Примечание №2. Про себя. Как водится, с таким направлением, как югославская черная волна я не знакома, историю развития Югославии не знаю, да и в принципе постыдно мало знаю об этой стране. Душан Макавеев, снявший эту ленту, мне также незнаком. Судя по комментариям, это не лучший фильм режиссера, однако, именно его считают одним из первых фильмов, положивших начало новому течению. Поэтому, если вас интересует Югославская черная волна, то не проходите мимо этого фильма. Я же, впрочем, как и обычно, сужу сугубо с точки зрения среднестатистического не слишком “насмотренного” телезрителя.
Сюжет: после множества амурных дел молодая служащая на почте вступает в любовные отношения с серьезным молодым человеком. Однако, после его отъезда в командировку, одинокая телефонистка поддается ухаживаниям нахального коллеги. Финал трагичен - случайное убийство.
После разочаровавшего меня фильма представителя джалло, картина с таким названием заставила напрячься. Я долго искала в себе силы посмотреть ее:) Оказывается, зря переживала, все было в рамках моральных, человеческих и каких бы то ни было еще норм, кроме, наверное, кинематографических.
Очевидно, что этот фильм - эксперимент. Размышления на тему формы, подачи материала, смешения жанров. Так за час с небольшим вы прослушаете несколько научных лекций, от значения фаллических символов в древности до современной криминалистики и истории крыс. Вы узнаете, как можно установить в квартире душ, увидите небольшое кулинарное шоу и прочее и прочее. Интересно то, что эти сцены вставлены не абы как, они - то единственное в этом фильме, что может пролить свет на внутренний мир героев.
И во всю эту разнообразную документалистику, похожую на программу передач по ТВ, будет вшита история главной героини. Она появляется небольшими пятиминутками, без предисловий и подводок, без лишней воды, однако, исчезать она будет также. Это как воспоминания, вырванные из памяти. Да, они складываются в историю, но эта история носит скорее демонстрационный характер, так восстанавливают хронологию событий следователи-криминалисты. Это не привычное нам художественное кино, которое несет в себе какой-то посыл, имеет определенный смысл. Этого здесь нет. Ну, либо я плохо искала.
Форма, определенно, интересна и нова, снято все чисто, бережно и эстетично, очень милая актриса, на редкость не пошлое и красивое изображение обнаженной натуры. Но все вместе носит уж слишком декларативный характер. Фильм не обладает душой, и становится скучно. Картина, длящаяся всего 1 час 8 минут, заставляет вас беспрестанно смотреть на часы. Не придает душевности и музыкальное сопровождение сплошь состоящее из партийных песнопений и, как я полагаю, гимна Югославии. Хотя исполнение главной героини венгерской песни душу греет - прекрасный, чувствительный момент. К сожалению, он один такой и был.
В итоге, перед нами кинематографическая лента о крайне простой, бесхитростной истории, жанровую принадлежность которой не так-то просто определить. Вроде бы драма, но накала не хватает, вроде бы детектив, но расследования и нет. Если же абстрагироваться от содержания, то мы увидим, что фильм как эксперимент удался, фильм как срез реалистичной картины мира работает. Но фильм как художественное произведение, даже не смотря на картинку, себя не оправдывает.