Заканчиваем
разговор про лебедевскую индикацию.
Лампочки вместо стрелочек
Довольно странное решение - сделать шкалу оборотов вертикальной. Пишут, так было сделано по просьбе летчиков, привыкших к вертикальному, дискретному, с лампочками, указателю. Но продавать-то будут не привыкшим! Большинство вертолетов и самолетов имеют круговые индикаторы оборотов, некоторые - дуговые, а вертикальные - редкость. У Робинзонов, например, стрелки образуют характерную букву Ʌ или горизонтальную черту. У Беллов - круглые шкалы. А при этом, вертикальная шкала с ездящим по ней маленьким указателем - это едва ли не один из самых плохо читаемых индикаторов. Конечно, это относится в первую очередь к механическим приборам, где рядом с довольно светлыми шкалами или диапазонами допустимых значений маленькие и тоже светлые стрелочки не очень хорошо видно.
Механические вертикальные указатели в Су-27 из DCS и МиГ-29 из Википедии
Лебедев применил очевидный для электронной индикации, но оттого не менее интересный способ сгладить эту проблему, сделав контрастную «светящуюся» стрелку на фоне неяркой шкалы, и все же это эрзац. Думаю, надо было делать секторный индикатор, а не идти на поводу у заказчика, привыкшего к экзотическому прибору. И опять же, зачем пилоту знать обороты двигателя до единиц? Как уже упоминалось, дискретность индикатора не стоит делать точнее погрешности датчика. Да и пилот все равно не может ими управлять с такой точностью. 2550 или 2545 было бы уместнее, чем 2547.
Что касается мощности двигателя, тут вообще не сразу и поймешь, что это такое. Это запас, или, наоборот, текущая? Я читаю надпись «Power» и понимаю так, что текущая. Потом смотрю описание и вижу, что это «показатель показывающий сколько мощности есть в запасе». А на самом деле, «перепад давления воздуха во впускном коллекторе и за бортом», то есть, русским языком, разрежение в коллекторе или, английским, manifold vacuum. Так его обычно и выводят - либо manifold vacuum, либо вместо него manifold pressure. Нужно ли было изобретать power, если есть привычный и знакомый всем параметр? Надо уточнять у двигателистов и вертолетчиков. Может, за счет абстрактности его можно использовать как универсальный для поршневых и газотурбинных двигателей индикатор. Но есть сомнения.
Шаг винта (угол установки лопасти) - это второе из двух самых спорных решений. Он мало того что сделан вертикальной шкалой, так еще и, во-первых, дискретной, а во-вторых, плохо, просто отвратительно считываемой - голубым по белому. И в тепличных домашних условиях на мониторе шаг не слишком-то контрастен, а при засвеченной приборной доске - а она будет засвечена, как ее козырьком ни закрывай - вообще виден не будет. Такое впечатление, что пилоту этого вертолета шаг не нужен. Может, и так, шагом все равно «на ощупь» управляют, но если можно сделать лучше, почему не сделать лучше?
Т, прямое и перевернутое
Столбики температур и давления чуть получше, но тоже так себе. Да, по цвету видно, в норме Т или вышла за пределы - то есть, грубо и быстро узнать ее можно. Да, по цифровому индикатору внизу видно конкретное значение, то есть, точно и медленно тоже можно. Но вот со средней точностью и средней скоростью проблемы. По самому столбику определить быстрым взглядом, какая примерно температура, около 650 или около 700, и насколько он далеко от совершенно уже незаметных 900, нельзя. А значит, столбик этот и вовсе нафиг не нужен. От крупной цветной цифры пользы было бы больше.
Если же все-таки делать прибор, то есть на этот счет некоторые разумные традиции. Во-первых, распространены приборы, где параметр в норме означает вертикальную стрелку. Набор таких очень просто окинуть взглядом и быстро понять, все ли вертикальны. Много? Мельтешит в глазах? Есть решения и на такой случай. Две или три стрелки можно собрать в один прибор так, чтобы они образовали горизонтальную линию или фигуру в форме буквы Т. Такое характерное перевернутое Т имеет, например, указатель температуры масла, давления масла и давления топлива на Як-52 и многих других наших самолетах. Есть похожие решения и у американцев. Такое Т считывается еще быстрее, чем набор вертикальных стрелок.
Желтым - бензин, серым - масло
Кстати, отдельно интересны подписи. Почему TR, но Oil C/F? Не лучше было бы Oil T? А уж C оно или F, скажет подпись внизу. И еще - назачем летчику знать температуры выхлопа и головки цилиндра у каждого цилиндра в отдельности? Они все равно выключаются и управляются только все вместе. Достаточно вывести максимальную. Поцилидровый вывод может заинтересовать техника, но ему лучше нарисовать отдельную индикационную страницу, а не перегружать летчика. И даже если летчик и техник - это один и тот же человек, в полете он летчик.
Всякие мелочи
Что у нас еще осталось? Топливо? А вот его зачем-то сделали дугой. Говорят, что «привычного вида, как в автомобиле» - но в автомобиле стрелка есть! Во всяком случае, в самом распространенном, классическом указателе. Здесь же эта зеленая дуга выглядит как зона допустимых значений параметра. И то, что она яркая, как стрелка оборотов, а не как их же фоновый зеленый, никак на это не влияет. Вот зона допустимых значений, и все тут.
Причем, топливомер-то как раз можно было сделать и столбиком, типичный обратный прогресс-бар, только вертикальный. На наших самолетах часто применяется, на иностранных иногда тоже. Впрочем, дуговой используется чаще, а в целом это вкусовщина. Но на дуговом стрелка должна быть! И зачем нужен расход в литрах, если его не с чем сопоставить: количество топлива дано в долях и процентах бака? Хотя в авиации как раз чаще меряют килограммами, литрами и иногда галлонами. И почему при английском языке интерфейса десятые отделены запятой, а не точкой? Кстати, то же относится и к вольтметру.
Военный топливомер
Про статусную строку много не напишешь. Забортная Т - полезно. Текущее время - тоже. Единственно, если у вертолета есть GPS, стоило бы писать, какое это время - UTC, полученное автоматом, или местное, введенное летчиком вручную. Моточасы - это для техника, на отдельную страницу. Оставшееся время - не считывается. Не то прямой прогресс-бар, не то обратный, да еще и гулять будет, потому что топлива то больше, то меньше потребляем. По-моему, знания запаса топлива достаточно. Полезнее был бы секундомер.
Выводы
Я тут много критиковал и мало хвалил, но в целом, надо сказать, индикатор на уровне всех остальных. Местами хуже, местами лучше, нарисован красивенько, с градиентиками... А так - еще один в линейке. В общем, на мой взгляд необходимо исправить не так уж много:
- Вертикальную скорость сделать недискретной;
- Шкалу крена перенести вниз или сделать подвижной.
Без этого летать не стоит.
Еще разумно самолетик на авиагоризонте заменить на вменяемый и шаг винта перекрасить и возможно сделать недискретным.
Остальное, по большому счету, либо второстепенные параметры, либо вкусовщина.