Муж с ребенком уехали на каникулы в Америку, а я с мамой поехала на машине покататься по северной Италии.
В самых интересных местах мы с ней уже были раньше, поэтому был выбран
маршрут по мелким достопримечательностям, максимально близко к нашему дому (Лозанне).
День первый
Полюбовавшись на Монблан в плохую погоду и проехав через туннель под ним, мы попали из Франции в Италию, в долину Аосты. Это довольно суровая горная долина, развивающаяся как лыжный регион, но в остальном остающаяся малопосещаемой. Тем не менее, именно через нее прошел Юлий Цезарь в 57м г. до н.э., через перевал Сен-Бернар (обиталище собак сенбернаров). В апреле перевал еще закрыт для проезда - покрыт снегом, - но вместо него действует туннель Сен-Бернар, через который мы ехали на обратном пути.
В долине Аосты мы посмотрели очаровательный замок Фенис:
(А саму Аосту - на обратном пути)
Переночевали в монастыре Santuario di Oropa на одной из святых гор Ломбардии (оказывается, такие существуют).
Там нас засыпало снегом, что создало особую атмосферу. Монастырь выглядел весьма сурово и покинуто, хотя, летом там наверняка сотни и сотни туристов - видно, что территория вся заполнена сувенирными лавками и ресторанами.
День второй
Первым делом мы заехали в два маленьких, но замечательных, местечка, подсказанных мне постами Александра Журбы:
http://alexjourba.livejournal.com/206592.html и
http://alexjourba.livejournal.com/210002.html.
Первое - просто великолепно, оно мне понравилось больше всего остального в этой поездке. Это, действительно, ни на что не похоже, хотя по силе впечатления напоминает фрески Помпей - не самые главные, а те, которые находишь в закоулках, блуждая по развалинам - легкие, бытовые зарисовки, сделанные в свободном, "летящем" стиле.
И приехали в город Брешия.
Там сохранилось некоторое количество римских развалин, но наиболее значительными памятниками являются, все-таки церкви времен Лангобардского королевства. Лангобарды, собственно, и дали название всей области, по которой мы путешествовали - Ломбардии. И их церкви и монастыри в романском стиле мы видели во всех местах нашего маршрута.
День третий
Из Брешии, наверно, лучше всего показать "крест Дезидериуса" (
короля лангобардов), изукрашенный вперемешку драгоценными камнями и римскими медальонами - очень характерно для этого отрезка цивилизации. Центральный медальон на нем - ну просто одного мастера с медальонами из музея Ватикана, которые когда-то поразили меня тонкостью деталей.
Брешия
Ватикан
Посмотрев памятники Брешии, мы переехали в Кремону, где не обнаружили ничего особенно интересного, кроме фасада собора, впечатляющего своей арочностью и смешивающего романику с Ренессансом.
Его колокольня- самая высокая в Италии, но мы на нее не полезли. Зашли в баптистерий, который нас разочаровал - снаружи он очень похож на баптистерий в Парме, который внутри снизу доверху расписан прекрасными фресками. А этот - абсолютно пустой, т.е. в буквальном смысле. Совершенно не понятно, за что деньги берут. Вот тут можно посмотреть на главную площадь в 3D:
http://www.360cities.net/image/duomo-di-cremona-italyВход собора Кремоны сторожат два льва, поддерживающих колонны.
Такие львы в Ломбардии можно коллекционировать - мы уже видели очень похожие в Бергамо и Модене, а этим же вечером нам предстояло увидеть следующих - в Пьяченце.
Пьяченца - всего в 40 километрах от Кремоны, но технически уже в Ломбардию не входит. Тем не менее развивались эти города похоже, и наверняка соперничали в истории.
Собор Пьяченцы нам понравился больше, чем собор Кремоны, хотя снаружи он и не так элегантен. Зато он более строгий внутри, и не утомляет буйством разностильной росписи. Кроме того, меня последнее время все больше тянет в сторону до-ренессансной живописи, а именно в этом соборе мы нашли замечательные средневековые фрески в таком стиле:
День четвертый
Павии мы отвели целый день, и нисколько об этом не пожалели.
Во-первых, в самой Павии шикарный романский собор Святого Михаила с полустертыми причудливыми зверями на фасаде, и куда лучше сохранившимися внутри. В этом соборе короновались лангобардские короли, и даже Карл Великий, когда прибавил ко всем своим титулам титул короля лангобардов.
эти подновлены, а основная часть почти стерлась.
эти - внутри, но снимать там очень сложно, так как темно.
На улицах Павии тоже приятнее, чем в других городах - украшает река и наличие университета.
Ну, и конечно, рядом находится великолепная Чертоза ди Павия - монастырь, являющийся жемчужиной Ренессанса, полностью оформленный во временя миланских герцогов Висконти и на их деньги. Я не помню другого такого ансамбля, целиком и полностью доведенного до совершенства во всех подробностях, и все примерно в одну эпоху.
Фасад - это просто выставка скульптуры! За подробностями отсылаю к посту:
http://mirandalina.livejournal.com/306991.htmlВнутри снимать запрещено, но я сумела снять на потолке замечательную мадонну моего любимого Бергоньоне:
Все остальное тоже покрыто фресками сходного высочайшего качества.
Монастырь действующий и попасть внутрь можно только в сопровождении монаха, ведущего экскурсию на итальянском, от которой не положено отходить.
День пятый.
Ну, и в последний день, на пути обратно мы заехали в города Ivrea и Aosta. В первом мы не попали в церковь, которую хотели, так как она открыта только после 3х, а мы не хотели ждать. А в Аосте с удовольствием навестили (я - второй раз) обширные римские развалины и посетили две средневековых церкви - обе с позднеримскими мозаиками и великолепной деревянной резьбой.
И, напоследок, еще одна мадонна - из провинциальной Аосты, но, на мой взгляд, не хуже многих знаменитых.