Книгомарт ч.1

Mar 21, 2016 12:48

        Нет, еще не конец марта, еще зима на Урале вовсю и крепкий морозец -16 по вечерам, но тем не менее, я уже спешу к вам с первой частью рассказа о книгах месяца. ЖЖ последнее время не пропускает длинные посты, а я уже сейчас могу сказать, что книг в этом месяце у меня опять получается больше обычного. Так что пусть будет два книжных поста с некоторой разницей во времени.
        Под катом шесть книг первой половины марта. Две, различные по настроению, времени, и территориально-про детей и войну; один детектив с головоломным замесом; две книги про жизнь и причуды судьбы, разные по тематике, номинировавшиеся на Букер в 2002 и 1999 году и книга отличного советского писателя, которого я очень люблю еще с детства.


       Себастьян Фицтек "Терапия"



М-да, закрыла книгу и сижу с отпавшей челюстью и пустой головой после этой истории. Определенно-самый неожиданный триллер в моей читательской жизни. Нет, я конечно ожидала чего то такого необычного, но почему то думала развязка будет другая. Удивил, ох удивил и порадовал на самом деле! Только после финальной строчки все картина складывается в голове и становится стройной и логичной. До этого ни о какой логике здесь говорить нельзя. Сплошная фантасмагория, засасывающий страх, одиночество, боль и такое потрясающее сумасшествие, что даже не сразу догадаешься, кто здесь болен в итоге.
       У известного психиатра неожиданно исчезает 12ти летняя дочь в приемной у врача. Просто заходит в кабинет и больше ее никто никогда не видел. Полиция разводит руками, отец вне себя от горя оставляет практику и закрывается на уединенном острове как в раковине, пока однажды к нему не приходит странная женщина, назвавшаяся Анной, которую мучают видения и в них появляется маленькая девочка, так похожая на пропащую дочь психиатра. Анна страдает шизофренией и к ней являются герои ее книг и сами рассказывают что будет в их истории дальше. Вместе с врачом они начинают терапию, чтобы помочь друг другу, но даже не подозревают, куда она приведет обоих. Дело осложняется еще и тем, что Анна более чем странная и в поведении и в деталях и все вокруг советуют опасаться ее.
       По всей книге щедро расставлены подсказки и детали, но, поверьте, вы не будете столь наблюдательны, чтобы по ним пройтись. Это только потом, уже в финале, их отчетливо видно и вспоминаешь, что "а ведь, действительно, именно это и показывало на такой поворот!", но когда читаешь, просто несешься вперед как завороженный, стремясь быстрее узнать разгадку, а может, и наслаждаясь процессом игры. Понемногу, на ощупь, путем подбора разных версий можно угадать основную нить, но финал все равно оставит в восхищении и удивлении, что такое возможно. Хочется выразить свое отношение к разгадке, не портя удовольствие спойлерами для тех,к то еще не читал. Я поняла мотивы того, кто это задумал. Более того, я бы тоже скорее всего сделала точно так же. Да, поистине, прав был Александр Сергеевич : "не дай нам Бог сойти с ума...."

Татьяна Поликарпова "Две березы на холме"



Две березы на холме-как граница, за которой начинается деревня, в которой сейчас учится Даша Плетнева. Ей пришлось покинуть родной дом и поселиться у посторонних людей, чтобы была возможность учиться дальше.
Новая школа-это всегда так непросто для подростка, особенно если ты застенчивая мечтательная девочка, и любое замечание мальчишки по первости вгоняет в краску. Ей кажется, что мальчишки ее враги, и хотят только одного-поколотить, обидеть, задеть девочек, но она не замечает, что за этими задираниями стоит совершенно другое. Робкие, хрупкие, нежные и красивые чувства первой любви.
А фоном здесь-самый разгар Великой Отечественной Войны. Да, в этой деревне не слышно выстрелов, не разрываются снаряды и не ходят немцы-это обычная российская глубинка, куда сражения не добрались за все время Войны. Но нет здесь дома, которого бы не коснулась Война так или иначе. В каждом дворе кто то воюет, или вернулся с ранением, приходят похоронки, вести с боев, а все, кто остался в тылу-работает для фронта и для победы. Ради победы Почти все продукты уходят бойцам-им нужнее, а они у земли как нибудь прокормятся и детей поднимут. Лишь бы разбить врага.

