Случившееся нами пока что не осознано не только «до конца»

Jan 13, 2025 17:30


.sergey_v_fomin..12 января 2025, 09:04
«СЕ, ОСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ ДОМ ВАШ ПУСТ» (Мф. 23, 38)




«…Наследие Мое сделалось для Меня, как пещера диких зверей».
Иер 12, 7-8.

2/15 марта 2025 г. мы будем впервые праздновать день явленной 108 лет назад Державной иконы Божией Матери без самого ее подлинника, утраченного в прошлом году.
Уцелевший в самые страшные годы гонений на Церковь богоборческой власти, он был УНИЧТОЖЕН во время необычайно теплых, тесных отношений Государства и Церкви. С одной стороны, это заставляет вспомнить об известных словах Апостола Павла: «когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 3), а с другой - задуматься о подлинном характере и подоплеке тех самых взаимоотношений, дерзновенно называемых некоторыми даже «симфонией», а также и самого нашего времени.
Что в действительности таится под привлекательными декорациями и за складной цветистой риторикой? Что, наконец, прикрывает благостный тот фасад?
Подробнее о самой иконе и истории ее обретение см. в нашей о ней книге: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/821450.html
Об обстоятельствах ее утраты пишут пока что - по скудости и противоречивости более или менее достоверных фактов - весьма скупо:
https://dzen.ru/a/Z13WzHY-b003mBoY
https://amin.su/content/analitika/9/7719/



Явленная 2/15 марта 1917 г. в подмосковном селе Коломенском икона Божией Матери «Державная», утраченная в 2024 году.

Специально учиненные для работы с православно-патриотической публикой «разъяснители» снисходительно отзываются об этих немногих, первыми, без отмашки сверху (в этом, наверное, их «вина»), забивших тревогу («Писали об этом только малочитаемые [sic!] “ревнительские” сайты»), однако и сами после этого тоже уже молчать не могут: https://ruskline.ru/news_rl/2025/01/06/glavnoe_sobytie_2024_goda_okazalos_nezamechennym
Признавая сам факт уничтожения, они стараются не просто заболтать или увести разговор в сторону (сделать это не так-то просто), а развернуть историю к вящей, так сказать, славе: «…Во всём этом нужно видеть действие Промысла Божия. Либо нам послано испытание… […] Либо речь идёт о том, что икона Божией Матери “Державная” выполнила свою миссию и, следовательно, скипетр и держава Русского царства должны обрести нового хозяина, то есть нас ждёт в какой-то форме восстановление самодержавия». Кто тот «хозяин», учитывая специфику интернет-ресурса, расчесть нетрудно: https://ruskline.ru/news_rl/2024/05/08/pomazanie_na_carstvo_vladimira_putina




Однако чьих же это рук дело?
Говорят, что произошло всё в реставрационных мастерских Троице-Сергиевой Лавры. Есть имена непосредственных исполнителей - реставраторов и их руководителей. Все они вроде бы известны.




Нельзя не согласиться с А.Д. Степановым, что «никакого злого умысла в действиях по реставрации иконы» не было. Далее, однако, Анатолий Дмитриевич совершает ловкую подмену, утверждая, что гибель явленного образа произошла, мол, в процессе, в результате того, что реставраторами овладела-де «исследовательская страсть первооткрывателей». «…В ходе работы, - продвигает он свой нарратив в одном из комментов (8.1.2025, 16:22) к своей статье, - у реставраторов появилась версия, что слои поздней краски скрывают прекрасный лик Богородицы, который им показал компьютерный анализ. Но это оказалось ошибкой».
Страсти (или что-то еще), быть может, и были. Вот только возникли они не спонтанно, после того, как икона попала в их руки, а родились вполне обдуманно, еще до начала работ.
«Сейчас, - сообщал еще 15 марта 2023 г. официальный сайт Московского Патриархата, - Державная икона впервые в своей истории проходит процедуру научной реставрации в Троице-Сергиевой лавре, результатом которой должно [sic!] стать максимально полное воссоздание первозданного образа с закреплением хронологически первого (старейшего) красочного слоя и удалением [sic!] позднейших записей»: http://www.patriarchia.ru/db/text/6010056.html?ysclid=m4vd9jiwh3394813962
То есть уничтожение явленного в 1917 г. образа (той самой «позднейшей записи») было преднамеренной и заранее обдуманной, запланированной целью «научной реставрации» как таковой, родившейся отнюдь не во время ее проведения, а, судя по процитированному свидетельству, по крайней мере целых два года (!) тому назад.
И не являлся ли в таком случае «оценкой» этих работ, проводившихся, как утверждают, «тщательно и на высочайшем научном уровне», пожар на лаврской колокольне, случившейся вечером 18 декабря прошлого года?




