Для тех, кто пережил 1 сентября.
«Евгений Онегин» с иллюстрациями Елены Петровны Самокиш-Судковской.
С. 1. «Летя в пыли на почтовых»:
С. 2:
С. 7. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»:
С. 19:
С. 21:
C. 23. «Как жизнь поэта простодушна, как поцелуй любви мила»:
С. 30. «Явились. Им расточены порой тяжёлые услуги гостеприимной старины...». Эта иллюстрация заставила меня задуматься о том, что, пожалуй, Ольга гораздо лучше подходила Онегину, а Татьяна - Ленскому. И почему они не перезнакомились в другом порядке?
С. 42 «На отуманенном стекле заветный вензель О да Е»:
С. 46. «Я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё нежней»:
С. 59. «Таинственно ей все предметы провозглашали что-нибудь»:
С. 76:
С. 82:
С. 94. «И ей открылся мир иной»:
С. 109:
С. 116 «И, не сводя с него очей, от жадных уст не отымает бесчувственной руки своей»:
Любопытно знать, воспроизводят ли
одну из последних страниц в переизданиях? Наверное, нет.
Титульный лист, заставки и концовки к изданию рисовал другой художник - Александр Николаевич Лео:
Специалисты-искусствоведы работу художницы не жалуют: ...В наиболее широкой аудитории востребованными были те [иллюстрации], которые предназначались для читателей, воспринимавших «Евгения Онегина» как нравоучительный рассказ из обычной жизни, обрамлённый милыми штрихами любомудрия автора, в связи с чем в 1900-е годы очень популярно было издание романа поэта с иллюстрациями Е.П.Самокиш-Судковской. Книга впервые выпускается в 1908 году в Санкт-Петербурге издательством Р.Голике и А.Вильборг. Изысканные акварели художницы в духе салонного реализма по своей сути театрально-постановочны. Повсюду на страницах текста - символы искусств, любви и смерти. В рисунках доминирует романтично-идеализированный, сентиментально-чувственный подход к интерпретации пушкинского сочинения. Но располагающе-приятный антураж этих композиций не соотносим с идейной глубиной, богатством образов, поэтикой и красотой литературного творения Пушкина. Тем не менее «Евгений Онегин» неоднократно переиздаётся с иллюстрациями Самокиш-Судковской и в последующие годы
(источник).
В чём только её не упрекали: в излишней красивости, вырождающемся импрессионизме, неверной трактовке отдельных сцен (например, бал у Лариных показан в пышной дворцовой зале). Однако, судя по
многочисленности современных переизданий, читатель нашего времени говорит этим иллюстрациям: «мне ваша искренность мила».
Издание в открытом доступе:
Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837). Евгений Онегин / [Соч.] А.Пушкина; С ил. Е.Самокиш-Судковской; [Тит. л., виньетки и концовки: А. Лео]. - Санкт-Петербург : т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1908. - [4], 120 с., 1 л. нот. : цв. ил.; 25х24.
Примеры книг, проиллюстрированных Еленой Петровной Самокиш-Судковской, в электронной библиотеке РГБ:
Л.А.Чарская. Смелая жизнь: подвиги загадочного героя |
К.М.Станюкович. Вокруг света на «Коршуне»: сцены из морской жизни |
А.Ф.Кони. Фёдор Петрович Гааз: биографический очерк |
В.С.Новицкая. Безмятежные годы. Первые грёзы |
Коронационный сборник. Том 1; том 2 |
В.С.Махцевич (Новицкая). Хорошо жить на свете!: (из воспоминаний счастливой девочки); Кошечка-актриса