Праздник беспечного режиссёра

Sep 23, 2008 05:30

В "Бродяч-ке" открылся сезон, у меня были время и возможность пойти, и мы не могли ими не воспользоваться.

Потому что... Это любимый театр моей дочери. Если в БТК или театре Сказки дитя ведёт себя довольно развязно, и порой интересуется буфетом больше, чем представлением, то здесь с порога начинает предвкушать, требовать надеть "квасивую юбку", искать глазами свесившуюся с антресолей плюшевую собаку... А потом нетерпеливо перетоптываться перед закрытыми дверьми в зрительский зал, игнорируя стойку со сластями и игровую комнату с мячами и качалками. Впрочем, на этот раз я волновалась и предвкушала не меньше ребёнка, ведь постановщиком действа, которое нам предстояло увидеть, был Руслан Кудашов. Он мой любимый режиссёр, если кто не в курсе, и его "Трёх поросят" - я ещё не видела.

Но вот, дети и родители расселись, подняли занавес и - началось.
Сказка, как известно, английская - и в спектакле это обыграли со всех сторон. Разбитной Ниф-Ниф балдеет под ранних "Битлов", глубокомысленный Наф читает строки из шекспировского сонета, английская пословица мой дом - моя крепость материализуется буквально, поросята именуют себя джентельменами, и в конце каждой фразы добавляют почтительно сэр: "Вы зануда, сэр! Вы трус, сэр!" Англия? Навряд ли. Скорее расхожее представление о ней.

Художник Алевтина Торик поселила героев на занявшей всю сцену развесистой яблоне, ставшей для хрюкающих героев и средой обитания, и древом познания, и даже деревом жизни. Кто-то из моих читателей здесь может подумать - "Ну вот, опять Колобок, снова эта donna ищет смысл там, где его нет и быть не может", - но уверяю вас, на этот раз искать ничего не пришлось, ибо смысл этот был вложен не мной, а создателями спектакля, и был настолько очевиден, что никаких умственных усилий прикладывать не пришлось, чтобы его разглядеть. Судите сами: счастливая мысль о том, что пора строить дом приходит к каждому из поросят, когда на голову сваливается один из плодов, выросших на чудо-яблоне, да и свои домики поросята строят прямо на ветках дерева. Когда же в финале всё заканчивается хорошо, герои, рассевшись на ветках смотрят в зрительный зал, морализатор Наф разражается следующим монологом "И в этом доме будут жить поросята, и собаки, и Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни..."

Но, несмотря на британский антураж, адресованные явно недетской аудитории каламбуры и включённость в интертекст, спектакль легко и практически без усилий воспринимается детьми. И, на мой взгляд, спектакль способен удерживать внимание не только публики от четырёх лет, как заявлено в афише, но и двух-трёхлетних малышей. "Секрет" в линейном и стремительно развивающемся сюжете, в героях - ярко индивидуальных, обаятельных, внутренне подвижных (да, да, оцените мои усилия, я всячески стараюсь не употребить свой любимый термин "сквозное действие", и у меня даже почти получилось). К тому же создателям спектакля удалось сделать то, что в детском театре - удаётся не так уж и часто. Сказку лишили жестокости - волк в спектакле "не такой уж злой", и он вовсе не сгорает заживо, как почему-то написала в отзыве об этом спектакле недобросовестная журналистка "Смены", а вполне несмертельно обжигается компотом - но при этом не выхолостили её и не лишить действие внутренней напряжённости. История не только не теряет старого смысла, но и пополняется новым - и оказывается, что Дом это не только защита от хищников и холодов, но и место, где тебя любят, место, в которое ты всегда можешь вернуться.

кукольный театр

Previous post Next post
Up