Важно, однако, понять, кто же (вольно или невольно - другой вопрос) сообщил всему этому процессу, приведшему к уничтожению Всероссийской Святыни, движение.
Это также не является секретом: манипуляцию эту с иконой благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Так это и останется теперь в истории.
Главред РНЛ А.Д. Степанов с порога, без всяких рассуждений, отвергает любое обсуждения этой темы («Эй вы там, отставить разговорчики в строю!»): «…Иные дерзают даже обвинять в произошедшем с иконой самого Святейшего Патриарха Кирилла, мол, он давал благословение, начальство несёт ответственность…» Однако вспомните достаточно распространенные летописные известия или хотя бы старые закладные доски и надписи на разного рода зданиях: храмах, монастырях, учреждениях, надписи на колоколах и т.д.: «Сооружено в Царствование Великого Государя имярек…» Это, конечно же, вовсе не означало, что Сам Царь лично строил то или иное сооружение, отливал колокол; а просто то, что сделано это было по Его воле во время Его Царствования.
Между прочим, А.Д. Степанов и сам объясняет мотивацию действий Святейшего: «…Тогда кто-то посоветовал Святейшему Патриарху Кириллу не связываться с представителями государства, а реставрировать икону собственными, церковными, силами, мол, в Церкви уже появились свои специалисты, и мы можем действовать независимо от государства, тем паче икона принадлежит Церкви. Патриарху, который приложил много сил для укрепления Церкви, для создания условий независимости от государства, видимо, эта мысль понравилась. В итоге было принято такое решение: икону реставрировать самим».
Тут уж совершенно явно, что́ в приоритете: Церковная Святыня или Церковный авторитет, демонстрация власти.
Что же до «личного», то ведь это опять-таки отнюдь не единичный случай. Достаточно вспомнить неожиданно поспешное заявление Святейшего в День народного единства 4 ноября 2023 г. об обретении им Казанской иконы Божией Матери, будто бы чуть ли не той самой:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/11/06/nepremennoe_uslovie_sohraneniya_rossii__eto_sohranenie_pravoslavnoi_very
https://foma.ru/patriarh-kirill-javil-obretennuju-chudotvornuju-kazanskuju-ikonu-bozhiej-materi-pered-kotoroj-molilis-minin-i-pozharskij.html
Лишь после, слава Богу, тут же последовавших заявлений специалистов https://ria.ru/20231105/ikona-1907642967.html - возобладало все-таки благоразумие: хватило ума дать задний ход, списав всё, как водится, на «неправильную интерпретацию» сделанных заявлений журналистами да блогерами: https://ruskline.ru/news_rl/2023/11/06/strasti_vokrug_naidennogo_spiska_kazanskoi_ikony




Вписываются в общую картину также и действия (носившие явно волюнтаристский характер) по поспешному перемещению Пресвятой Троицы Преподобного Андрея Рублева в Троице-Сергиеву Лавру. Трудно объяснить, почему нельзя было действовать согласованно и уважительно с реставраторами и другими специалистами, отвечавшими за икону в течение целого века; отчего нельзя было дождаться прибытия капсулы с климат-контролем? Кстати, на этом частном примере хорошо видны и другие «родимые пятна», присущие Московской Патриархии: «административный восторг» и неуважение к «малым сим». А ведь это внимание к «маленькому человеку» всегда было отличительной чертой христианской традиции, а вслед за ней и классической русской литературы.
Читатели в своих откликах перечисляют и другие подобные потери, случившиеся также в последние годы, уже после освобождения от советчины, нанесенные тоже, как это было и с «Державной», «людьми Церкви» (kataschuk): «Боголюбскую спрятали на реставрацию уже несколько лет, сейчас Державную искалечили, а ранее архим. Зинон так поновил Феодоровскую, что страшно смотреть! [Архимандрит] Тихон Затёкин с митр. [Тихоном] Шевкуновым проталкивает лжецарские мощи. - Что всё это? глупость или измена? Слова думского изменника аккурат подходят к нынешней ситуации со святынями»: https://dzen.ru/a/Z13WzHY-b003mBoY Как хотите, а вырисовывается определенная линия, и отнюдь не «Русская» и уж, конечно, не «народная».

