В прессе, на слушаниях и в ответах на вопросы на сайте пропагандистского Инфоцентра проектировщики из НИиПИ Генплана словно попугаи неустанно повторяют, что линия современного трамвая на Ленинском проспекте совершенно не нужна, т.к. якобы для неё нет достаточного пассажиропотока. Например,
заведующий отделом перспективного развития транспорта НИиПИ Генплана Москвы Георгий Новиков считает, что будто бы «строительство трамвая нецелесообразно, экономически невыгодно, и просто противоречит здравому смыслу, поскольку троллейбусы и автобусы полностью удовлетворяют спрос транзитных пассажиров на общественный транспорт».
Однако давайте вместе возьмём принятый в 2010 году
Генеральный план города Москвы, разработанные специалистами из того же НИиПИ Генплана. И откроем его в разделе «Линейные и иные объекты скоростного внеуличного транспорта федерального и регионального значения» на страницах
393 и
394.
Что же это за такая интересная пурпурная линия тут нарисована вдоль Ленинского проспекта с кружочками на основных перекрёстках? Условные обозначения на
странице 373 нам подсказывают, что это линия скоростного метрополитена.
Что же это получается, господа НИиПИ Генплана противоречат сами себе?! Ведь ещё три года назад они же считали, что на Ленинском вполне себе целесообразно строительство не какого-то там трамвая, а целой линии метро. Причём не простого метро, а скоростного. А эти
экспресс-линии метро должны ведь были отличаться от обычных не только более редкими остановками, но и станциями, рассчитанными на приём 10-вагонных поездов. Т.е. в 2010 году, когда никакого скандального расширения Москвы до границы с Калужской области и в помине не было, проектировщики из НИиПИ Генплана считали, что в перспективе на Ленинском проспекте вполне наберётся пассажиропоток даже для 10-вагонного метро. А в 2013 году они же на голубом глазу заявляют, что, несмотря на планы по застройке территорий Нью-Москвы, потока не найдётся даже для трамвая.
Хотя хордовая линия метрополитена вдоль Ленинского проспекта постоянно присутствовала в планах метростроения на дальнюю перспективу предыдущие 20 с лишнем лет - с 1990 года. Тогда планировалось, что Сокольническая линия закончится на станции «Тропарёво», а за МКАД в Дудукино (ныне ст. «Румянцево») пойдёт как раз новая линия скоростного метро. В другую сторону эта экспресс-линия должна была пройти от площади Гагарина через «Тульскую», «Автозаводскую» и «Волгоградский Проспект» к «Авиамоторной», а затем проследовать вдоль шоссе Энтузиастов до Ивановского и Балашихи. Вот как это выглядело на перспективной схеме метро, выпущенной тем же НИиПИ Генплана в 2009 году.
Более того, когда в октябре 2011 года была
обнародована первая схема развития метро до 2020 года уже с учётом расширения города в Юго-Западном направлении, эта перспектива начала обретать реальные черты. И в представленном плане метростроения на ближайшее будущее первый участок от Тропарёво до улицы Новаторов этой линии метро вдоль Ленинского проспекта также фигурировал. Его планировали построить уже в 2016-2020 годах.
Однако вскоре эти планы изменились. И вместо полноценной линии вдоль Ленинского проспекта было решено срочно, уже в 2014 году, продлить Сокольническую линию в деревню Саларьево с населением 187 человек в настоящий момент. Многие подозревают, что это было сделано для
повышения капитализации будущих квартир и соответственно прибыли застройщиков территории расположенного там крупнейшего в Европе полигона захоронения строительных и промышленных отходов.
Также появились планы построить в отдалённом будущем - лет через 8-10, некую линию примыкающую к будущему Третьему Пересадочному контуру (ТПК). Трассировка этого хвоста к ТПК за последний год кардинально менялась аж четыре раза! Причём с каждым разом к всё более и более бредовому и бесполезному для существующей Москвы варианту. Но все эти варианты объединяло то, что эта линия, по сути, станет лишь подвозящей к «красной ветке» метро.
Так в
предпоследней версии предполагалось, что эта перспективная линия вдоль Калужского шоссе пройдёт внутри МКАДа через территорию Теплостанского заказника к будущей станции «Тропарёво» Сокольнической линии. А затем, проплутав примерно 7 км по Тропарёвскому лесопарку и другим природным территориям без каких-либо промежуточных станций на территории сложившихся районов Москвы, она должна была примкнуть к ТПК в районе станции «Аминьевское шоссе». А самая последняя трассировка от марта 2013 года выглядит вот так.
Как мы видим, она предполагает те же плутания по лесам и пустырям, но уже снаружи МКАДа, и ещё меньшую пользу для существующей Москвы. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что подавляющее большинство пассажиров этой линии пересядет с неё на первой же пересадке в «Румянцево». А дальше поедут в основном только те, кому нужны станции Солнцевской линии или северо-запада «синей ветки». Т.е., по сути, этот отросток от ТПК практически ничего не даст, а будет лишь подвозящим к 7-вагонной Сокольнической линии, увеличивая и без того не слабую нагрузку на существующую систему метрополитена Москвы.
