Будучи в Ленинграде, зашел поинтересоваться совсем другим экспонатом, но, то, что стоит в одном из углов, привлекло моё внимание:
Модель купола, сделанная из чугуна в масштабе на том же заводе, где делали саму крышу и под руководством того-же мастера:
Очень заинтересовал меня сей артефакт. Если верить этому макету, крыша центральной части церкви состоит из двух цельнометаллических колец, соединенных между собой множеством радиальных фигурных балок. Большое кольцо лежит на несущих стенах и колоннах, малое держится на балках, которые упираются в прорезь по периметру. Идеальная схема. Именно так сделаны крыши наверное всех современных цирков, стадионов и круглых торговых центров. А уже поверх этой конструкции смонтирована рама барабана и шпиля. Вот как это выглядит в реале снизу:
Собственно, то, что находится ниже купола и на макете выглядит как кирпичная стена, по всей видимости, тоже имеет металлическую раму. Я сужу об этом потому, что вот эти вот огромные окна (высотой метров десять каждое) они металлические. Они как-то умудряются стоять вот уже двести лет и их при всех балтийских ветрах и огромной парусности до сих пор не выдуло. Я думаю, они крепятся к металлической раме. Но, это я отвлёкся. Вернёмся к раме купола.
На мой взгляд непрофессионала, конструкция добротная, надёжная, но, есть у неё один минус - для того, чтобы смонтировать такую крышу, нужно минимум пять стреловых кранов огромной грузоподъёмности. Ну, пусть четыре. Сначала поднимаем и кладём внешнее кольцо. Затем один кран поднимает и держит малое кольцо и потом три или четыре стреловых крана должны одновременно аккуратно подвести три или четыре балки и поставить их в распор. Потом несколько верхолазов с ключами поднимаются наверх, забалчивают или ставят заклёпки и, алга: три или четыре крана можно отпускать и одним не торопясь ставить оставшиеся балки.
Потом, правда, придётся ещё раз собрать все краны взад, чтобы повторить операцию с самым верхним поясом, но, там технология будет уже отработана и они сделают это играючи.
А если серьёзно, то стреловые краны должны быть реально просто невероятной грузоподъемности, ибо, работать им надо бы на огромных вылетах, ибо грузоподъемность, напоминаю, с увеличением вылета падает в геометрической прогрессии. Я сомневаюсь, что такие краны есть и сейчас.
Гораздо проще собрать такую конструкцию на земле, выставляя пирамидки из кирпичей и деревянных шпал. Тогда вполне можно было бы обойтись одним стреловым краном типа, например, МКГС-100. Или, даже, просто домкратами типа тех, какими путейцы поднимают вагоны.
Да, но, если мы соберём такую конструкцию на земле, она, по словам работников музея, будет весить окола ста тысяч тонн и тут мы уже встрянем по-взрослому: поднять такую херню даже сегодня навряд-ли кому удастся разом.
Наверное найдётся специалист, который скажет: дядя, всё это легко поднималось при помощи домкратов и полиспастов. Ты, дядя, разве никогда не видел, как поднимают опоры линий электропередач или вышек сотовой связи?! Видел, отвечу я. И, даже кое что сам поднимал лебёдкой. Да, лебёдка - великая сила и, теоретически можно было бы допустить, что вот эти балки поднимались лебёдками. Но, для того, чтобы поднять их лебёдками, нужны будут шарнирные соединения, относительно которых балки будут подниматься, а мы их не видим на макете от слова совсем. На обоих концах балок обычные площадки для болтового соединения. То есть, тут либо четыре мощных стреловых крана, либо собирать на земле.
То есть, задача не имеет решения, спросите вы? Собрать такую крышу дикие античные санктпетербуржцы не могли в принципе? И я вам отвечу: нет. Могли. Если гора не идет к Монферрану, значит, Монферран берёт гору и переносит её на стройплощадку. Смотрите: собор строился сорок лет. Это очень много. Очень. Это как евреи под руководством Моисея искали нефть. За это время можно было всю Рублевку пять раз перестроить. Что строители делали эти сорок лет?! А делали они, я думаю, вот что: они заполняли строящийся храм грунтом по мере того как росли стены. На уровне нескольких десятков метров они начали монтировать купол так, как будто они это делали на земле. У них не было никаких фантастических огромных деревянных лесов, которые, разумеется, не выдержали бы такую махину, а, вот, земля, которая зажата между четырьмя стенами - вполне. Косвенным доказательством служат чудовищной высоты двери храма. Зачем они? Да, затем, чтобы завозить стройматериалы в заполненный землёй храм. Таким образом, если монтировать купол на искусственной земляной площадке, это можно делать гораздо проще: тупо с помощью домкратов и полиспастов, как это делалось на стройках ещё каких то пятьдесят лет назад.
Ну, или можно взять множество воздушных шаров.