Случившееся нами пока что не осознано не только «до конца», но и вообще как таковое. Рано или поздно предстоит ответить (сначала самим себе, а потом выработать и сформулировать соборный ответ): почему это стряслось именно сейчас (что это за время нынче у нас такое?) и что это значит для нас и нашего будущего.
Почему это важно? - Потому что всё ведь на этом не остановится, впереди еще много всего: тот же вопрос с «екатеринбургскими останками». Ход этому пока что не дают отнюдь не Архиереи или Патриарх (нет здесь их заслуги); процесс приостановлен Вышней волей. Принятие законного акта возможно только общим соборным решением. Полноте же препятствует потенциальное отсутствие на Архиерейском Соборе украинских архиереев и не потому, что они против, а просто, пока продолжается СВО, не смеющих приехать в Москву.
Уничтожение же Державной иконы Божией Матери заставляет нас задуматься, в чьих (с человеческой, разумеется, точки зрения) руках находится решение вопроса о тех самых «екатеринбургских останках»... Но это, как это ни странно, и помогает просветлению нашего всё еще затемненного сознания: какая же вера теперь будет заключениям тех, чьи действия / безразличие / некомпетентность привели к гибели «Державной» иконы, чудесное явление которой произошло по молитвам Царя-Мученика? Наш Государь и оттуда помогает нам - оставшимся верными Ему поданным.

***

Ну, а что же мы? Что и в каких пределах должны (и можем) делать? - Ответ на этот вопрос содержится в книге С.А. Нилуса «На берегу Божьей реки», в которой он рассказал о том, как наставлял его в схожем случае Преподобный Варсонофий Оптинский.



Ангел огненным мечом отрубает руки иудея Иефании (Афония), пытавшегося сбросить тело Божией Матери с одра. «Сказания об Успении Богородицы». Конец V или начало VI века.

«А БЫЛ РАНЬШЕ ЗДОРОВ КАК БЫК!»

