К 125-летию Маяковского. Его первые книги

Jul 19, 2018 09:04


Обратите внимание на мой юзерпик в лунном свете, для сегодняшней записи он пригодится как никогда. Можно любить Маяковского, можно не терпеть, но разглядывать его книги, особенно самые ранние, - занятие увлекательное. Может быть, это прозвучит неожиданно, но первые издания Маяковского интереснее всех остальных первых изданий поэтов, когда-либо показанных в блоге. Здесь читателя подстерегает больше всего неожиданностей по сравнению с привычным, каноническим видом сборников и собраний сочинений.

Требник троих : Сборник стихов и рисунков / Хлебников. Маяковский. Бурлюк. - Москва : издание Г.Л.Кузьмина и С.Д.Долинского, 1913. - 87 с., 15 л. ил.; 22 см.
Портрет из книги анфас:



На следующей странице - в профиль:



Наборщик превратил текст в бессмыслицу (вместо «графши» надо «графишь»):


(Здесь и далее кое-где годы изданий приведены по внешним источникам.)

Владимир Маяковский: Трагедия в 2 д. с прологом и эпилогом. - Москва: Первый журнал русских футуристов, 1914. - 44 с., 7 л. ил.; 17 см. - (Футуристы). - Подзаголовок обложки: Трагедия Владимира Маяковского, шедшая в 1913 году в театре «Луна-Парк» (Петербург).
2 д. - здесь не противопоставление «3D», а «два действия». Как автор рисунков указан «Д.В.Бурлюков» - это, конечно, Давид и Владимир Бурлюки. Текст пьесы набран без пунктуации, зато с безудержным применением акциденции: разными шрифтами, кеглями, с выходом за строку.
Тут нам электронная книга даёт возможность охватить взглядом общую картину. Видите, что творится?



Одна из страниц:


Одна из иллюстраций - котик и строгие штампы. В пьесе есть действующее лицо «Старик с сухими чёрными кошками» - сухие они потому, что при поглаживании сухой кошки можно извлечь электрическую искру:


Облако в штанах : Тетраптих. - Петроград : Издал О.М.Брик, [1915]. - 64 с.; 17 см.
Весь текст набран прописными буквами. Знаков препинания почти нет, это позже в собраниях сочинений появятся аккуратные многоточия, тире и точки с запятой. В сущности, лесенка здесь уже легко угадывается - но пока не придумана.
Посвящение:


Первая страница:


А цензуры-то, цензуры! И это в 1914 году, хотя в 1905 с цензурой стало гораздо проще. Одна из полностью «зарезанных» страниц:


Простое, как мычание : [Сборник стихотворений]. - Петроград: «Парус» А.Н.Тихонова, 1916. - 118 с.; 22 см.

Флейта-позвоночник : Поэма. - Петроград: Взял, 1916. - 16 с.; 24 см. - Орфография титульного листа и текста смешанная.
Издательство «Взял» (!). Пунктуации стало ещё меньше - даже на концах строк её нет. (Многие поэты - наши современники пишут без пунктуации - интересно, после смерти их всех тоже переиздадут с аккуратно расставленными корректорскими запятыми?) «Смешанная орфография» означает, что от старой орфографии остались только яти. Цензура продолжает свирепствовать. В словосочетании "небесный Гофман" вычеркнули слово "небесный", не говоря уже о любых упоминаниях Бога, религиозных сюжетов и церковной терминологии.


Война и мир : [Поэма]. - Петроград : Парус, 1917. - 48 с.; 22 см.


У Льва Толстого было «Война и миръ» (в значении «невойна», «La guerre et la paix», «War and peace»). Титульный лист «Войны и мира», 1880:


Маяковский использовал вариант через i, то есть «Война и общество». После орфографической реформы это противопоставление остаётся описательно пересказывать, как непереводимую игру слов.
Стихи то и дело перемежаются нотами.




Тут я нарушу хронологию. Обличительные антивоенные стихи Маяковского помнят хорошо. Гораздо хуже помнят плакаты, при создании которых Маяковский выступил в роли военного агитатора. У нас в каталоге красиво выстраивается подборка из 34 военных лубков 1914 года. Художники - Лентулов, Малевич, Горскин. Маяковский. Автор подписей в каждом случае - Маяковский.
Для примера:


Подписи такие:
Эх султан сидел бы в Порте, дракой рыла не попорти.
Эх ты, немец, при да при же, не допрешь, чтоб сесть в Париже
Немец рыжий и шершавый разлетался над Варшавой, да казак Данило Дикий продырявил его пикой.
У союзников французов битых немцев полный кузов.
Глядь, поглядь, уж близко Вислы немцев пучит, значит кисло!
Живо заняли мы Галич, чтобы пузом на врага лечь.

Человек; Вещь. - [Москва : Асис, 1918?]. - 61 с.
Обложка работы Маяковского:


Посвящение то же:


Два года назад тут бы всё вымарали:


Мистерия-буфф : Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским. - Петроград : Свобода, 1918. - 79 с.
Оцифрованная обложка сильно обрезана:


Некоторые окна РОСТА 1920-1921 годов и собравший их альбом:
Грозный смех. Окна сатиры РОСТА : [Альбом] / В.Дувакин. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1938. - XVI, 126 с., 2 отдельно сброшюрованных приложения: ил.; 30 см.
Вот так они выглядели:


150 000 000. - Москва : Гос. изд-во, 1921. - 70 с.; 18 см.

