В этом году Всемирная федерация марокканского еврейства решила сделать главной темой праздника Мимуна библейскую заповедь любви к пришельцам-«герам» - людям, решившим присоединиться к еврейскому народу и разделить его судьбу.
Глава Федерации Сам Бен-Шитрит пояснил в интервью Jerusalem Post, что заповедь любви к геру повторяется в Писании в разных вариациях 45 раз, что указывает на ее чрезвычайную важность.
По словам Бен-Шитрита, в рамках празднования Мимуны в этом году планируется выразить «протест против крайней ультраортодоксии и подчеркнуть характерную для североафриканских праведников терпимость и доброжелательность»...
Пресс-секретарь Федерации марокканского еврейства Моти Эльмалиах заявил, что его организация «хочет еще раз подчеркнуть, что принимать новообращенных с распростертыми объятиями - в традициях североафриканского еврейства. Мы все надеемся, что это просвещенное отношение к герам вернется и заменит тот крайний ультраортодоксальный подход, который мы имеем сейчас»...
Праздник Мимуна отмечается восточными евреями ежегодно сразу после Песаха. Как объясняет историк Игаль Бин-Нун, праздник, очевидно, имеет древние языческие корни, но со временем древние традиции были переосмыслены в духе иудаизма. В Марокко Мимуна превратилась в праздник «еврейско-мусульманской солидарности»: накануне Песаха евреи отдавали всю свою муку, зерно и другой «хамец» мусульманским соседям, а после праздника мусульмане возвращали им муку и угощали печеными лакомствами.
http://news.israelinfo.ru/kaleidoscope/36909 Учиться нам надо у марокканской общины страны, учиться и учиться. Она не только заставила израильский истэблишмент признать легитимность своих традиций до такой степени, что все израильские руководители спешат сфотографироваться на Мимуне, но и подает тому же истэблишменту пример толерантности. А ведь у евреев Идишленда было почти то же самое.
История русскоязычной общины Израиля - это во многом история фундаментализации. А что такое фундаментализация? Живет себе татарская деревня со своими традициями и понятиями, и вдруг приходит выпускник ваххабитского медресе и говорит: "Вы неправильно живете и неправильно веруете. Я вас научу как надо". И начинает учить. Вот и мы допустили то, что нас начали учить тому, что нам было совершенно не свойственно. Не сопротивлялись фундаменталистской индоктринации и не отправляли фундаменталистских проповедников нахрен. А зря.
Недосионист
написал у меня в журнале замечательный коммент, который хотелось бы развить:
В советском-российском еврействе был более открытый критерий еврейства, принимаемый за данность. Ортодоксальная норма по отношению к нему является излишним ужесточением и изменением традиции, в первую очередь в отношении еврейства по отцу. Закрепление этой позиции государством тем самым является формой этнической дискриминации в отношении этн. меньшинства - русим. Это основная претензия к государству.
Проблема с Ноевичами в том, ноахидами предлагается рассматривать как неевреев, что их приближает, так и "неправильных" евреев, что их удаляет. Предложение закрепить рассмотрение евреев по папе как неполноценных ноахидов, а не евреев, формально раскалывает русскоязычную общину. Тем самым это противоречит тезису Шма о единстве народа. Поддержка этого тезиса русскоязычной религиозной общиной превращает это на коллективном уровне из "нас раскалывают" в "мы раскалываемся", из внешнего конфликта во внутренний, что его усугубляет.
В "русской" общине должно сформироваться движение, противостоящее иудейскому фундаментализму и опирающееся на аутентичные традиции восточноевропейского еврейства. В точности как у "марокканцев".