Страсти по фантастике - Часть 1: История и смысл фантастики.

Sep 15, 2018 00:58

Относительно недавно (ну как недавно - месяц и ещё несколько дней назад) достаточно известный блогер blau_kraehe попыталась ответить на вопрос " Что такое научная фантастика?", выдвинув тезис о том что "это то, что заменило нам философию". И должен сказать этот ответ не устроил меня. Во-первых сие подходит для достаточно узкого круга произведений. Во-вторых ( Read more... )

Фэнтези, Искусство, Литература, Кино, Фантастика

Leave a comment

Comments 6

evgeniy_kond September 15 2018, 03:17:54 UTC
Д.Быков нам сообщает, что ф. первой половины 20 в. исследует возможность превращения животного в человека (остров д.Моро, собачье сердце, чел.-амфибия). Очевидно за этим стоит философская проблема природы человека, его отличия от животного.

Reply

leiba_gagarin September 15 2018, 08:31:31 UTC
Мне кажется над проблемой границы между животными и людьми из выше перечисленных задумывался Уэлсс в своём "Острове доктора Моро". Собачье Сердце... признаем честно - идея пересадки гипофиза для превращения организма выглядит натянутой, да и самому Булгакову похоже нужна была скорее как повод - если бы захотел, то он просто использовал бы своего Воланда (впрочем на самом деле значительная часть фантастических идей хорошо заменяется аналогами (не обязательно фантастическими)). Шариков тут слишком метафоричен - автор и не собирался прямо размышлять о том, что будет если превратить собаку в человека. Что до Ихтиандра, то во-первых это изначально человек, и пересадка жабр не превращает его в акулу (хотя и делает очень одиноким). А во-вторых он позаимствовал идею у Жозефа Анри Рони-старшего и Жана де Ла Ира. К тому-же сюжет романа Беляева вполне себе приключенческий с известной долей мелодраматизма (там даже есть твист с опознаванием родственников по родимому пятну ( ... )

Reply

evgeniy_kond September 15 2018, 11:05:18 UTC
В это же вр. появляются первые роботы и восстания машин. А так же марсиане и саламандры. Это опять же всё о сущности человека и общества, насколько эта сущность всеобща - для всей вселенной - или наоборот, изолированна и уникальна.

Позднее "Уходящие из Омелоса" ле Гуин - это уже о сущности фашизма.

Философия не обязательна для фантастики, но фантастика имеет специальные возможности для исследования фил. проблем.
А вот реализм имеет как бы призвание исследовать политические проблемы настоящего.

Reply

leiba_gagarin September 15 2018, 12:05:42 UTC
Саламандр я помню - видел в школьной библиотеке.

С реализмом опять-же не всё просто.... хотя тут скорее надо определится с тем что мы тут понимаем под политикой.

Reply


romdorn October 11 2018, 21:57:10 UTC
Я так думаю, что фантастика возникает с развитием науки и близка тем людям, которым все неймется переделать мир, который им представляется несовершенным - и свое место в нем в особенности.

Так что согласен с Вами - мнение Вороны выглядит нелепо. Философию давно заменили позитивные науки, в ХХ веке философии в традиционном смысле просто нет, есть философская публицистика или исследования частных вопросов типа философии языка.

Reply


Leave a comment

Up