Экскурсия в храм смерти: Сжигатель трупов (Spalovac mrtvol), 1968
Nov 09, 2016 01:09
Второй круг тем в кинорулетке открылся чехословацкой новой волной. Мне достался фильм Юрайя Герца с интригующе-сильным названием "Сжигатель трупов", и вот, что из этого получилось.
Пепел не различает, кто этот человек, какая у него нация...
Каюсь, из-за отсутствия времени и возможности смотрела фильм практически фоном, а делать это со "Сжигателем трупов" нельзя, тем более что любительский синхронный перевод не вносит ясности и легкости понимания. Тем не менее, если бы надо было охарактеризовать этот фильм одной строчкой, то у меня она была бы такой - "записки из психбольницы".
Сюжет: герой фильма, с трудно воспроизводимым именем, мужчина средних лет с хорошей жизнью. Посудите сами: жена красавица, дети - сын и дочь - умницы, любимая работа, которую он боготворит, и все-то у него спорится, все четко, по плану, в согласии с его жизненной философией. Но в размеренную жизнь страны и героя врывается нацизм, его ростки пробиваются везде, его щупальца, если уж вас зацепили, то не отпустят, а у главного героя жена - еврейских кровей, а значит и дети не чисты. Что сможет придумать в такой ситуации человек?
Почему же "записки из психбольницы"? Давайте по порядку.
Фильм - это почти 100% диалог главного героя: его мысли, его философия, его прямая речь. Картинки сменяются одна за другой, они даже связаны хронологией и смыслом, но не оставляет ощущение оборвонности, какой-то клиповости, как записи в вашем личном дневнике, где собраны главные события вашей жизни, важные мысли и надежды, дорогие сердцу мелочи, но в них нет законченности повествования, т.к. вы и так знаете, что к чему. В записках все самое важное, концентрация вашей жизни. Видимо, по этой же причине нам никаким образом не раскрывают характеры персонажей, окружающих главного героя, о них мы можем судить только по их глазам и выражениям лиц, в эпизодических моментах.
Почему же из психушки? Еще в начале фильма, когда вы видите хозяина крематория в первый раз, вас не оставляет ощущение, что он не слишком здоровый душевно человек. И все-то вроде бы у него хорошо и правильно, и добрый он, и отзывчивый, но его рассуждения и манеры наталкивают на мысль, как минимум, о блаженном человеке. А с раскручиванием сюжета меня не покидало ощущение какой-то сюрреалистичности происходящего, казалось, что вот перед титрами, покажут Карела в психиатрическом отделении, мирно беседующим с доктором о своих видениях и фантазиях.
Фильм снят в 1968 году по повести "Крематор", которую годом ранее написал Ладислав Фукс. Еще слишком сильны воспоминания о тех событиях, раны еще кровоточат. Наверное, поэтому выбран такой метод представления нацистов: морально-разложившиеся люди, которые рассуждают о чистоте крови и величии арийской нации не отрываясь от плотских утех, которые решают, кому жить, а кому нет исключительно в публичных домах. И, рискуя оказаться непонятой, скажу, что подобный подход мне показался каким-то незрелым, мальчишеским, максималистким. Тут нет полутонов, есть только плохое или хорошее. Да, возможно, это своеобразная аллегория, но она осталась за гранью моего понимания. Также, впрочем, как и поведение жены и сына главного героя -[скорее всего спойлер]это овцы, которых просто ведут на убой, не сопротивляющиеся, не ропщущие, покорные и податливыеТоже аллегория? Олицетворения безысходности и тщетности бытия? Возможно. Но... во-первых, почему дочь оказалась другой? А во вторых, это убило всю эмоциональность момента. Фильм тяжелый для эмоционального восприятия, впечатляющий, но вот эта его чересчурность, сюрреалистичность напрочь искоренила всю переживательность. Там, где я по всем правилам должна была рыдать, я всего лишь поразилась.
Что касается исполнителя главной роли, Рудольф Грушинский великолепен! Его игра, наверное, самое сильное впечатление от фильма, столь тонко и точно воссоздал он образ своего героя, используя минимум мимики. Но все эти привычные движения, полуулыбки, обязательные прикосновения к собеседнику, которые не только разрушают ваше индивидуальное пространство, но и подчиняют вашу волю, - все это передано с большим мастерством.
Фильм черно-белый, что еще раз подчеркивает однозначность заложенных в него смыслов. Часто используются кадры по типу 25-го, на секунду разрывающие нить повествования. Ближе к концу фильма, когда градус тревожности все повышался, почему-то все чаще и чаще вспоминался наш "Вий". Кстати, еще одно сильное впечатления я получила от сцены экскурсии по крематорию, ее можно отдельной короткометражкой показывать:)
В итоге, "Сжигатель трупов" - фильм сложный, тяжелый, но он авторский. И если бы не специфичность чехословацкой новой волны, не объединенной общим манифестом, вряд ли бы его можно было вписать в рамки кинематографического течения. Он безусловно заставляет о многом задуматься, что-то даже переосмыслить, но все же это не продукт массового потребления, что называется "кино не для всех". Смотреть или нет его, решать только вам, но, если вы любите авторское кино, то познакомится с этой лентой точно стоит. З.Ы. Заодно закрою-ка №5 в film challenge.