ФИКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Jun 20, 2009 20:43

Израильский премьер Натаниягу предложил палестинцам в качестве предварительного условия к миру признать Израиль национальным государством еврейского народа.

Проблема не в еврейском, а в том, что концепция «национального государства», появившаяся по сути посчле 1-й Мировой войны повлекла за собой цепочку больших и малых геноцидов и на самом деле приказала долго жить и в Европе, в Америке, а в Азии и Африке она и вовсе никогда по сути не реализовалась.

Мы живем на Ближнем Востоке, где делались попытки строительства национальных государств. Все они проваливались. Факт что государства, построенные на принципах национализма потерпели крах или находятся на грани краха - Ирак, Алжир, Египет, Палестина.

Почему? Потому, что Ближний Восток построен на клановой основе. Государства, созданные на клановой основе - Саудовская Аравия, Эмираты Залива, Иордания, Марокко, Тунис, в большой мере Сирия (где баасситстский социализм не больше, чем прикрытие для полумафиозного режима, строяящегося на клановой основе) и т.д. сохраняют стабильность. Евросоюз четко указал Турции, что ее жесткая политика национального государства не соответствует современным стандартам европейской цивилизации, где Турция хочет участвовать. В Иране (где нацменьшинства составляют почти половину населения) концепции иранского национализма 30-х гг ХХ века теряют свою релевантность.

Израиль - не исключение.

По общему убеждению концепция абсорбции алии «кибуц галуйот», плавильный котел приказала долго жить, и Израиль превратился в федерацию общин, кланов, хамул. В Израиле это называют секториальностью. Появление миллионной общины руссскоязычных эмигрантов лишь высветлило все эти проблемы. С социологической точки зрения Израаиль - типичное эмигрантское общество, выстроенное по принципу очереди, и наушение правил очереди чревато общественными потрясениями и лишь усиливает общинно-клановую структуру израильского общества.
Кнцепция национального государства еврейского народа по сути не соответствует ни месту ни времени, в которых мы живем.

Проблема здесь не так в нерелевантности «еврейского государства» (которым тоже есть проблемы для современного общества), как в нерелевантности в XXI веке модели 20-30х гг. ХХ века государства национального.
Previous post Next post
Up