СЕНТЯБРЬ
1. Андерс де ла Мотт, Монс Нильссон "Чисто шведские убийства. Отпуск в раю"
Эта книга попала ко мне в список через почтовую рассылку литрес.
Они периодически шлют интересные подборки, вот и этот детектив мне показался стоящим внимания. Признаюсь честно, Ю Несбё подсадил меня на скандинавский детектив. Я ожидала чего-то в том же духе. Но эти два соавтора больше по стилю напоминают Агату Кристи ))
Небольшая деревушка на морском побережье, именитый столичный следователь по особо тяжким делам выбирается в отпуск и встревает в расследование в качестве консультанта. Его семейные дела переплетаются с расследованием, подозревать можно всех и каждого в этом закрытом мирке небольшого провинциального поселения… Но все же интриги нет, на мой взгляд, и кто убийца догадаться не сложно. Мотив, правда, притянут за уши. Но в общем-то неплохо. Если вы не ожидаете экшена и махрового натурализма, свойственного скандинавам, то вам может даже понравится. Для себя я уже отложила продолжение серии.
2. «Бывшие. Дурман» Поздно Джулия (не дочитала)
Эту книгу мне подсунула уже реклама новостной ленты ВК. Хотелось чего-то женского, современного и про любофф. Я довольно непритязательный читатель, но даже для меня это было «несъедобно». Провинциальная девочка каким-то чудом выскочила замуж за богатенького мажора. Авария. Он в кому, ее чемоданы выставлены за дверь заботливой свекровью, не забывшей подсунуть бумажки на подпись, чтобы девушка ни на что не смела претендовать. Пять лет она живет кое-как своей маленькой жизнью, воспитывает сына и даже не пытается завести отношения. Мужчина приходит в себя, верит чухне какой-то, которую ему мама пропихивает, реабилитация, светская жизнь все дела. И вот они встретились… Дальше начинается какой-то треш несусветный.
Редко я «бросаю» книги, стараюсь дочитывать, даже если не нравится. Пока только увесистый Мидлмарч смог потягаться с этой книжонкой. Но то английская литература и я не оставляю надежды ее осилить, а с автором Джулия Поздно вряд ли захочу продолжить знакомство.
3. А. С. Пушкин “Дубровский” "Повести Белкина"
Читала для обсуждения в литературном клубе.
Для меня это какой-то совсем другой Пушкин. Незнакомый и… неинтересный. Да, что в Дубровском, что в Повестях поднимается много остросоциальных, для того времени, тем. Да, произведения несложные по слогу, объему и проч. Но на мой взгляд они отлично подойдут для программы средней школы, класса эдак шестого-седьмого. Прочесть, разобрать героев и темы, а потом благополучно забыть. Для меня Пушкин все же ближе и понятнее в Онегине или на худой конец в Маленьких трагедиях.
4. Джон Стейнбек "Заблудившийся автобус"
Название сбило меня с толку. Я все читала и читала, ждала, когда же этот автобус наконец куда-нибудь поедет. Уже середина повествования, а персонажи так и сидят в закусочной, уплетают пироги и переваривают свои, какие-то мелочные, страсти.
Обычно, когда пишешь отзыв все просто, вот герой, вот антагонист, завязка, развязка, все дела. А тут для меня нет одного конкретного главного героя. Совокупность персонажей лепит образ общества в определенной точке географической, в определенный отрезок времени и вот этот образ и есть то самое главное действующее лицо. Надо сказать неприглядное, то и дело вызывающее чувство омерзения, брезгливости.
У Стейнбека хороший слог. Он умело создает картины, не нужно напрягать воображение, чтобы представить себе внешность Алисы или Камиллы, интерьер закусочной или то, как Хуан стоит на мосту и глядит на половодье. Выписывая детали, такие вроде мясной мухи, упивающейся вином рядом с вхлам пьяной женщиной, автор уподобляется художнику, рисующему гравюру.
