«Сотрудники, которым ничего не интересно, книги, которые никто не хочет читать»! Обидно, но кое в чём справедливо, ведь традиционных форм работы с читателем в районных библиотеках явно недостаточно...
А в
интервью 2012 года критик выразился намного резче: «огромное количество» московских библиотек назвал «антиобщественными местами», а в целом всю нынешнюю библиотечную систему - «адом».
Как уверил меня завсегдатай «Фаланстера», это замечательный книжный с хорошими ценами и сайтом-фикцией, на котором нет и сотой части ассортимента. Но его соучредитель решил заняться не оптимизацией онлайн-продаж своих бумажных книг, а спасением московских районных библиотек. Дело безусловно благое, разве кто против! Только после громких и радикальных интервью остаётся странное впечатление: будто бы владелец книжного бизнеса как-то излишне прямолинейно собирается сызнова приучать бывшего и небывшего читателя к бумажной книге. Для начала профана надо залучить в храм чтения, а там он машинально возьмёт шелковистый томик в руки, обрадуется забытым тактильным ощущениям, заведёт абонемент себе, ребёнку или бабушке... А со временем начнёт бумажные книги уже и покупать.
Полгода назад Б.Куприянов формулировал пути преобразования библиотек более определённо:
...Сделать из библиотек городские гостиные, куда горожанин приходит как домой и чувствует это место своим. Увеличивайте общественно доступное пространство библиотек. Делайте свободный доступ к фондам. Уничтожайте архаическое, докомпьютерное деление фонда на абонемент и читальный зал. Изменяйте время работы. Создавайте нормальное комплектование. Работайте с окрестностями. Вводите новые критерии оценки работы библиотек. Сделайте общедоступный электронный каталог и так далее. Более 50 рекомендаций.
Московская библиотека № 239. Отличается от большинства отсутствием железных дверей и решёток
Среднестатистическая московская библиотека глазами Бориса Куприянова :)
Что осталось от этих планов к 2013 году, что дожило до осуществления? В новом интервью конкретики и конструктива стало меньше. Зато обличения варьируются, повторяются и множатся, обличать - дело нехитрое.
Библиотечное сообщество Рунета реагирует на провокацию вежливо и сдержанно. Например, под интервью 2013 года можно увидеть резонные возражения директора районной библиотеки им.Чехова В.Мурзиновой. Упомянуть о положении дел во вверенном ей «антиобщественном месте» Вера Вадимовна постеснялась. «Чеховка», кстати, расположена на Страстном бульваре, в пяти минутах ходьбы от «Фаланстера». Что ж, посмотрим на один из пережитков советской эпохи… И обнаружим, что на
сайте библиотеки кипит жизнь: свежие мартовские анонсы, действующий электронный каталог, почти каждый день - презентации книг, открытие выставок, концерты, литературные вечера.
А вот как выглядит
сайт «Фаланстера». Ближайшее событие датируется… серединой 2011 года,
«каталог» представляет из себя кое-как сгрупированную подборку рецензий, большинство разделов сайта пустуют. Так и хочется спросить, что же логичнее «реинкарнировать» и приблизить к читателю Б.Куприянову в первую очередь - собственный книжный магазин или библиотеку?
Допустим, всё же библиотеку. Кажется, самые упорные апологеты запаха типографской краски и шелеста страниц уже поняли, что предметная форма меняется от табличек через кодекс к файлу на читалке и фантастическим «кристаллам» будущего, но книга - пребывает. А что такое библиотека? Есть ли у неё границы? И в каком качестве ей пребыть, чтобы не раствориться окончательно среди интернет-кафе и спортбаров? Есть мнение, что рядовой библиотеке уже недостаточно предоставлять помещение для мероприятий, учебных курсов, семинаров, концертов - она должна делать ещё более решительные шаги наперерез ускользающему читателю. Всего один шаг остался до превращения в кафе или клуб (какое же собрание или дискуссия без лёгкого перекуса?), винтажно оформленный каталожными шкафчиками и рядами корешков. А библиотекарю надлежит по совместительству освоить навыки преподавателя компьютерных курсов, сисадмина и буфетчика. И тогда 30-40-летние придут в библиотеку - общаться, но в то же время читать. Господа запойные читатели - как вы отнесётесь к идее читать и одновременно общаться? А читать там, где общаются?