Сегодня прочел в «Колоколе», что престарелый архиепископ одной из древнейших русских епархий, запутавшись ногами в ковре своего кабинета, упал и так разбил себе голову и лицо, что все праздники не мог служить, да и теперь еще лежит с повязкой на лице и никого не принимает [Архиепископ Новгородский Гурий].
В конце октября или в начале ноября прошлого года был из епархии этого архиепископа на богомолье в Оптиной один офицер; заходил он и ко мне и рассказал следующее:
- Незадолго перед отъездом моим в Оптину, я был на празднике одной обители, ближайшей к губернскому городу, где стоит мой полк, и был настоятелем ее приглашен к трапезе. Обитель эта богатая; приглашенных к трапезе было много, и возглавлял ее наш местный викарный епископ; он же и совершал в тот день Литургию. В числе почетных посетителей был и некий штатский «генерал» из синодской канцелярии. Между ним и нашим викарным зашла речь о том, что получено благословение, откуда следует, по представлению архиепископа, на реставрацию Лика одной чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в монастыре нашей епархии. Иконе этой верует и поклоняется вся православная Россия, и она, по преданию, писана при жизни на земле Самой Царицы Небесной св. апостолом и евангелистом Лукой. Нашло, видите ли, монастырское начальство, что лик иконы стал так темен, что и разобрать на нем ничего невозможно. Тут явились откуда-то реставраторы со своими услугами, с каким-то новым способом реставрации, и старенького нашего епархиального владыку уговорили дать благословение на возобновление апостольского письма новыми вапами.
- Как же это? - перебил я, - неужели открыто, на глазах верующих?
- Нет, - ответил мне офицер, - реставрацию предположено было совершать по ночам, частями: выколупывать небольшими участками старые краски и на их место, как мозаику, вставлять новые под цвет старых, но так, чтобы восстанавливался постепенно древний рисунок.
- Да ведь это кощунство, - воскликнул я, - кощунство не меньшее, чем совершил воин царя-иконоборца, ударивший копием в Пречистый Лик Иверской Божией Матери!
- Так на это дело, как выяснилось, смотрел и викарный епископ, но не такого о нем мнения был его собеседник, «генерал» из синодальных приказных. А между тем слух об этой кощунственной реставрации уже теперь кое где ходит по народу, смущая совесть последнего остатка верных… Не вступитесь ли вы, С.А., за обреченную на поругание святыню?
Я горько улыбнулся: кто меня послушает?!
Тем не менее, по отъезде этого офицера я собрался с духом и написал письмо тоже одному из синодских «генералов», Скворцову, с которым мне некогда пришлось встретиться в Орле во дни провозглашения Стаховичем на миссионерском съезде пресловутой «свободы совести». Вслед за этим письмом, составленным в довольно энергичных выражениях, я написал большое письмо к викарному епископу той епархии Андронику, впоследствии замученному епископу Пермскому, где должна была совершиться «реставрация» св. иконы. Епископа этого я знал еще архимандритом, видел от него к себе знаки расположения и думал, что письмо мое будет принято во внимание и, во всяком случае, благожелательно. Тон письма был почтительный, а содержание исполнено теплоты сердечной, поскольку она доступна моему малочувственному сердцу. Написал я епископу и вдруг вспомнил, что, приступая к делу такой важности и живя в Оптиной, я не подумал посоветоваться со старцами. Обличил я себя в этом недомыслии, пожалел о том, что «генералу» письмо уже послано, и с письмом к епископу отправился к своему духовнику и старцу о. Варсонофию в Скит. Пошел я к нему с женой в полной уверенности, что растрогаю сердце моего старца своей ревностью и, уж конечно, получу благословение выступить на защиту чудотворной иконы.
Батюшка-старец не задержал меня приемом.
Мир вам, С.А.! Что скажете? - спросил меня батюшка. Я рассказал вкратце, зачем пришел, и попросил разрешения прочесть вслух мое письмо к епископу. Батюшка выслушал внимательно и вдруг задал мне такой вопрос:
- А вы получили на это письмо благословение Царицы Небесной?
Я смутился.
- Простите, - говорю, - батюшка, я вас не понимаю.
- Ну да, - повторил он, - уполномочила разве вас Матерь Божия выступать на защиту Ее святой иконы?
- Конечно, нет, - ответил я, - прямого Ее благословения на это дело я не имею, но мне кажется, что долг каждого ревностного христианина заключается в том, чтобы на всякий час быть готовым выступать на защиту поругаемой святыни его веры.
- Это так, - сказал о. Варсанофий, - но не в отношении к носителю верховной апостольской власти в Церкви Божией. Кто вы, чтобы восставать на епископа и указывать ему образ действия во вверенной его управлению Самим Богом поместной Церкви? Разве вы не знаете всей полноты власти архиерейской?.. Нет, С.А, бросьте вашу затею, и весь суд предоставьте Богу и Самой Царице Небесной. - Они распорядятся, как Им Самим будет угодно. Исполните это за святое послушание, и Господь, целующий даже намерения человеческие, если они направлены на благое, дарует вам сугубую награду и за послушание, и за намерение; но только не идите войной на епископский сан, а то вас накажет Сама Царица Небесная.
Что оставалось делать? Пришлось покориться.
- А как же, батюшка, - спросил я, - быть с тем письмом, которое я уже отправил синодальному «генералу»?
- Ну, это уж ваше с ним частное дело: «генерал», да еще синодальный, - это в Церкви Божией не богоучрежденная власть, это вам ровня, с которой обращаться можете, как хотите, в пределах, конечно, христианского миролюбия и доброжелательства.
«Предоставьте суд Богу!» - таков был совет Старца. И суд этот совершился: не прошло со дня этого совета и полных двух месяцев, а уже архиепископ получил вразумление и за Лик Пречистой ответил собственным ликом, лишившись счастья совершать в великие Рождественские дни Божественную литургию.
Призамолкли что-то и слухи о реставрации святой иконы. Хотел было я разразиться обличительными громами по поводу кипячения воды для великой агиасмы, но после старческого внушения решил и над этим суд предоставить Богу.
Икона Пресвятой Богородицы Тихвинской была все таки реставрирована описанным способом при архимандрите Иоанникие. Результат реставрации оказался таков, что ничего от древней святой иконы не осталось и ее уже нельзя было выставлять для поклонения. Самого архимандрита тут же вслед разбила болезнь, и он не мог уже служить. Его удалили на покой в Валдайский Иверский монастырь, где его обокрал келейник тысяч на 40 или 60 (стяжание настоятельское), и он умер с горя 3 июня 1913 года. «А был раньше здоров, как бык», - сказывал мне Валдайский архимандрит, впоследствии епископ, Иоанн.

Богородица, Второе пришествие, Россия 2025, царебожное, монархия, Фомин - Нилус, ЗНАКИ, Россия 2024, Державная, иконостас, 108, Предупредительное, РПЦ, Символизм, БольшойКрасныйДракон, патриарх, Храм

Previous post Next post
Up