Что такое мотивация?
Мотивация - энергия и желание действовать в рамках конкретной задачи.
Мотиватор - актуальная неудовлетворённая потребность.
Мотивирующий фактор - внешнее или внутреннее обстоятельство, которое повышает мотивацию.
Какие действия при работе с мотивацией сотрудников?
+ Нужно знать про каждого - что его мотивирует
+ По возможности - давать каждому то, что удовлетворяет его потребности
Мотивация - Вовлечённость - Лояльность
Мотивация - хочу делать эту работу
Вовлечённость - делаю всё, что нужно, ради командного результата (в том числе и то, что мне не очень нравится)
Лояльность - приверженность компании по любой причине
Из чего состоит мотивация?
+ Есть то, чего я хочу (цель)
+ Но то, что я хочу - какое-то "не чёткое" (мало кто формулирует цели по SMART, чаще это просто "ощущение")
+ Есть то, что у меня есть уже - некоторая инертность, человек не любит менять уже существующие условия
+ Есть потребности, которые меня двигают - то, что заставляет идти к цели
+ Есть и то, что мотивирует "от" - опасения какие-то, предыдущий опыт
+ Плюс - до 50% влияния на происходящее - извне.
При этом мотивация - это всегда эмоция. Положительная - "моитвация к", отрицательная - "мотивация от"
Важно, что наличие сил делать что-то и наличие мотивации - разные вещи.
Зачем нужно работать с мотивацией? -> Затем, чтобы люди брали задачи и выполняли их хорошо.
Вопросы, которые можно задавать:
? Какие задачи ты любишь делать
? Что в них такого, что тебе нравится
? Почему тебе это важно
Модель Ф.Герцберга
Есть Мотивирующие факторв и Гигиенические факторы.
Мотивирующие - повышают желание прикладывать усилия и достигать большего
Гигиенические - повышают удовлетворённость, лояльность
Мотивирующие
+ работа сама по себе
+ достижения\переживание успеха
+ признание собственной ценности
+ зона ответственности (понятная и растёт)
+ развитие
+ карьерный рост
Гигиенические
+ условия труда
+ отношения в команде
+ политика компании
+ вознаграждение\зарплата
+ отношения с руководством
+ как реализуется контроль
Недоволен, Не мотивирован -> Гигиенические факторы -> Доволен, Не мотивирован -> Мотивирующие факторы -> Доволен, Мотивирован
Потребности, удовлетворяемые на работе (таки via charackter)
Автономия, Призвание, Развитие, Новизна, Смыслы\Ценность, Помощь другим, Личные "плюшки", Влияние-власть, Карьера, Взаимодействие со значимыми людьми, Вызов\преодоление, Спокойствие, Предсказуемость, Избегание проблем, Справедливость....
Модель Вовлечнности
Вовлечённые (примерно 11%)
+ полностью вовлечён в свою работу и с энтузиазмом относится к ней
+ более продуктивен, удовлетворён и вкладывается в свою работу
готовы прикладывать усилия для выполнения своей работы, подхватывают работу команды, вниимательны к результатам коллег
Невовлечённые (большинство)
+ Не полностью вовлечён или мотивирован
+ Меньшая продуктивность и с большой вероятностью покинет организацию, если появятся лучшие варианты
делают свой необходимый минимум, чётко в рамках обязанностей, но не больше
Активно отстранённые (примерно 18%)
+ Недоволен и непродуктивен в своей работе
+ Прогулы, низкая мотивация, сопротивление изменениям
им проще рассказывать в курилке какой начальинк дурак, чем что-то реально делать
Вопросы на прояснение вовлечённости (Опросник компании Gallup Q12)
1.Знаете ли вы, чего ожидает от вас работодатель?
2.У вас есть материалы и инструменты, необходимые для качественной работы?
3.У вас есть возможность каждый день делать то, что вы умеете лучше всего?
4.За последние семь дней вы получали признание или похвалу за хорошую работу?
5.Считаете ли вы, что ваш руководитель или кто-то на работе заботится о вас как о личности?
6.Кто-нибудь на работе способствует вашему развитию?7.Учитывается ли ваша точка зрения?
8.Миссия и цель вашей компании заставляют вас чувствовать, что ваша работа важна?
9.У вас есть хороший друг на работе?
10.Считают ли ваши коллеги своей обязанностью качественно выполнять свою работу?
11.За последние полгода кто-нибудь на работе говорил с вами о ваших успехах?
12.В прошлом году у вас были возможности учиться и расти на работе?
Отвечать Да\Нет
+ 10 и более "да" - человек вовлечён
+ 8-9 - невовлечён
+ 7 - переходный уровень - активно отстранён
!!!На всё, кроме 8 и 9 может повлиять непосредственный руководитель!!!
Как с этим работать?
