Сообщество
«XIX век, светская культура» организовало очередную встречу, снова в непринужденной беседе я узнала много нового об истории русского феминизма. Бурное общественное движение за права женщин началось в России после реформ императора Александра II в 1860е годы. Эта эпоха характерна стремлением граждан к самореализации, совершения великих дел на благо общества в науке, творчестве, медицине.
Курсистка 19 века, дамы добиваются права на учебу
Разумеется, дамы не хотели оставаться в стороне и тоже стремились реализовать себя в благом деле. Женщины эпохи решили принять участие в важных общественных делах, изучать науки, путешествовать по неизведанным землям, работать врачами.
Дамские клубы принимали всех желающих. За одним столиком могли оказаться девица из бедной семьи в заштопанном платье и нарядная знатная дама, всех объединяла общая идея - самореализация на благо общества.
Конечно, аристократкам было присуще тщеславие, их возмущало, почему они дамы знатные, а прав не имеют, а какому-то лакею пьяниц эти права дозволены.
Александра Потанина (1843-1893), путешественник, первая женщина, принятая в члены Русского географического общества. Путешествовала по Центральной Азии.
Надежда Суслова - первая женщина-врач (1848-1918)
Писатель Достоевский с уважением относился к "женщине науки", он писал в своем дневнике: «Она твёрдо объявила своё желание участвовать в общем деле и приступила к нему не только бескорыстно, но и самоотверженно… В жажде высшего образования она проявила серьёзность, терпение и представила пример величайшего мужества».
О противостоянии «физиков и лириков» часто говорили в 60е годы 20го века, оказывается, этот спор появился давно. Дамы науки считали занятие искусством делом пустым и бесполезным. Одна из прогрессивных женщин, выбравшая научный путь, жаловалась соратнице - когда я читаю учебник химии, я не могу сосредоточиться, у меня в мыслях звучат звуки музыки. Я хочу танцевать, мне тяжело учить химию, в которой я ничего не понимаю.
Знаменитая "Курсистка" Ярошенко, 80е годы 19 века. Дамы пробиваются в науке
И еще вариант курсистки
Студенты Томского университета с сокурсницей, уже начало 20 века
Эпоха императора освободителя дала человечеству много великих женщин, например,
Софья Ковалевская - первая в мире женщина-профессор математики. Которая смогла не только стать светилом науки, но и оставаться женственной привлекательной дамой.
Курсистки начала 20 века
Карикатура на курсисток накануне революции. Художник тоскует по прежним дамам науки
Но уже в 60е годы 19 века появились дамы особо радикальных взглядов, которые утверждали, что женщина сама должна нести свой чемодан, негоже отдавать ношу мужчине, это унизительно. Такое осуждение правил этикета появились задолго до современных ортодоксальных феминисток.
На мой взгляд, все хорошо в меру. Многие женщины 19 века сделали полезные дела для развития общества, не впадая в крайности.
Английская карикатура на эмансипацию
Хочу отметить, что имущественных прав у женщин в России было больше, чем, например, в прогрессивной Англии. В России женщина могла получить наследство и распоряжалась своим приданным как пожелает. Приданое всегда было собственностью жены. Если супруги «разъезжались», то жена забирала свое имущество. Официально разводы были редки, обычно супруги расставались, разъехавшись по разным квартирам, и продолжали жить раздельно. Так было еще в начале 19 века, например, княгиня
Зинаида Юсупова-старшая и
Евдокия Ростопчина жили отдельно от законных мужей.
В Англии женщина не могла получить наследство, а приданое после свадьбы переходило в собственность мужа.
Английские страшилки о феминистках
Фиктивный брак давал свободу русской женщине, она официально считалась замужем и могла сама распоряжаться приданым-имуществом, употребив финансы и энергию на благое дело всей жизни.
В 1866 году в России появляется первый женский журнал «Женский вестник», в котором редактор и издатель была женщина А. Б. Мессарош, основной темной журнала стало - положение женщин в обществе.
В начале 20 века особой популярностью пользовался просветительский журнал "Женское дело", в котором печатались познавательные материалы.
У мужей науки было свое мнение о женском равноправии. Для них свободная женщина - это верная соратница, которая будет идти рядом с мужем к его цели. Например, идеал такой «боевой подруги» жена американского изобретателя Генри Форда, которая всегда была рядом с супругом и светила ему в подвале фонариком, пока он работал.
