Зда́ние о́рганов госбезопа́сности на Лубя́нке - московское здание на Лубянской площади, служившее основным зданием органов государственной безопасности СССР с 1919 по 1992 год. По состоянию на 2018-й строение входит в комплекс зданий Федеральной службы безопасности России
Вид от "Детского мира "
Здание занимает целый квартал на Лубянке и фактически представляет собой результат самой радикальной перестройки и реконструкции существовавшей на его месте застройки.
Весна 2024г
В XVIII в. здесь находился двор князей Дадианов, владетелей Мингрелии с XIV в., которые признали себя вассалами России - в 1694 г. князь Георгий Дадиан принял русское подданство и выехал в Россию. Усадьба князей Дадиан (или Дадьяновых) находилась в самом начале улицы Большая Лубянка, и, как показано на плане 1772 г., в глубине двора параллельно улице стоял главный дом - обширное каменное строение, принадлежавшее тогда сыну князя Георгия генерал-майору Петру Дадиану.
Предполагается,что это было двухэтажное здание, со смешанным барочным и классицистическим декором. На Лубянскую площадь выходили каменные двухэтажные строения с лавками. Обгоревшие в пожар 1812 г. постройки были куплены с аукциона Федором Семеновичем Мосоловым, известным в Москве любителем и заводчиком скаковых лошадей.
Ф.С.Мосолов
Его приятель С.П. Жихарев, автор «Записок современника», неоднократно вспоминал о скачках, где лошади мосоловского завода оставляли «весьма далеко, чуть не за флагом» даже знаменитых орловских рысаков. Мосолов был известен и своей коллекцией различных предметов искусства, в частности картин, где находились произведения Рубенса, Корреджио, Рембрандта, Ван Дейка, Веласкеса, многих голландских художников.
После кончины Ф.С. Мосолова в 1840 г. усадьба перешла к его вдове, впоследствии к дочерям, а с 1857 г. - к племяннику, тамбовскому помещику Семену Николаевичу Мосолову,
С.Н.Мосолов
о котором вспоминал писатель Д.В. Григорович: «Помимо личных симпатий, меня привлекала… артистическая атмосфера, страстная любовь к художеству хозяина дома. С.Н. Мосолов владел знаменитою картинною галереей в Москве, на Лубянке; отправляясь в деревню, он брал с собой только собрание своих гравюр, также весьма ценное. Привязанный к своей коллекции, как к родному детищу, он редко выезжал из дому; но стоило ему получить известие из Лейпцига или Парижа о продаже собрания гравюр, он немедленно укладывался и летел за границу. В жару аукциона ему ничего не стоило заплатить тысячу талеров за редкий оттиск гравюры Рембрандта, любимого его мастера».
Коллекции С.М. Мосолова перешли к его сыну Николаю Семеновичу, талантливому офортисту, получившему за свои работы звание академика.
Н.С.Мосолов
Живописную коллекцию он распродал и собирал только графику. По словам мемуариста Н.И. Шатилова, «в то время, когда я познакомился с ним (нач. 70-х), он почти совсем не работал, а занимался главным образом собиранием оригинальных офортов Рембрандта и современных офортистов и граверов. У него можно было видеть снимки со всех картин выдающихся иностранных художников. Бывая ежегодно за границей, Мосолов следил за всем, что делалось в искусстве на Западе». Свою коллекцию он завещал передать в Румянцевский музей.
В большом доме, кроме квартиры хозяина, находилось Варшавское страховое общество и фотоателье Фридриха Мебиуса (переехавшее позднее на Кузнецкий Мост). Кроме барского дома, на мосоловском участке находилось несколько строений, сдаваемых внаем. В одном из них помещался известный в Москве гастрономический магазин Генералова, в другом трактир, над которым находились меблированные комнаты.