В школе часто нет света и дров для тепла, дети занимаются одетыми, качает от голода не только детей, но и учителей и они сами варят и делят одну похлебку с мороженной картошкой и крупой на всех, чтобы были силы учиться и ходить в школу за много километров каждый день. Ходить через темные глубокие леса, где рыщут самые настоящие волки с голодными глазами.
С ними вместе учатся дети разных возрастов, есть даже такие, которых уже нельзя назвать детьми, и они не второгодники. Просто раньше учиться не было возможности-нужно смотреть за братьями-сестрами малыми и помогать матери по хозяйству, а учиться то хочется, нужно.
И мальчишки и девчонки совершенно обычные, разве что еще не испорченные пресыщением и цивилизацией, как в наше время. Они дружат, влюбляются, играют вместе, ставят сценки, работают на поле, копают картошку и вместе ждут окончания войны.
Очень хорошая повесть и не только для детей. Про поколение победителей и тех, кто после поднимал страну на ноги после войны.

Петер ван Гестел "Зима, когда я вырос"



Еще одна книга про детей и войну. Только здесь дети из далекой Голландии, а война уж кончилась два года назад, но ее эхо в Европе будет звучать еще много лет. В Амстердаме зимой очень холодно, стылый ветер с каналов, постоянные метели, а дома нет дров, чтобы отопить комнату и окна разукрашивает морозом. Чтобы согреться приходится в постель класть грелку, или ложиться спать вдвоем с другом, если ночуешь вместе. Вдобавок к этому постоянно хочется кушать, но кроме вареной картошки часто нет ничего.
       У Томаса от болезни недавно умерла мама, и они остались вдвоем с отцом, которой больше писатель, чем отец. В школе Томас нелюдимый одиночка, предпочитающий больше общество книг, чем сверстников, но когда к ним приходит новый мальчик, Пит Зван, они становятся друзьями. Пит тоже не такой как все, он еврей, и все вокруг об этом помнят, несмотря на то, что по идее уже должны были бы оставить евреев в покое. Антисемитизм так быстро не выветривается из общества, как и память о том, как погибли его родители. Пит вместе с Томасом слушают в пустой холодной квартире композицию «Sonny Boy», которая ассоциируется у него с родителями и постепенно рассказывает нам свою историю.
       Книга очень атмосферная, холодная, полная какой то особенной грусти, со всеми оттенками серого цвета. Глазами 12-13 летних детей показано одиночество, холод, голод, потери и смерти. Но все таки дети остаются детьми несмотря на то, в какую историческую эпоху они живут и что в ней происходит. Они дружат, шалят, влюбляются, разговаривают, шутят и рассуждают о том, что порой даже не может понять взрослый человек.

Берил Бейнбридж "Грандиозное приключение"



"Смерть-это ужасно большое приключение!"-эти слова сами по себе у меня вызывают болезненную ассоциацию. Сразу вспоминается невыносимый июнь 2009 года и эти слова про "грандиозное приключение", которое оказалось именно тем, что говорил Питер Пэн и просто лавина, водопад самых разных эмоций после. /Никогда не любила этого героя, кстати, как и все сказку. Мне он казался нелепым, одиноким, и эгоистичным. Или, может быть, я просто всегда была взрослой и проблемы "не желающих взрослеть детей" меня не волнуют./
Но в целом, в этой фразе, он, конечно, был прав.
А еще тут Рикман. Прекрасный и харизматичный, и это сквозило в каждой строчке описания О'Хары. Такое ощущение, что писали прямо с него. Я никак не могла отделаться от образа во время чтения, и это наслоилось на восприятие и ударило больнее.