Визуальный мем из группы вконтакте «Филологическая дева». Наглядно показывает отношение читателей к размыванию границ библиотеки
Единственный безусловный сдвиг, который мне бросился в глаза, - упоминание о ридерах и бумажных книгах для инвалидов, это начинание достойно всемерного уважения, но масштаб у него сиротливый - одна-единственная библиотека из пяти «реанимируемых», из пяти сотен существующих... Как будто исход этого эксперимента под вопросом: кто их знает, этих инвалидов, вдруг им книги не нужны? Между тем инвалиды по зрению (их в Москве более 10 тысяч, по двести человек на каждую библиотеку) с огромными трудностями, преодолевая московские хляби, светофоры и парковки на тротуаре, добираются до своей единственной
РГБС, чтобы обменять свои, особые аудиокниги, а тех катастрофически не хватает - ни по количеству (за новинками - очередь), ни по ассортименту. Между тем в больницах, роддомах и тому подобных заведениях - в лучшем случае две полочки растрёпанной макулатуры на отделение. В том числе в психиатрических больницах, где нельзя читать с телефона и выходить в интернет. Я уж не говорю о маломобильных пенсионерах, которые до магазина ещё дойдут, а вот до библиотеки - сил уже не хватит. Вот где поле для инициативы - но для инициативы самих библиотекарей, а не приглашённых любителей жуков или трудовых мигрантов. А кто возьмётся создавать точки свободного обмена книгами везде, где только можно, вплоть до каждого подъезда? Вряд ли это будут власти или мифические районные активисты. Мне кажется, бороться надо прежде всего за расширение возможностей и пространства для манёвра работников библиотеки, тех самых, которые якобы «съели» 70% финансирования и распугали всех читателей. Звучит не так революционно, зато принесёт больше отдачи, чем попытки заманить в свои стены стойкого «неуловимого Джо» 30-40 лет, который давно и безвозвратно перешёл на epub для iPad или аудиокниги для автомагнитолы. Для коллекции, что ли, потребна всем голова этого Джо, чтобы прибить над кафедрой и продемонстрировать начальству?
Bucherwald, «Книжный лес», - берлинская сеть свободного книгообмена
Уличная точка свободного книгообмена в Красноярске
Сравним ещё: в тех же «Московских новостях» есть ссылка на
интервью с директором «Некрасовки» О.Чувильской, и посмотрите, как убедительно выглядит список уже осуществлённых (без всяких ломок и революций) проектов: «Детская кафедра», игровая комната с библиотекарями-психологами, «Летняя читальня», ориентация научной библиотеки на приучение к книге подрастающего поколения - какие молодцы! Скажете, и «Некрасовка», и «Чеховка» - библиотеки из ЦАО? Уверяю вас, если вы заглянете в свою районную или в ближайшую детскую, увидите там приблизительно такой же график мероприятий для детей, пенсионеров, любителей культуры. Но главное, все инициативы библиотекарей будут связаны именно с книгой и чтением. А не с рыжехвостыми метеоритами филателистов сиамской породы.
Юлия Семёнова
Комментарии:
Ekaterina Shibaeva 16 марта 2013 г., 16:12
Добрый день, Юлия! Приятно, когда на библиотечные темы на библиотечных блогах появляются острые полемические материалы, написанные хорошим журналистским языком. Поэтому я верю, что Ваш пост соберет множество "лайков" и разнесется по социальным сетям среди библиотекарей самым широким образом.
