Вдохновленная примером
Федора Быстрова и проектом Тольяттинского Краеведческого Музея "Память места", я отправилась к позабытому-позаброшенному памятнику "Радость труда". Точнее, это мозаичная стела-панно. Удивительное "сооружение" кубической формы. Его грани, выложенные разноцветной смальтой, рассказывают об основных периодах жизни советского государства и об истории Тольятти.
К моему стыду, об этом памятнике я впервые услышала буквально на прошлой неделе. А посмотрев фотографии Федора Быстрова, захотела увидеть панно собственными глазами. Не напугал снег по колено и то, что стоит стела в глухом месте (мы, девочки, все же обычно этого пугаемся:) ).
По поводу глухого места я, возможно, слегка преувеличила. На самом деле, памятник находится совсем недалеко от ДС "Волгарь", но, если не знать, что здесь находится стела, ее можно и не заметить. Подтверждение тому - разговор с подростками, которые возле Волгаря на велосипедах катаются. Уже на обратном пути я спросила у них, знают ли они, что здесь недалеко есть памятник "Радость труда". Все сказали: "Нет". Хотя стоит памятник буквально метрах в ста от Дворца спорта.
Впрочем, не буду забегать вперед.
Пройдя мимо голубятен, я уперлась в забор, за которым виднелось панно.
Так получилось, что я осматривала его с конца - просто потому, что подошла к нему с конца. Но покажу его вам с начала. То есть сейчас мы обходим панно и оказываемся на противоположной стороне...
Вот он. Отсюда прекрасно видно, как близко памятник находится от Волгаря.
Слева направо разворачивается история советского государства.
Федор Быстров словами Гида рассказывал, что площадь мозаики составляет 530 кв. метров. Мозаику везли из Ростова, Лисичанска, Костина - городов, где находились стекольные заводы по выплавке смальты.
По возрасту панно старше меня - оно устанавливалось в 1977-1978 годах. Его автор - художник-монументалист Королев. Отлит памятник был в Москве, и условное название имел "Золотой брус". За эту информацию уже спасибо Тольяттинскому краеведческому музею.
Панно меня заворожило, что тут скажешь. Поэтому, не задумываясь, я полезла на горку, чтобы увидеть всё. Местами снег доходил до... в общем, вам по пояс будет))
Увы, вот таких почти нетронутых мест на панно осталось очень мало.
То там, то здесь зияют вот такие дыры. Смальту отколупывают, отдирают и даже отрывают "с мясом".
Иллюстрация того, что с западной стороны к памятнику почти не подступишься: горы глины, занесенные снегом, деревья, кусты.
Возможно, именно благодаря этому, с западной стороны брус лучше сохранился.
А это уже обратная сторона панно...
То, о чем я говорила: с "мясом" и даже с "костями".
То, чего не сделал человек, доделывает время. Властям до памятника нет дела. Некогда он имел статус памятника муниципального значения, сегодня этого статуса у него уже нет. Впрочем, как и у прочих монументальных объектов города, поясняют в ТКМ.
Это уже история Тольятти. Надпись: "Комсомол! Даешь автомобильный завод на Волге".
С удивлением узнала, что, оказывается, ВАЗу присваивалось имя "50-летие СССР". Конечно, узнала я об этом чуть раньше - из документов ТКМ, но ведь если бы этот памятник был доступен, если бы к нему подходили дорожки или бы даже вокруг был разбит сквер, я и тысячи других людей узнали бы об этом факте раньше. Мы бы, вообще, больше уважали свою историю, если бы уважали памятники, разные памятники. Для нас это так типично! Мы рушим, строим, потом снова рушим, стремясь забыть прошлое. Впрочем, я расфилософствовалась. Просто ужасно жалко, что такое чудо оказалось заброшено, вынесено на глухую периферию.
А вот так памятник выглядел, когда вокруг еще не было гор земли и деревьев. Правда, видно, что памятник уже в плачевном состоянии. Фото предоставлено Тольяттинским краеведческим музеем.
Увы, погода не позволила увидеть, как смальта "играет" на солнце, но в планах - обязательно еще навестить памятник. И обязательно в солнечный день.