Да что там я, все мы клоуны! У одних репризы получаются лучше, у других хуже, а по-настоящему гениальных, как всегда, единицы. Он- один из немногих/
Из книги "Последний раунд" Леонида Енгибарова.
Конечно, самая большая радость, когда с листом бумаги и ручкой вы кроите судьбы ваших героев и знаете, что они живут и будут действовать согласно воле автора-родителя, как самые что ни на есть настоящие люди. А раз настоящие, то хочется сделать их добрыми и чуткими, отзывчивыми и смелыми, готовыми вступиться за слабого, не дать в обиду невиновного и, конечно, хочется сделать их по-хорошему смешными, похожими на большинство людей на земле.
Другой великий клоун Вячеслав Полунин говорил.
"Вот я двигаюсь за Леонидом Енгибаровым. Именно он мне показал дорогу. Хотя Чаплин очень много чего сделал в этом же. В его вещах так много трагизма одновременно, и комедии. Поэтому я просто цепь, которая разорвалась, пытаюсь опять восстановить.
Увидеть смешное в грустном, по-моему, самое главное клоунское качество.
Полунин.
Клоун, в принципе, любимый ребенок нации, или любимый ребенок поколения. Потому что клоун есть такая маленькая точка, которая отражает весь мир и всю философию времени. Ну, посмотрите, у нас - элементарно. Ну, был Карандаш. Карандаш был образом эпохи. Был Олег Попов. Ну, один в один, это хрущевское время, это русский бравый парень выходит в Европу, там возвращается как бы такая приличная... Россия, и так далее.
Пришел Енгибаров. Какие-то странности, поэтические, какие-то неожиданные измыслы.... Это 1968 год. Это приход нового молодого поколения, и это - реалии этого времени.
Конечно, каждый - реалии своего времени и Полунин - время горбачёвской перестройки. Но великие - они на все времена. Леонид Енгибаров.
«Клоун - не профессия; это - мировоззрение». И уж коль вы так смотрите на мир, чем бы вы ни занимались, вы останетесь клоуном.
Быть может,
Когда я - вот он,
Одной печалью станет меньше у кого-то,
Выходит,
Ровным счетом
На свете больше станет радостью одной!
Это Юлий Ким, тоже Клоун божьей милостью