Небольшой городок, приходящий в себя после Второй мировой. Вокруг бедность и серость и театр, как символ яркой жизни, попыткой сбежать от действительности. Юная Стелла, воспитанная дядей и тетей, очень хочет стать актрисой. Странная, противоречивая, вся в себе, девушка. Она одинока и склонна идеализировать людей, придумывать себе чувства и эмоции, проигрывать внутри ситуации. Каждый вечер она звонит маме, но мы не знаем о чем она говорит с ней и что отвечает мама. Все как всегда. Стелле нужны чувства, чтобы быть причастной к чему то большому и она легко находит себе объект обожания- главного режиссера, по сути гнилого и неприятного человека. Надломленная девочка, которой так хотелось, чтобы ее любили, что она заигрывается в это чувство. Репетирует любовь перед Самым главный выходом на сцену. Цинично использует, даже не осознавая этого, немолодого ловеласа, который имел несчастие полюбить ее всей душой.

Легко ли получить такое чувство к юной девушке на склоне лет? Он был готов баловать ее, баюкать, носить на руках, согревать ее ноги, и оберегать от всех жизненных проблем и несчастий, даже от самого себя, несмотря на то, что она любит другого. Что, собственно, и сделал, как мог, единственным доступным вариантом развития событий. Чтобы только она жила дальше в блаженном неведении.
       За всей этой театральной суетой, какими то пустыми и неважными интригами, закулисьем актеров, образами и слухами-как декорациями, спряталась, очень сложная, злая, оскалистая гримаса судьбы. Первую треть книгу пробиралась через текст автора со скукой-уж слишком быстро и отрывисто написано, словно пунктиром, но в этом то и есть фишка романа. Только расслабишься, вчитаешься, ожидая подобного до самого финала, как вдруг раз и удар поддых. И хочется перечитать начало, с новым знанием. А потом думаешь и понимаешь, что иного выхода быть не могло.
       Это было достаточно жестоко. И сильно, конечно.

Рохинтон Мистри "Дела семейные"



Как все таки похожи проблемы людей среднего класса в разных странах! Что в далекой жаркой Индии, что в континентальной России-одно и то же, только отличающееся разве что погодными условиями и национальным и религиозным колоритом. История, стара как мир, и от того гораздо более острая и насыщенная. Кто то может сказать, что все дело в квартирном вопросе и будет отчасти прав, но я считаю, что здесь гораздо глубже. Проблема старости и физической немощи, мудрости понять, что и тебя не может миновать чаша сия, и смирения, чтобы принять эту ношу без раздражения. Это просто жизнь, как есть, с ее причудами, уроками и ситуациями, в которых, как в зеркале, отражается твое истинное лицо. И невозможно дать однозначную оценку поступкам, потому что то, что на первый взгляд кажется таким плохим, неприятным, неприемлемым, может выглядеть совершенно иначе, если в главной роли будешь ты сам. Нельзя судить человека, не зная всего, не пройдя путь в его башмаках, но так же очень важно оставаться человеком до самого конца.

Нариман Вакиль -пожилой интеллигентный профессор, страдающий болезнью Паркинсона. Его жизнью в прошлом распорядились родители, ортодоксальные верующие, не дав ему жениться на той, которую он любил, потому что она была другой веры. Вместо этого ему пришлось связать свою жизнь со вдовой с двумя уже подросшими детьми: Куми и Джалом. Из их союза не возникло любви, хоть Нариман и принял ее детей, и относился, как к своим собственным, но родилась общая дочь Роксана-их солнце и радость. И даже большая квартира, что Нариман подарил после смерти их матери Куми и Джалу не смогла помочь им простить смерть матери отчиму. И случился день, когда Нариман сломал лодыжку и оказался прикованным к постели и фактически в полной зависимости от Куми и Джала. Какое то время они ухаживали за отчимом: кормили с ложечки, обтирали и меняли утку, но больше по инерции и из чувства долга, и до первого "большого конфуза" Наримана, а потом их энтузиазм резко испаряется. Папу решено было передать Роксане в ее маленькую квартирку, где они ютились с мужем и двумя сыновьями.