Такого мнения придерживался и русский врач Боткин, который выступал за права женщин, он организовал «Общину сестер милосердия св. Георгия» и медицинские курсы для женщин. Однако по его мнению, равноправие для женщины заключалось в помощи мужу исполнять медицинский долг.
В беседе упомянули знаменитых русских феминисток конца 19 века.
Мария Башкирцева (1858-1883)
Мария Башкирцева, художница, которая умерла от туберкулеза. Она училась живописи во Франции. Ей было всего 25 лет. Башкирцева оставила о себе память потомков благодаря своему дневнику, опубликованному после ее смерти. К сожалению, не все записи сохранились. Родственники уничтожили многие страницы, по их мнению "порочащие честь семьи".
Феминистка Мария Башкирцева, очаровательная молодая дама
Мопассан после смерти Башкирцевой сказал: «Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»
В дневниковых записях Башкирцевой отражены темы роли женщин в обществе, право не только на общественную жизнь и творчество, но и право на любовь.
Политические статьи в Париже Башкирцева писала под псевдонимом, идеи феминизма вызывали смех и осуждение в академии художеств, где она изучала живопись.
Валерий Брюсов, восхищаясь трудами Башкирцевой, писал: «Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она - это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами».
Такие разные фото
Автопортрет Башкирцевой
Картина работы Башкирцевой, "Девочка с зонтиком"
"Урок рисования"
Популярная тема уличных детей
Елизавета Дьяконова (1874-1902)
Дневник Башкирцевой оказал влияние на мировоззрение другой русской феминистки - Елизаветы Дьяконовой, общественного деятеля конца 19 века.
Дьяконова считала себя талантливее своей предшественницы, и критично отзывалась о дневнике Башкирцевой:
«Не понимаю, как могли заинтересоваться этим дневником за границей: Гладстон отозвался о нём как об одном из величайших произведений конца этого века. Другие превозносят эту книгу до небес, потому что в ней будто бы „весь отразился век, век нынешний, блестящий, но ничтожный“, и Мария Б. была его самой типичной представительницей.
Бедное XIX столетие! Оно отразилось в самолюбивом, слабом и безнравственном человеке! Неужели оно, подходя уже к концу, не заслужило лучшего сравнения?..
М. Б-ва, конечно, искренна в дневнике, она рисует себя такой, какая она есть. Её нельзя назвать талантливой, даровитость - вот её блеск. Но чудовищен этот ужасный эгоизм под блестящей прекрасной внешностью. Если дать прочесть эту книгу монаху, он скажет: „Заблудшая, несчастная душа“ - и, пожалуй, будет прав. Горько видеть, как увлекаются в наше время подобными книгами…
Вы не подумайте, что я пишу это от женской зависти. Мало ли на свете людей, более стоящих зависти!»
Дьяконова стремилась стать юристом, изучала право в Сорбоне, но не успела осуществить свои планы. Она погибла в возрасте 27 лет, утонула в болоте в районе Тироля - по пути из Австрии в Россию. Многие пытались объяснить гибель Дьяконовой самоубийством, но ее брат отрицал эту версию. Обстоятельства смерти Дьяконовой остались не выяснены. Брат Дьяконовой издал дневник сестры в 1902 году, книга имела успех в прогрессивном обществе.
Дневники Башкирцевой и Дьяконовой часто сравнивали.
Как писали «Петербургские ведомости»:
«Покойная Елизавета Дьяконова задалась тою же целью, что и Мария Башкирцева, написать „дневник“, который послужил бы „фотографиею женщины“, но у Башкирцевой получились негативы, несколько драматизированных, театральных поз, тогда как Дьяконова верна правде и реальна до последнего штриха».
Газета «Новое время»: «Прочитайте два тома интереснейшего „Дневника“ г-жи Дьяконовой! Во-первых, до чего всё это русское, „Русью пахнет“, если сравнить этот непритязательный „Дневник“ с гениально-порочным „Дневником“ полуфранцуженки Башкирцевой. Сколько здесь разлито души, дела, задумчивости, какие прекрасные страницы посвящены размышлениям о смерти. Сколько заботы о народе, детях, семье, - заботе не фактической (по бессилью), но, по крайней мере, в душе».
Мой пост о прошлой исторической встрече
Повседневная жизнь. Слезы и нервы О путешествиях в 19 веке будет следующая тема беседы общества «XIX век, светская культура». Кто хочет принять участие, пишите
Марии Дмитриевой И фото интерьеров кафе "Наш Питер", где прошла встреча
И, конечно, я
Обновления блога в моем
паблике вконтакте Мой facebook,
Мой instagram