Собственно, ещё одним очевидным доводом в пользу того, что пассажиропоток на Ленинском проспекте вполне найдётся не только для трамвая, но и для метро, является нынешняя загруженность Калужско-Рижской и Сокольнической линий. Калужско-Рижская линия давно исчерпала свои провозные возможности, и её загрузка существенно превышает нормативную. По числу перевозимых пассажиров она входит в
тройку лидеров в московском метрополитене. Сокольническая линия тоже отнюдь не жалуется на нехватку пассажиров. При этом провозные возможности у неё ниже, т.к. из-за недостаточной длинны платформы некоторых центральных станций на ней эксплуатируются составы с 7 вагонами, а не 8, как на «оранжевой ветке». А уж когда Калужско-Рижскую линию соединят с Бутовской, а Сокольническую продлят за МКАД, то народу на них станет ещё больше.
Поэтому, линия вдоль Ленинского проспекта отнюдь не помешала бы для разгрузки существующих веток метро. Особенно, если мы всё-таки не ставим целью и дальше возить всех по 8-10 человек на кв. метр, а стремимся все-таки к более человеческим условиям проезда в московском метро и повышению привлекательности общественного транспорта в целом. На новую линию вполне могло бы пересесть примерно по 1/3 от потоков юга Калужско-Рижской и Сокольнической линий. Т.е. та часть пассажиров, которая живёт между этими двумя ветками и на некотором отдалении от них. К тому же по плотности населения Юго-Западный округ является одним из лидеров и занимает третье место в Москве.
Между тем, длина этой практически бесполезной загогулины, предлагаемой сейчас проектировщиками, от «Румянцево» до «Аминьевского шоссе» составит около 7.5 км. Это примерно соответствует расстоянию от будущей станции «Тропарёво» до Университетского проспекта. Т.е. если завернуть эту линию сразу к «Тропарёво», вместо этого непонятного плутания по Тропарёвскому заказнику и поймы реки Очаковки вполне можно было бы построить большую часть линии вдоль Ленинского проспекта и сделать задел под её продление в сторону центра. И не факт, что это вышло бы даже сильно дороже. Ибо как показывает история с линией лёгкого метро через Битцевский парк, скупой платит дважды. Изначально дешёвое метро через лес в результате спешки, изменения проектной документации на ходу и ряда других проблем и ошибок
в процессе строительства подорожало вдвое и в итоге обогнало по цене за километр участки метро в сложившейся городской застройке.
Но, к сожалению, нынешние московские правители гоняются за километрами метро и реконструированных улиц, а не за реальной пользой для транспортной системы города с запасом на многие годы вперёд. Поэтому они, видимо, решили вместо строительства метро под Ленинским проспектом пустить десятки миллиардов рублей на срочное превращение его и других крупных улиц Юго-Запада Москвы в бессветофорные хайвеи.
И тут самое интересное. Давайте откроем тот же самый
Генеральный план Москвы 2010-го года теперь в разделе «Первоочередные мероприятия по размещению, реконструкции линейных и иных объектов улично-дорожной сети» на страницах
554 и
555.
Как мы видим на схеме, никаких мероприятий по реконструкции Ленинского проспекта, как в целом, так и отдельных транспортных развязок на нём, три года назад не планировалось. Более того, почти вся карта Юго-Западного округа девственно чиста. Никаких отметок, свидетельствующих о намерении реконструировать дорожные объекты, нет и на проспектах Вернадского и Нахимовском, улицах Обручева и Профсоюзной. За исключением развязки у метро «Тёплый Стан». Т.е. получается, что в 2010 году тот же самый НИиПИ Генплана не только предлагал построить линию метро вдоль Ленинского проспекта, но и не видел никакой необходимости в срочном превращении в бессветофорные хайвэи ни Ленинского проспекта, ни всех других крупных улиц.
При этом, как уже говорилось в
прошлом посте, стоимость реконструкции Ленинского проспекта вполне сопоставима с ценой прокладки метро по тому же маршруту. А уж если приплюсовать к этим затратам ещё и деньги, которые будут потрачены на превращение в хайвэи проспекта Вернадского и Профсоюзной улицы, то этой суммы, скорее всего, хватило бы не только на участок линии метро под Ленинским от Тропарёво до площади Гагарина, но ещё и на прокладку линии современного трамвая на нём же. Это дало бы приличный запас пропускной способности (60-80 тыс. чел. в час для метро и 12-15 тыс. для трамвая) на обозримое будущее и разгрузило бы существующие линии метрополитена. В то время как даже заявляемый проектировщиками возможный теоретический эффект от всех этих реконструкций в виде увеличения пропускной способности на 1000 авто в час будет исчерпан ещё до окончания строительства. Ведь по данным ГИБДД автопарк в Москве увеличивается в среднем на 300 машин.
Что же случилось в казанском ханстве датском королевстве? Почему ещё два-три года назад тот же самый НИиПИ Генплана предлагал более эффективные и главное, действительно, рассчитанные на долгосрочную перспективу решения? Может дело в том, что тогда это учреждение возглавляла не юный
специалист по моделированию распространения инфекционных заболеваний Карима Робертовна, а чуть более опытные в вопросах градостроительства люди?
Между тем на той же самой
"исторической" пресс-конференции, где мэр
Собянин заявил о практически удвоении стоимости реконструкции Ленинского, его заместитель Марат Шакирзянович в очередной раз повторил: «По Ленинскому проспекту. О том, что трамвайную линию строить нецелесообразно, есть все подтверждающие расчёты - трамвая там не будет.» Очень бы хотелось бы взглянуть на эти расчёты и сравнить их с теми, по которым три года назад разрабатывался Генеральный план Москвы.