Больной человек в семье-это всегда серьезные испытания. Проверяются отношения, физические и эмоциональные силы, чувство любви к больному человеку. И все таки есть большая разница-ухаживать за собственным ребенком или за пожилым человеком. Тем более за неродным по крови. Отчим ли это, который фактически вырастил детей с детства и заменил отца, или тесть, с которым в былые времена зять так любил беседовать о политике, спорте и литературе. Дружная семья Роксаны и Йезада оказалась один на один с этим испытанием, которое усугублялось еще бедностью и нуждой в самом необходимым. Пришлось искать место в маленькой квартирке для отца, для чего один из детей ушел спать на балкон, выкраивались деньги на продукты и лекарства, прилагались немалые физические усилия, чтобы переворачивать немощное тело и мыть его, помогать справлять нужду, поднимать его эмоциональный дух и выводить из депрессии. Начались обиды, ссоры, тайны, даже порой противоправные деяния, для того, чтобы заработать еще немного денег, хотя все это было направлено лишь на то, чтобы помочь друг другу.

Мне очень понравились мальчики-сыновья в этой истории. Они меня радовали на протяжении всей книги. Из них вырастут настоящие мужчины, способные заботиться о своей семье и относиться по человечески к больным и беспомощным. Понравился дедушка Нариман с его печальной историей любви, дружная семья Роксаны, которая хоть и была не без недостатков, но все таки смогла выстоять, преодолеть все невзгоды, стать крепче, сохранить свою любовь и уважение друг к другу. Эта книга, несмотря на столь сложную и тяжелую тему, очень светлая и добрая. Она учит любви и терпению, смирению и эмпатии, способности ставить себя на место другого человека, затрагиваются и вопросы веры, которая может в трудный момент указать путь и наполнить душу. И финал у нее очень хороший, правильный, от которого щемит сердце и наворачиваются слезы благодарности. Зло обязательно будет наказано своими же руками-провидение?, беспокойные обретут покой и благоденствие, а мятущиеся не оступятся на границе зла и добра.

Так же, через всю историю, идет конфликт между любовью и традициями, борьба за чистоту крови и желание видеть в семье людей только их религии. В этот моменте не могу встать ни на чью сторону, потому что у каждого своя правда и кто мы такие, чтобы лезть в чужой монастырь с многовековым укладом со своими правилами? В конце концов такой обычай можно встретить у любых ортодоксальных верующих, будь то евреи, мусульмане-арабы или христиане. Жаль только, что эта борьба за чистоту крови сломала слишком много судеб.
        Отличная книга, прекрасный книгосовет в годовом ФМ! 100% моя, из тех, что захочется перечитать со временем.

Николай Дементьев "Замужество Татьяны Беловой"



Люблю я Дементьева еще с детства, как прочитала первую книгу у него, а потом и перечитывала, но этот роман мне не встретился в свое время. Спасибо интернету за это сокровище. Прочитала с огромным удовольствием, окунулась в прекрасный советский период! Как интересно получается: все бытовые и личные проблемы того времени остались, но развернулись в наших глазах почти на 180 градусов. То, что тогда казалось важным, незыблемым, главным, в современном обществе порицается чуть ли не до осуждения и привязывания клейма блаженного. А то, за что тогда можно было получить и выговор, и даже исключение от партии или схлопотать на партсобрании, а еще раньше-получить срок-сегодня превозносится как должное и почти все стремятся только к такой жизни.

Ленинград после войны, примерно середины 60-х годов-еще сильны воспоминания о блокаде и тех, кого потеряли, но впереди новая жизнь, строительство коммунизма и совсем иного общества. В почете труд, дела на благо государства и науки, приоритет общественного перед частным. Татьяна Белова, главная героиня романа, родилась и выросла уже после войны, в семье трудолюбивых хозяйственных родителей, про которых тогда могли бы сказать-"кулаки". Они ладно работали, налаживали быт, строили дом и держали скотину, поднимая двоих дочерей. Летом сдавали половину дома дачникам, и продавали молоко. И девочек приучали к такой жизни-а что тут плохого, когда дом полная чаша и есть все необходимое? Танюша у них красавица, здоровая, сильная, бойкая, про таких говорят-"кровь с молоком", "легко по жизни пройдет и своего не упустит"- и танцует, и поет, умеет крутить мальчишками и себя хорошо подать на зависть девчонкам, не то, что младшая сестра Светка. Та невзрачный ботаник, но зато с цельным и сильным характером, знающая чего хочет от жизни и мечтающая о лучшем обществе и строительстве коммунизма. Но и в романе речь не о ней, а о Татьяне, и рассказывается от первого лица про ее любовь и замужество.