Н.С. Мосолов продал свой участок в апреле 1894 г. Петербургскому страховому обществу «Россия», а в 1897 г. журнал «Зодчий» сообщил, что правление общества решило строить доходный дом вместе с французской компанией. Казалось бы, обо всем договорились, французский архитектор Шедан прислал проект, и уже фундаменты вышли на поверхность, как дело расстроилось, и пришлось строить по измененному проекту, который выполнил архитектор Н.М. Проскурнин
в сотрудничестве с архитектором общества В.А. Величкиным.
К концу 1898 г. здание было в основном закончено. Под часами в центре фасада поместили надпись «Страховое общество Россия», на первом и втором этажах разместились конторы крупных компаний и различные магазины, выше находилось несколько квартир и меблированные комнаты «Империаль».
По разысканиям историка В.В. Сорокина, в 1906-1907 гг. здесь жил пианист К.Н. Игумнов, помещалась женская гимназия Н.Е. Шписс.
После возведения этого здания справа от него, через улицу Малая Лубянка, в 1900-1902 гг. было построено парное к нему в том же стиле (архитектор А.В. Иванов), но еще более вычурно украшенное, в котором поместилась контора известного тогда общества «Кавказ и Меркурий», чьи пароходы выполняли пассажирские и грузовые рейсы по международным и внутренним линиям.
Все изменилось с воцарением новых большевистских хозяев.
В 1919 г. дом страхового общества «Россия» на Лубянской площади заняла Московская ЧК, а впоследствии другие подразделения, для чего производились значительные переделки. Позади него, на углу Фуркасовского переулка, в 1932-1933 гг. по проекту архитекторов А.И. Лангмана и И.Г. Безрукова воздвиглось мрачное сооружение, Главный фасад оформили рустом и облицевали чёрным лабрадором, над входом поместили герб СССР. Современники указывали на архитектурные недостатки корпуса: нарушение целостности ансамбля и отсутствие единой стилистики. Первый этаж новопостроенного дома соединили с бывшим комплексом страхового общества «Россия». Помещения заняли иностранный, транспортный, учётно-статистический отделы, главное управление пограничной охраной, архив, библиотека и другие службы. По новой нумерации новопостроенное здание получило номер 4, снесённые постройки ранее имели номера 6 и 10, поэтому они больше не числятся на улице Большая Лубянка В этот же период здание внутренней тюрьмы надстроили четырьмя этажами.
К 1939 г. заказали архитектору А.В. Щусеву сделать проект нового строения.
Архитектор предложил прервать Малую Лубянку, чтобы объединить два здания в одно и соорудить второй внутренний двор. Нижний этаж строения оформили серым гранитом, верхние ярусы простой ордерной структуры покрыли бежево-розовой штукатуркой. Она сочеталась с цветом пилястр, выполненных из болнисского туфа. Архитектурная композиция получила положительные отзывы современников. Некоторые исследователи указывают на сходство проекта с Палаццо делла Канчеллерия в Риме.
К 1948-му была реконструирована только правая часть комплекса, сохранившая оформление заднего фасада. Также возвели центральный сектор дома, декорированный лоджией над парадным входом. Главный фасад украсили часами, демонтированными с лютеранской церкви Петра и Павла в Старосадском переулке Слева вплотную к строению примыкал старый корпус страхового общества, который был надстроен двумя этажами, но сохранил бо́льшую часть оформления. В 1986 здания объединили единым фасадом
Первоначальный проект перестройки зданий для союзного НКВД
Окончательный проект МГБ СССР
При этом бывший дом страхового общества полностью реконструировали под руководством архитектора Глеба Макаревича
Параллельно с реконструкцией старого комплекса в 1979-1982 годах на противоположной стороне Большой Лубянки группа архитекторов под началом Макаревича возвела новое здание, куда переехало руководство КГБ СССР. Однако старый комплекс продолжали использовать для размещения административных служб органов госбезопасности. Дом продолжает относиться к ведению Федеральной службы безопасности России