно сделал Хичкок для кинематографа, что он привнес в этот вид искусства, я бы вам ничего не смогла ответить. Ну, или вопрос попроще: а что снял Хичкок, какой фильм я смотрела? И после мучительных раздумий, я должна буду признаться, что не скажу, наверняка, ни одного названия фильма, ни одного я не видела. Эта часть самоуничижения вступления служит поводом выразить благодарность
altereos и его
кинорулетке за возможность познакомиться-таки с работой великого режиссера, сама я вряд ли бы сподобилась. Так что, спасибо:)
Необходимо еще одно вступление-объяснение для тех, кто захочет прочитать эту рецензию, особенно если среди вас окажется заядлый синефил. Я не знаток кино и его законов, я не увлеченный кинолюбитель, я - простой среднестатистический зритель, зритель современный, любящий блокбастеры etc, зачастую даже путающий жанры и не знакомый с киношными понятиями. Например, что такое “нуар” я узнала только сейчас, перед просмотром фильма, предварительно загуглив это слово. Поэтому надеюсь на понимание и снисходительность ко мне и к данной рецензии, даже если, по вашему мнению, там написана чушь несусветная содержатся глобальные ошибки в восприятии фильма, как элемента искусства.
Ну, с этим разобрались, теперь сам отзыв на ленту
“Тень сомнения”.
Сюжет: семейство Ньютонов получает радостную весть: к ним приезжает младший брат матери, всеми любимый, состоятельный и редко бывающий в гостях дядюшка Чарли, как его называют Ньютоны. Вся семья взбудоражена, особенно юная Чарли, старшая дочь, названная в честь дяди. Она боготворит дядю, следует за ним по пятам, но начинает замечать странности в его поведении. Становится ясно, дядя Чарли что-то скрывает. Что принесет племяннице разгаданная тайна дяди? Как повлияет на нее это открытие?
Первое за что цепляется сознание - музыка. В начальной сцене, где мы знакомимся с Чарли Окли, музыка наседает на вас, звучит все громче и пронзительнее, заставляя охватившее вас напряжение нарастать с огромной скоростью. Обычно в триллерах и фильмах ужасов такая музыка предшествует чему-то ужасному, подготавливая нас к кошмарному эпизоду. И вот ты сидишь и ждешь, предчувствуя самое страшное и… и ничего не происходит. Герой срывается с места, проходит своих преследователей с гордо поднятой головой и все, на этом сцена закончена. Музыка в данном фильме не совмещена с событиями или действиями героев на экране. Она выступает транслятором ощущений героя, помогая нам узнать то, что творится внутри него самого: напряжение, тревога, страх, радость. Необычное ощущение, непривычное. Но музыка как будто становится еще одним персонажем фильма.
Сама история достаточно бесхитростна, на современный взгляд, в ней нет никакого “двойного дна”. С другой стороны, представить такую коллизию вполне возможно, а так как фильм основан на реальной истории серийного душителя 1920-х годов
Эрла Леонарда Нельсона, то не выглядит надуманной или пересыщенной художественным вымыслом. Романтическая линия, как в старых детских сказках или рыцарских романах: он увидел ее, сразу влюбился и готов на все. И вот это выглядит уже мало реально и наивно:)
Персонажи тут колоритны, но неразвиты, однобоки. Мать семейства, Эмма Ньютон, типичная матушка-наседка, вся в домашних заботах и хлопотах, любящая детей, но не видящая в них личности, крайне эмоциональная, но недалекая, главное в ее жизни - быть идеальной хозяйкой в глазах окружающих.
Отец, Джозеф Ньютон, обычный непритязательный клерк средних лет, без выраженных эмоций и своего мнения, не стремящийся к лучшему, довольствующийся тем, что имеет, интересуется только своим увлечением. Кстати, невинное увлечение в виде чтения детективов и обсуждения их с другом, вырастает в игру “придумай смерть своему другу”, и хоть она довольно жуткая, но сцены между Джозефом и его другом Херби Хокинсом крайне забавны.
Дети тоже только с одной яркой чертой характера: младшая дочь зануда-книгочей, младший любимый сын также не лишен занудства, но в силу своего возраста подвержен полному игнорированию со стороны взрослых.
Даже Шарлотта (Шарли или Чарли) не отличается богатым внутренним миром. Несомненно Хичкок изобразил ее девушкой умной, думающей, чувственной, но вся эта история с дядей в конечном счете не повлияла на ее характер, заставила, призадуматься, но ход мыслей у Чарли так и не изменился.
Единственным сложным персонажем в фильме является сам Чарльз Окли, он показывает недюжинный актерский талант, изображая из себя обеспеченного и занятого бизнесмена и перед семьей и перед всем городком Санта-Роза, скрывая при этом свое истинное лицо убийцы и крайне расчетливого, предприимчивого человека.
Сами актеры прекрасны. Во-первых, мужские персонажи, что Чарльз, что детектив Джек Грэм, красавцы, глаз не отвести. Во-вторых, каждый из актеров отлично отыгрывает свою партию, и тебе и в голову не может прийти, что этот персонаж может выглядеть как-то иначе. В них нет фальши, нет переигрывания, на такую актерскую работу приятно смотреть.
Подводя итог, могу сказать, что это был интересный опыт. Но уверенна, что “Тень сомнения” не лучший фильм Хичкока. Для современного зрителя он несколько скучен и предсказуем.
В
2016 FILM CHALLENGE №18