Вовлечённость
Что -
Готовность прикладывать усилия и даже жертвовать интересами ради достижения командой общих целей
Кто -
Я с большей готовностью принимаюсь за неприятные задачи.Уделяю внимание блокерам, которые мешают Команде.Я готов проявлять инициативу.Не пройду мимо ошибок других людей.
Как -
Общая цель, которая откликается человеку
Настроенная командная работа
Совместные решения и вклад каждого
Оценка при помощи опросника Gallup Q12
Мотивация
Что -
Желание выполнять конкретную работу/конкретную задачу
Кто -
Я могу отдавать предпочтение конкретной задаче, потому что:
ее интересно выполнять
могу проявить индивидуальность
уверен в том, что хорошо справлюсь
Как -
Долгосрочные стимулы-«морковки»
«Продать» конкретные задачи/зоны ответственности
Выявить индивидуальные мотиваторы и демотиваторы
Отслеживать состояние мотивации в работе и на 1:1
Лояльность
Что -
Готовность долго работать именно с этими людьми в этой компании в этом проекте
Кто -
Мои потребности в комфорте, деньгах, приятных отношениях удовлетворены.Я не буду искать другое место.Но это не значит, что я буду хотеть прикладывать усилия и стремиться к целям.
Как -
Отслеживать общий уровень удовлетворенности на 1:1 и опросникми
Детальнее - гигиенические факторы по модели Ф.Герцберга
Вопсросы, которые можно задавать:
? Что в работе нравится, поддерживает
? Что мешает тебе, не даёт работать так, как ты бы хотел
Зачем проводить 1-1? Чтобы узнать:
+ Как люди видят своё будущее
+ Что их достало
+ Что их удерживает
+ Какой следующий шаг в своём развитии они видят
Регулярность - раз в 2 недели.
Если сотрудник в стрессе и происходит что-то "экстра" - то чаще
Если сотрудник стабилен и точно "если что" придёт сам - можно раз в месяц.
Почему такой период?
Потому что у человека есть оценка себя, и у начальника есть оценка его. Чем реже они общаются, тем больше накапливается расхождение между этими оценками. Встретишься через пол.года - и столкновение оценок может оказаться неожиданным и показаться несправедливым.
Что нужно обсуждать на 1-1
1. Обратную связь в обе стороны
2. Цели - какие личные цели сотрудника, как он понимает цели команды
3. Батарейка - на какие задачи есть силы, на какие нет сил, как настроение
4. Компетенции - что уже умеешь делать, что хочется подтянуть
5. Диагностика мотивации - есть ли вовлечённость, какие индивидуальные мотивирующие факторы,что демотивирует
6. Ответственность - какая степень делегирования, какие полномочия, какие имеются плюшки
7. Остальное - есть ли конфликты, какие есть идеи... и просто поговорить
Обсудить всё сразу - нереально, но можно делать в формате 1 встреча - 1 тема. (Ну плюс пара вопросов "вбок")
Как начать такие встречи?
+ Сказать на общем митинге, мол "хочу провести эксперимент - чтобы лучше узнать и понять друг-друга", мол давайте попробуем пару раз встретиться с каждым, поговорить. Может у кого чего наболело и хочется обсудить, а коли нет - то у меня есть варианты - что хочу обсудить я.. А там посмотрим "как зайдёт"
+ То же самое, но через формальное письмо-пояснение (в компаниях с большой формализацией)
+ Индивидуально. Подойти к каждому и начать разговор о том, что для него важно, предложить обсудить это на отдельной встрече. (в процессе - договориться о каких-то действиях и следующей встрече. пару раз повторить - глядишь и приживётся)
! основной мотив здесь - Хочу лучше Вас понимать!
Вопросы, которые можно задавать:
? Какое у тебя было достижение за последние пару недель
? В чём это проявляется
? Как ты видишь дальнейшие действия - что хочешь использовать
? Что огорчало тебя в последние пару недель
? Какие у тебя есть ко мне вопросы (если некогда или большая тема - попросить записать в почту и потом ответить)
!!!! Обязательно прояснять по каждому вопросу
? Есть ли что-то, о чём ты хочешь поговорить
!!! активное слушание, поддержка, перефразирование
? Что скорректировать, чтобы тебе было лучше достигать результатов
? Почему тебе это важно
!!! Выяснять суть желаний и мотиваторов
? Что и почему тебе в этом отзывается
Важно. Итогом встречи должен быть план - что и как мы будем делать.
Активное слушание. Слова-смягчители и повторы
+ Я слышу про...
+ Когда я это слышу, я думаю знаешь о чем? Что...
+ А если пофантазировать, то...?
+ Так примеряя на себя...
+ Очень интересно, конечно,..
+ А я все-таки не понял...
+ Дай-ка я проверю, что правильно услышал...
+ Давай я своими словами скажу, как услышал, а ты скажи, похоже на правду или нет.
+ Не спеши, давай я проверю, что тебя здесь правильно понял...
+ ...