Почему мои проекты для дошкольников организованы в формате детско-родительских групп

Oct 25, 2016 20:23

Меня достаточно часто спрашивают, почему я делаю разные проекты по подготовке к школе (например, «Золотой Ключик» или «По дороге с облаками») в формате детско-родительских проектов, а не работаю только с детьми?


Для меня за этим есть много причин и смыслов.
1. Если брать идеи, которые совсем на поверхности - когда взрослые участвуют в занятии, а не сидят за дверью - им интересней, и они могут «взять» себе в копилку больше идей о том, во что можно играть дома или на прогулке со своими детьми. Я много раз слышала в обратной связи от взрослых участников группы, что наши занятия заряжают их креативом и интересом к процессу игры. Они говорят, что начинают получать удовольствие от того, чтобы вместе с ребенком пробовать новые (или хорошо забытые старые) игры.
2. Если говорить о пользе, то участие родителей позволяет им учиться полезным упражнениям, и самим их использовать дома, по дороге или на отдыхе, и тем самым продолжать то, что мы делаем во время нашего курса занятий. В силу определенной специфики моей личной жизни - я не могу вести пролонгированные постоянные занятия; но мне кажется важным, чтобы некоторые навыки закреплялись именно многократным повторением. А с другой стороны - я очень верю в то, что родители проводят с ребенком в любом случае больше времени, чем любые педагоги и ведущие, и могут очень много «вложить» в развитие ребенка, уделяя немного времени - ежедневно.
3. Группа, где есть другие участники (родители и ровесники ребенка) - это хорошая среда, чтобы наблюдать за разным взаимодействием и перенимать то, что нравится. Есть люди, которые сами интуитивно умеют находить удачные стратегии общения с ребенком, а есть те, кому важно увидеть разные «образцы» и ориентиры, чтобы выработать свой стиль.
4. Если посмотреть еще с одной стороны, группа, где можно участвовать вместе со своим ребенком - это возможность увидеть ребенка и свои с ним отношения «на фоне» того, как общаются между собой дети и родители, и понаблюдать за собой и своими реакциями. Например, некоторые родители говорят, что им бывает трудно не оценивать и не сравнивать «своего» и «чужих», или не думать о том, что если их ребенок в чем-то менее «успешен» сверстников - то он «плохой» родитель. В нашей группе можно учиться замечать то, какие реакции и обратная связь помогают ребенку включаться в занятие и делать сложные для него задания. А некоторым родителям группа дает возможность почувствовать себя более уверенно в себе, и убедиться в том, что они как родители - достаточно компетентные и успешные.
5. А с другой стороны, как бы в противоречии с прошлым пунктом, детско-родительская группа - это также возможность посмотреть на ребенка под углом именно сравнения со сверстниками, но с очень конкретной целью. Это цель - определить зоны, которые хорошо и успешно развиваются, и сферы, в которых ребенку нужна особая поддержка и внимание. Иногда эта информация позволяет продумать оптимальную форму обучения, или найти способы компенсировать то, что может затруднять обучение или общение.
6. Для детей дошкольного возраста - какими бы самостоятельными они ни были - очень важен контакт и поддержка близкого взрослого. Когда рядом (на занятии) любимый и родной человек - ребенку точно гораздо комфортней и безопасней; он чувствует себя более устойчиво и уверенно в себе в группе с новыми (чужими) людьми. А как следствие этого - ребенок может «смелее» исследовать новые возможности и учиться, не тратя силы на то, чтобы волноваться и переживать «отделение» от взрослого.
7. Когда предстоит переход к большей самостоятельности и независимости - важно, чтобы были решены «задачи предыдущего уровня», в том числе это касается и детско-родительских отношений. Для того, чтобы ребенку ХОТЕЛОСЬ исследовать мир, общаться, быть независимым - у него должна быть уверенность в том, что у него все время есть возможность вернуться обратно «в домик» - к тем людям, которые «безоценочно» и безусловно принимают и любят. Это формируется на базе хорошего контакта, привязанности, доверия и тепла в отношениях между детьми и родителями. Когда по каким-либо причинам этого опыта мало, или он не во всем позитивный - группа может послужить импульсом для того, чтобы начать налаживать этот уровень в отношениях.
8. Ну и еще, предстоящая начальная школа - это этап, на котором для решения тех или иных задач будет требоваться помощь и участие взрослого. Для того, чтобы этот процесс был бесконфликтным - очень полезен опыт совестного творчества и сотрудничества, основанный на конкретных коммуникативных навыках. При этом, особенно ценно для родителей бывает научиться эффективно поддерживать ребенка и искать меру необходимой помощи - как помогать, не делая работу за него? Как и когда говорить - ты дальше можешь сам, у тебя получится?

консультирование, ИИСТ, мысли вслух, работа, psy

Previous post Next post
Up