За 1923 год в печати появилось рекордное количество сборников и отдельных стихотворений - у нас в электронной библиотеке целых семь оцифровок!

Солнце : Поэма. - Москва ; Санкт-Петербург : Круг, 1923.
Эта иллюстрация мне больше всех понравилась:


Про это / Фотомонтаж обложки и иллюстраций конструктивиста Родченко; фотография Вассермана, Капустянского и Штеренберга. - Москва ; Петроград : Государственное изд-во, 1923. - 50 л. ил.; 23 см. - На титульной странице: Ей и мне.


За всеми иллюстрациями очень рекомендую пойти по ссылке. Мне бы хотелось здесь показать каждую, но тогда надо выделять для них отдельную запись в блоге. Только одна, последняя:


Для голоса. - Берлин : Государственное издательство, 1923. - 61 с.
Одна из самых выдающихся по оформлению книг:


Содержание вырубкой, как в телефонной книге:


Названия стихотворений выглядят так:


А иллюстрации - так:


Маяковский улыбается. Маяковский смеется. Маяковский издевается. - Москва : Круг, 1923. - 98 с.


Здесь поэт уложил колючую политическую сатиру в аккуратные четверостишья-катрены. (Мы всё ждём, когда же появится лесенка.)

Маяковская галлерея. - Москва : Красная новь, 1923. - 63 с.


Титульный лист:


И вот где наконец-то, впервые во всём просмотренном, лесенка обнаружена:


Стихи революции. - Москва : Красная новь : Главполитпросвет, 1923. - 98 с.; 17 см.

Лирика. - Москва ; Петербург : Круг, 1923. - 93 с.; 19 см.

Рассказ про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей: (Кодекс законов о труде) : [в стихах] / Маяковский, Третьяков, Адливанкин. - Москва : Труд и книга, 1924. - 47 с. : ил.; 18 см.


Инфографика и статьи законов, указанные прямо рядом со стихами:


Два поэтических тревелога.

Париж. - Москва : Московский рабочий, 1925. - 40 с.


Испания. Океан. Гаванна. Мексика. Америка. - Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1926. - 90 с.


Всё больше стихотворений издаётся отдельными книгами.

Сифилис : [стихотворение] / обложка и монтаж А.Родченко. - Тифлис : Заккнига, 1926. - 15 с. : ил.; 18 см.

Разговор с фининспектором о поэзии. - Москва : Заккнига, 1926. - 14 с.: ил.


Задняя обложка с размещённой на ней рекламой:


Сергею Есенину / Обложка и монтаж А.Родченко. - Москва : Заккнига, 1926. - 15 с.: ил.


Одна из иллюстраций Родченко:


Нос. - Москва : Федерация, 1928. - 107 c.
Называя этот сборник, Маяковский опять обыграл классику. «Но.С.» расшифровывается на титульном листе как «Новые стихотворения».


Фронтиспис:


Владимир Маяковский : Работы по изобразительному искусству: рис. и текст / Вступ. статья О.М.Брик ; Ред. Б.Катаньян. - Москва : Гос. изд-во изобраз. искусства, [1932?]. - 287 с. : ил.; 25 см.
В уже посмертном чёрно-белом издании воспроизведены портреты, эскизы декораций, лубки, плакаты и другие графические работы.
Фронтиспис:


Оцифровки бумажных изданий особенно важно для стихов с лесенкой, которую в интернете трудно отформатировать. Сайтов, на которых содержатся стихи Маяковского, много, но далеко не на каждом озаботились точным оформлением. В электронной библиотеке РГБ в открытом доступе находятся два многотомных собрания сочинений Маяковского, где можно сверить цитаты, их точность и написание, и найти редкие тексты.
Один его день, конец перечисления:


И, наконец, отдельная подборка ссылок на красочные иллюстрированные издания для детей 1920-х - 1930-х годов:

История Власа, лентяя и лоботряса / Рисунки Н.Ушаковой. - Москва : Молодая гвардия, [1927].

Эта книжечка моя про моря и про маяк / В. Маяковский ; Рисунки Б. Покровского. - Москва : Молодая гвардия, 1927.

Что ни страница, то слон, то львица / Рис. К. Зданевич. - Тифлис : Заккнига, [1928]. - [14] с. : цв. ил.; 28 см.

Конь-огонь : [стихи для детей] / В. Маяковский ; рис. Л. Поповой. - [Москва] : Гос. изд-во, 1928. - [11] с. : цв. ил.; 24 см.

Кем быть / В. Маяковский ; Рис. Н. Шифрин. - Москва : Государственное издательство, 1929.

Что такое хорошо и что такое плохо? / В. Маяковский ; Рисунки Алексея Лаптева. - Москва : Государственное издательство, 1930.

Детям / В. Маяковский ; рис. Д. Штеренберг. - [Москва] : Молодая гвардия, 1931. - 47 с. : ил.; 22 см.

Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится? [Текст] : [стихи для детей среднего возраста] / Маяковский ; рис. Т. Мавриной. - Москва ; Ленинград : Огиз - Молодая гвардия, 1931. - 16 с. : ил.; 17 х 12 см.

Что такое хорошо и что такое плохо [Текст] : Для дошкольного возраста / В. Маяковский ; Рис. В. Ивановой. - Москва : Детиздат, 1936 (ф-ка детской книги). - Обл., [16] с. : крас. ил.; 29х22 см.

Для меня многое из найденного стало неожиданностью. Надеюсь, и для вас тоже.

списки литературы, уникальные книги, иллюстрации, плакаты

Previous post Next post
Up