Слабоумие и отвага Свобода и безграничные возможности! В наше время любой и всякий может самостоятельно издать книгу и выбрать любое и всякое для неё оформление. Очень увлекательный процесс... и шанс спознаться со всеми «граблями» вёрстки, типографики и дизайна. Профессионалам-то они известны, а новичок будет долго гадать, что с его драгоценным первенцем вышло не так, почему томик, пришедший из типографии, не смотрится, не читается и в руках не лежит.
Ян Чихольд (1902-1974) - немецкий классик книжного искусства, типограф, дизайнер шрифтов, стилист набора, автор оформления знаменитых изданий Penguin Вooks, лауреат премии Гутенберга. На основе статьи из его сборника «Облик книги» мы не утерпели и написали полезную памятку со списком фатальных ошибок, не побоюсь сказать - книжно-оформительских смертных грехов, которые ни при какой погоде не должны присутствовать в приличном издании.
Осторожно, текст может расстроить тех, у кого уже есть изданные книги. А некоторых издателей он разозлит, поскольку у них ошибки возведены в систему.
Важное примечание: Ян Чихольд не обещает «сделайте так, и книга будет лучше продаваться». С помощью грамотного оформления, выверенного и освящённого веками книгоиздательского опыта, счётчик продаж не скрутить. Зато, следуя этим советам, вы привнесёте в мир больше гармонии и читательской радости. И книга ваша проживёт дольше.
Ошибка № 1: тяга к большим форматам. Никто не любит неоправданно большие, широкие и тяжёлые книги. Книга должна быть портативной! Книги шире 4:3, особенно квадратные, - уродливы и непрактичны. У слишком широких и у квадратных книг книжный блок спереди оседает. Книги шире 25 см трудно размещать и хранить на полках. Лучшие пропорции для книг - 3:2, золотое сечение (62:38) и 4:3.
Ошибка № 2: набор текста без абзацных отступов. Чихольд называет его нерасчленённым и бесформенным.
Ошибка № 3: глава начинается от верха левой страницы без дополнительных обозначений. Начало главы должно отбиваться широким белым пространством, обращать на себя внимание применением буквицы или другими способами.
Ошибка № 4: один-единственный кегль (то есть единый рисунок и размер шрифта) для всего издания. Читатель будет плохо ориентироваться в такой книге.
Ошибка № 5: белая бумага. Она мало того что неприятна для глаз - она портит зрение. Выбирайте для своей книги бумагу с еле видным оттенком цвета слоновой кости (но не кремовым). Об этом предостережении не знают даже весьма солидные издательства и, увы, многие детские!
Ошибка № 6: белый переплёт. Он сравним с белым костюмом - самой непрактичной и быстро пачкающейся одеждой на свете. А книга должна быть долговечной.
Ошибка № 7: прямой корешок. Корешки книг должны быть слегка закруглены. Книга с прямым корешком после чтения приобретает перекошенный вид, а её средние тетради выступают из обложки.
Ошибка № 8: огромные надписи, расположенные вдоль корешка. Помещайте их горизонтально. Не гонитесь за возможностью прочесть титул с большого расстояния. Думайте не об интересах продавца книги, а об интересах её будущего читателя и владельца.
Ошибка № 9: непростительное отсутствие титула на корешке для книг, если ширина корешка равна хотя бы 3 миллиметрам. Кроме того, на титуле обязательно надо указать фамилию автора. Книгу без титула на корешке трудно найти на полке, а фамилия автора определяет место книги в ряду себе подобных.
Ошибка № 10: неумение правильно применять средства выделения - капительные буквы, курсив, разрядку, полужирный шрифт и кавычки. Эти средства служат не для усиления выразительности, а для членения текста и оформления разных видов информации. С одной стороны, они обязательно должны присутствовать в книге, при условии правильного использования. С другой стороны, нельзя ими злоупотреблять или налегать на них там, где автору недостало писательского мастерства.
Главное вы теперь знаете. Создавайте прекрасные книги и
с 24 декабря приходите на Большую выставку РГБ «Книга глазами дизайнера», чтобы вдохновиться лучшими образцами книжного искусства.