Светка, перепрыгнув экстерном через класс, окончила школу с золотой медалью, легко поступила в институт и сразу же вышла замуж за такого идеалиста, как она сама, а Танюша, с ее знаниями по верхам и отсутствием сильного желания к работе и дальнейшей учебе, как и следовало ожидать, провалилась. Устроилась чертежницей в конструкторское бюро и встретила там его- любовь всей ее жизни. Но до этого успела в себя влюбить и довести практически до свадьбы молодого перспективного академика накануне его диссертации. И видно, как мечется девушка, не зная, кого выбрать в мужья на всю жизнь. С Олегом у нее громадная любовь и счастье в каждой минуте ее жизни, но он совсем иной, не для той жизни, которую она себе представляла. Он весь в науке, он гений, которого все обожают и надеяться на его светлую голову, но гении всегда не от мира сего. Они могут ходить в тонком плаще не по сезону и старых кроссовках, им не важны научные степени и прибавки к зарплате. Им важнее оставить след в науке, что то изобрести, чем бытовые детали. Олег верит, что все у него будет со временем, но пока придется некоторое время помучиться в комнате с его теткой и спать на раскладушке. Он-как тот журавль в небе.

А Анатолий-настоящая такая, жирная и ощутимая синица. Коренной ленинградец, с большой четырехкомнатной квартирой, хозяйственный и обстоятельный, без пяти минут кандидат наук, начальник отдела, влюбленный по уши, готовый простить ей все, к тому же-одного поля ягода с ее родителями. За таким как за каменной стеной любая женщина будет себя чувствовать, жить и горя не знать. Ну и что что он скучный и не такой красивый, как Олег-с лица же воду не пить, к тому же, это еще Рэтт Баттлер говорил,-"для семейного счастья нужно, чтобы муж и жена были вылеплены из одного теста." Но любовь то у Танюши с другим! А разум холодно и практично считает, что будет для нее правильнее. И невозможно ее за это осудить, особенно сейчас, с учетом новых реалий, несмотря на то, что автору, по видимому, хочется именно этого. Мужчина может и в космос ходить, и карьеру делать, а о быте и том, как накормить его и их детей, и где, в каких условиях они будут жить-обо всем этом всегда приходится думать женщине. И ей решать.

Книга, конечно, наполнена идеологией советского периода, пропитана, как написано в аннотации, "презрением к духу мещанства и частной собственности", но если отбросить всю эту шелуху, или просто списать ее на время, то получается отличный роман о жизни, с извечными проблемами и вопросами. Любовь, чувства, сомнения, становление личности, выбор жизненного пути-оно всегда актуально, несмотря на эпоху и направление пути общества. Лично мне вдвойне было интересно наблюдать за идеологией коммунизма, их принципами, ценностями и проблемами, зная, что будет в дальнейшем. Интересно, какими бы пришли все эти люди к перестройке и как вели бы себя, что чувствовали, видя, что мир, который они так любовно строили и превозносили, разваливается на куски и переворачивается с ног на голову? Танечка то приспособится в любом случае, она человек практичный и приземленный, найдет свое место в любом обществе и будет счастлива и довольна судьбой, а те, которые искали идеалов и превозносили общественное выше личного? Что останется им, спиваться или идти торговать, чтобы выжить? И будут ли они в таких условиях и дальше пренебрежительно относиться к материальным ценностям?

Отличный роман, который я буду советовать всем и каждому, кто читает советскую прозу. Здесь есть о чем подумать и не только в контексте любви. Много о дружбе, о взаимоотношениях внутри коллектива, об общем деле и увлеченностью своей работой, разные точки зрения на многие вопросы, упоминания о войне и блокаде в контексте взаимоотношений и яркая чистота ушедшей страны, которую создавали эти люди.

Ну и обычный вопрос: как ваше чтение? Что хорошего прочитали, рассказывайте!


книги

Previous post Next post
Up