Но именно это не позволяет мне промолчать по нескольким вопросам.
1. Интернет сайт магазина Фаланстер никак не может быть критерием оценки эффективности знаний и опыта его владельца. Во-первых, потому, что г-н Куприянов не менеджер магазина, а его владелец. А во вторых потому, что создание и ведение на сайте магазина - это инструмент повышения эффективности продаж и посещений, а с продажами в Фаланстере намного лучше чем с посещениями у большей части московских районных библиотек.
2. Думаю, Вы прекрасно понимаете, что интервью популярному изданию далеко не всегда содержит 100% мнения интервьюируемого, и большей частью редактируется в угоду политике редакции. Поэтому судить о проекте на основании нечастых комментариев на мой взгляд достаточно рискованно.
Если у Вас есть искреннее желание понять, что именно г-н Куприянов планирует предпринимать в библиотечной сфере, модно послушать на видеозаписи заседения клуба "Как пройти в библиотеку", опубликованного как раз на этой неделе:
http://www.youtube.com/v/LSHXyjSJw8I?version=3&autohide=13.Уменьшение интересных идей по возможному реформированию библиотек, на мой взгляд, связано с тес, что Б.Куприянов из человека "интересующегося" тематикой библиотек, стал человеком "при должности", и теперь выссказывается только о тех направлениях, в которых новая команда планирует работать (кстати, команду он не возглавляет)
4. Согласно уверениям Б.Куприянова, деятельность нового библиотечного центра не затрагивает систему центральных библиотек, а будет направленна на поддержку ЦБС. Кроме того, готовясь к реализации проектов, они проводят независимые исследования, которые должны помочь объективно оценить достоинства и недостатки современных районных библиотек.
5. И последнее - очень многие представители библиотечной общественности соглашаются с тем, что для выживания в современной среде многим (не обязательно всем, но многим) библиотекам предстоит взять на себя новые функции культурно-просветительского центра. Поэтому осуждать за то, что такая общераспространенная идея облачается в красивые слова, на мой взгляд приводит не к поиску истины, а лишь к увеличению посещаемости Вашей страницы.
Екатерина Шибаева
blog.shikate.ru
Анонимный 16 марта 2013 г., 17:12
Прекрасна идея с марками и котами в библиотеках! Сразу вспоминается замечательный рассказ А.П. Чехова про одного любителя просвещения, который решил открыть в своем родном городе книжный магазин. Поскольку покупатели все время спрашивали перья и тетради, он добавил к книгам отдел писчебумажных товаров - как нужных вещей для просвещения. Затем появились развивающие игрушки для детей, спорттовары, посуда (ведь красивые вещи способствуют просвещению!), пришлось добавить и бакалею, и другие нужные людям вещи, на которые был спрос. Торговля пошла отлично, места стало не хватать, и книги пришлось сначала задвинуть в дальний угол, а потом, с расширением ассортимента, грустно пылящиеся в углу книги и вовсе были проданы по пять копеек за пуд.
Л.И. Щеголева
Юлия Семёнова 16 марта 2013 г., 21:25
Екатерина, спасибо за Ваш ответ. Упрёк в дешёвом популизме - обоюдоострое оружие, его можно обратить против любого, кто включает в подпись URL своего ресурса, даёт интервью о своих планах, да вообще высказывается в публичном пространстве. Называть запись в блоге журналистикой не стоит, не тот уровень и не та ответственность, я всего лишь высказала свои личные эмоции и мысли. Если эта запись приобретёт какую-то гипотетическую популярность - это будет означать лишь то, что не я одна так думаю и чувствую. И не я задавала тон - я, увы, всего лишь приняла эстафету.
