rijkaвыложила в комментариях фотографию византийского Евангелия-тетр из музея Бенаки, с выставки «Шедевры Византии» в Третьяковке - XIII век! - и спросила, что это за металлические штырёчки.
[Я отправилась в Музей книги РГБ...] Я показала фотографию и выставочную этикетку Марии Борисовне Золотовой из Музея книги РГБ. Её мнение было таково.
Трудно судить о книге однозначно по фотографии, тем более с такого ракурса, виден только торец, чтобы говорить с уверенностью, необходимо взять книгу в руки, смотреть de visu.
Скорее всего, у книги отреставрирован корешок блока и корешок переплётного покрытия (на фото зелёный и бежевый). Тот элемент, о котором Вы спрашиваете («штырьки»), можно назвать третьим корешком - корешком оклада. Он мог быть дублирующим корешок переплёта декоративным элементом или же мог выполнять защитную функцию, способствовать конструктивному усилению, на фото видно, что он с лёгкостью меняет форму и даёт книге в окладе раскрыться. Изготовлен он столь нетипичным способом (насколько можно различить, это металлические стерженьки с обвязкой), что для такой технологии у историков книги и книговедов нет специального названия, мы не знаем, единичный ли это пример оформления книги или этот способ был распространён в прошлые века, а теперь забылся, не знаем также, к какому веку относится эта деталь, когда она была добавлена, ведь переплёт этой уникальной книги мог неоднократно подвергаться переделке.
По совету Марии Борисовны я показала эту фотографию также сотрудникам отдела рукописей РГБ (ведь это Евангелие - именно рукопись, ещё не печатная книга). Елена Сергеевна Колмановская из ОР высказала примерно те же самые мысли и тоже особо подчеркнула, что по фотографии можно делать только предположения, а не окончательные выводы.
Подробнее об этом экспонате, одном из трёх главных на выставке, можно почитать в журнале «Фома» (эту ссылку тоже привела rijka). Пример, безусловно, необычный, красивый и интересный, спасибо за него.