О чем эта книга? Наверное, о разочаровании. У каждого человека есть мечта, горячее желание, идеальная картинка, в которой он видит себя несколько иначе, чем тот образ, что по утрам отражается в зеркале. С возрастом мечты могут меняться, иллюзия, которой человек пытается защититься от реальности, обволакивает все более плотным коконом. Но так или иначе у большинства наступает момент, когда кто-то или что-то взрезает этот кокон и человек осознает, что между ним, таким, каков он есть и тем оттиском идеального себя, бережно лелеемым в глубине сознания нет ничего общего. Нет и вряд ли уже будет.
5. Гузель Яхина "Дети мои"
Яхину многие ругают. Мол, с фактами историческими она небрежна, смягчает ужасы, нелояльна к советскому прошлому. А я ее люблю. Люблю, как автора. И именно за то, что она не выворачивает наизнанку читателя подробностями, не препарирует ужас, который пришлось пережить миллионам людей, разбивает тяжелые факты голода, описанием природы и герои ее не масштабные, а простые, порывистые иногда, но понятные.
Моя бабушка по материнской линии с Поволжья, мой дед из тех самых немцев, что сначала уехали в Россию, а потом их занесло дальше, в Среднюю Азию, поэтому книга «Дети мои» никак не могла пройти мимо меня. История Якоба Баха, Клары Гримм и маленькой Анче по-настоящему трогательная, живая.
Сельский учитель, романтик, влюбленный в Гёте и пытающийся сохранить на необъятных волжских просторах высокий литературный немецкий язык у детей крестьян-поселенцев. День, когда он попадет на хутор Уго Гримма перевернет всю его жизнь, наполнит смыслом и можно даже сказать, что поможет ему спастись из мясорубки событий того непростого времени. Фоном будет идти описание быта и немецкий фольклор, революционные идеи и даже вкрапления совсем чужой истории очень большого человека. К концу произведения весь образ главного героя претерпит изменения. Это уже не будет тот молодой застенчивый мечтатель, уважаемый член маленькой национальной общины. Трагедии большой страны и свои, личные, искорежат Баха, заберут все, но вот душа, та искорка романтизма и горячей любви, ее не отнять никому и ни при каких условиях. Это прекрасная история о маленьком человеке. Рекомендую.
6. Рэй Бредбери “Всё лето в один день” рассказ (аудиокнига, чтец Николай Караченцов)
Я не дружу с аудиоформатом. Не знаю почему так, но для меня прослушать историю не равнозначно прочтению. Пусть слова не будут даже отпечатаны на бумаге, но я должна их видеть. Иначе они идут мимо меня, мимо сознания, мимо души. В очередной раз в клубе зашла речь об аудиокнигах и том, что правильно подобранный чтец делает этот формат вполне даже интересным, позволяет экономить время и расширять литературные горизонты. В общем, я попробовала совместить восторги по Бредбери и нелюбимый формат… и даже замечательный, любимый мной, голос Караченцева не поменял моего отношения. Благо рассказ был коротким, минут на 15-20.
На далекой Венере живут переселенцы. Год за годом они слышат, как за окном тарабанит дождь. Вообще, кажется, что дождь этот идет не на далекой планете, а в провинциальном городишке. Дождь все льет и льет, день за днем, год за годом. И лишь один раз в семь лет появляется окно на один-два часа, когда проглядывает солнце. Эта книга о детском характере и детской же подлости. Если вам не понравилось Чучело, то и этот рассказ не читайте.
7. Агата Кристи "Разлука весной"
Средних лет англичанка возвращается домой после того, как проведала одну из дочерей в Багдаде. На первый взгляд у этой женщины «все в шоколаде» - муж, являющийся совладельцем респектабельной адвокатской конторы, и обеспечивающий довольно высокий доход семейству, трое взрослых детей, каждый из которых хорошо обучен, воспитан и социально устроен, прекрасный дом, вышколенные слуги. И даже со здоровьем у нее нет проблем. Мечта, а не жизнь! И никто не может поколебать уверенность Джоан Скюдомор в том, что все это благополучие ее рук дело. Это она приложила старания, проявила волю и твердость характера, дальновидность, заботу и любовь о своих близких, чтобы все они были счастливы. Что сказать? Порой розовые очки единственное спасение от реальности для сохранения душевного равновесия.
