Гармоника, или гармошка, развилась из свитка, который, вместо того чтобы сворачивать, стали складывать в узкие странички, расположенные стопкой. Возникла под влиянием индийского книгопечатания. В зависимости от направления строк различают два вида гармоник: в вертикальных строки идут параллельно ширине бумажной полосы, в горизонтальных - параллельно длине бумажной полосы.
Свитки можно было читать только последовательно перематывая, что предполагало неторопливое и внимательное восприятие текста. Гармонику стало возможно быстро листать, с большей лёгкостью находить необходимое место в рукописи, знакомиться с содержанием бегло и выборочно. Однако свиток ещё долго считался наиболее солидной и достойной образованного человека формой книги. По мнению китайских учёных, тексты философского и исторического характера, равно как и поэтические, следовало не пробегать глазами, а читать вдумчиво и не торопясь, чтобы можно было осмыслить и прочувствовать каждое слово.
«Слово о живописи из Сада с горчичное зёрнышко», 1818:
В гармониках могла использоваться вихреобразная (вихревая) брошюровка: при изготовлении такой книги брали лист бумаги, складывали его пополам, одну половину приклеивали к первой странице гармоники, вторую - к последней, и читатель мог, не отрывая пальца, пролистать до конца и вернуться в начало книги (отсюда и название). Недостатком гармоники было то, что в местах сгибов бумага быстро изнашивалась, и появлялись разрывы.
Цзюани-свитки состояли из бумажной полосы (склеенной из листов бумаги) с текстом на одной стороне, бумажного листа-обёртки в начале свитка, оси для намотки свитка, лучинки, вклеенной в передний край для его укрепления, и завязки.
По пять-десять гармоник связывали стопками (цзюань - слово, хорошо знакомое поклонникам Хольма ван Зайчика). Для различения размещённых на полках книг служили подвешенные к цзюаням бирки с названием произведения, а также цвета завязок и футляров.
Несмотря на то что основным видом брошюровки в XX веке стал кодекс, китайские издатели до сих пор иногда создают книги в традиционной форме. Алмазная сутра, Тайбэй, 2010, факсимиле издания 1341 года:
Дополнительная литература:
Меньшиков, Лев Николаевич. Из истории китайской книги. - Санкт-Петербург : Изд-во «Нестор-История» СПб ИИ РАН, 2005. - (СПб.: Типография «Нестор-История»). - 320, [3] с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-98187-079-6 (В пер.). Полная оцифрованная копия доступна в читальных залах РГБ и всех библиотек-партнёров НЭБ.
Ещё одно название гармоники: складень. Больше примеров смотрите на мини-выставке к лекции
«Что такое иероглифы»