Изолировав главную героиню от внешнего мира в пустыне, как в келье, автор начинает выдавать флешбэки. Порционно, не торопясь, развенчивает иллюзии Джоан одну за другой. И тут мое впечатление двоякое.
Вроде бы предполагается, что я должна начать сочувствовать мужу, у которого эгоистичная женушка отобрала мечту фермерствовать, читай ковыряться всю жизнь в говне и грязи, в надежде свести концы с концами. Но дальше проскользнет в тексте второстепенный герой, старик, которого Родни ссудил деньгами из милосердия, потому что больше никто бы на это не пошел… к концу произведения этот старик все еще в долгах, как в шелках. Объяснение «это все политика правительства и два неурожайных года подряд» не убеждают в том, что таки дело это прибыльное, главное умело за него взяться. И тут, положа руку на сердце, я не могу осуждать Джоан, которая пыталась достучаться до здравого смысла своего супруга указывая на коляску и свой живот. Пусть она закоренелая эгоистка, но она живет в благоустроенном доме, ее дети получили отличное образование. Рай в шалаше на протяжении «долго и счастливо» могут выдержать не многие. Да, муж «поседел и мешки под глазами от усталости»… Можно подумать работай он на ферме и весь бы был из себя такой здоровый? Это, во-первых. А во-вторых, имхо, низко и малодушно, когда мужик перекладывает ответственность за свою жизнь и карьеру на женщину. Помнится мне другая история, где было «Это жена мне дала, и я ел» и все там закончилось плохо.
Не выходит у меня критиковать Джоан за то, что она прятала голову в песок, когда ее муж очевидно увлекся другой женщиной. Судя по всему, мало для кого чувства Родни к Лесли остались тайной. Точно не для детей. Но он «бедный папочка», а она дура, делающая хорошую мину при плохой игре и надеющаяся на то, что Родни сам будет следовать тому, чему он учил их дочь Эверил.
Кстати, про Эверил. Тут уж я ханжа, простите. Будь она моей дочкой, я бы скорее всего также истерила в данной ситуации. Как минимум, не считала бы, что мой ребенок поступает, правильно уводя мужчину из семьи лишь на том основании, что его жена больна и «с ней все будет в порядке» и «мир уже не тот мама».
Да, Джоан не сильна в педагогике и детской психологии. Да, она чопорна, эгоистична, сноб, расистка и у нее куча недостатков. Но вот остальное семейство жертвами ее террора я никак не могу считать. Они не сильно далеко ушли от нее в моральных качествах и привычках.
Я не верила в то, что, приехав домой главная героиня действительно «покается» перед мужем и заживут они счастливо где-нибудь на уединенной ферме. Нет, конец произведения для меня предсказуем, закономерен и жизненен.
А еще мне все же больше нравится Агата Кристи с ее культовыми детективами, не роман Мэри Уэстмакотт
8. Наталья Алексина “Волшебство с ведьминым настроением”.
Очередное ромфэнтези и знакомство с новым для меня автором.
Юная девочка помогает в лавке ведьмы в провинциальном городишке. Ну, как помогает? Все хозяйство и «общественные связи» на ее хрупких плечиках, а старуха тем временем пьет и отжигает. В город заявились некие наемники. Кем они наняты, чего хотят непонятно. Ведут себя нагло, слухи распускают. Да, слухи те в общем-то правдивые, но это ж любой факт можно подать так, что тебя либо полюбят, либо проклянут. Вот ведьма взбеленилась и давай «мстить». Но это все завязка истории. Дальше там уже будут блуждания по лесу, поиски непонятно чего и разоблачения тайного сговора против короля, битвы магов и просто рукопашные, красавицы всех мастей, от прехорошеньких дурочек, до роковых обольстительниц. Нестыковок в тексте немало, но написано с юмором, поэтому под горячий чай и сладости вечерами, опосля рабочих будней, читалось легко и даже с удовольствием.