Могу повторить совсем простыми словами, без всяких вывертов и метафор: глядя со стороны, я не понимаю, зачем привлекать в районную библиотеку ту часть читающей аудитории, которой её фонды и возможности не нужны. Фатально, необратимо, безнадёжно - не нужны. При этом есть огромное количество людей, которые временно или постоянно нуждаются именно в бумажной, именно в библиотечной книге, в том числе это мигранты и инвалиды, но я перечислила и другие группы. Далее, я не понимаю, почему сдача части библиотечных помещений в аренду (потому что под чужедивным сочетанием "зона коворкинга" подразумевается всего лишь оборудование микроофиса, "выносного" рабочего места для фрилансера), превращение библиотеки в гостиную, переговорную, ресторанный дворик и т.п. преподносится как её "спасение". Зачем отрицать и умалять работу, которую библиотеки уже и так ведут. Перед тем как писать, я полистала библиотечные блоги своего округа - сплошь фотографии мероприятий для детей и пенсионеров. На их месте непременно должны быть представители среднего класса средних лет? И разные другие "зачем".
Говоря о Неуловимом Джо, я говорила в том числе о себе. Каждый день я, активно читающая мама активно читающего ребёнка, прохожу мимо двух районных библиотек, детской и взрослой. Действительно антивандальные решётки на окнах, железные двери, жалюзи, не самый приветливый вид. Но даже если завтра всё это снять и украсить библиотеку воздушными шариками и подсветкой, я туда не пойду и не запишу туда своего ребёнка. И в то же время никакие решётки не смущали меня в те далёкие времена, когда я посещала такие библиотеки. Как наши "двери-убийцы" :) не останавливают посетителей Ленинки. Не в решётках дело.
Большое спасибо за ссылку на ютьюб - которая безусловно прибавит этому видео популярности :) Сожалею, но я, будучи большим нелюбителем видео, нахожу, что тратить два часа на получение информации, с которой можно было бы ознакомиться за 10 минут в виде текста, - слишком неэкономное времяпрепровождение. Кроме того, если у меня возникнут вопросы и к видео, всегда можно сказать, что любое выступление на телевидении не содержит 100%-ного мнения выступающего и редактируется/урезается/автоцензурируется в угоду третьим лицам, - это оправдание универсально. Если такая расшифровка есть или появится, я обязательно её изучу, мне интересно. Если нет или не появится - не обессудьте, но это недоработка реформатора и его сотрудников (соратников? команды? я не знаю, с кем он работает, а Вы уже дважды указали, что он не отвечает полностью ни за собственный магазин, ни за библиотечный эксперимент). Видимо, Борис Александрович считает излишним и присутствие в интернете своего бизнеса, и представление своих реформ. Также я не понимаю, почему бы ему не привести полный текст всех 50 рекомендаций московским властям, почему бы не осветить ход реформы полнее и без посредничества интервьюеров, как делает, например, Максим Кац с реформами транспорта и городской среды? Выложить тексты и сканы, отчитаться о результатах переговоров на сайте или в блоге может сейчас любой. Если этого нет, а есть интервью - не надо удивляться, что идёт реакция именно на интервью.
Анонимный 16 марта 2013 г., 21:13
Блестяще! Очень актуально, свежо, остроумно и информативно.
Спасибо за обзор и обсуждение.
Дмитрий Эпштейн 17 марта 2013 г., 21:26:
1. Г-н Куприянов, возможно, перспективнейший модернизатор, но владелец современного книжного заведения без ЭК - это сапожник без сапог. Его инвективы могут быть вполне справедливы, но звучат они комично. Как если бы г-н Куприянов (см. фото) принялся порицать сборную легкоатлетов за недостаточную резвость. «Пыльное помещение» - это же в точности про «Фаланстер»! Там пыльно, тесно, вход из помойной подворотни, на лестнице ноги переломать можно. Самая захудалая районка покажется по сравнению с «Фаланстером» хрустальным дворцом. При этом подбор книг превосходный, цены божеские, а продавцы знающие и любезные. Ради этого покупатели готовы терпеть неудобства. По-своему логичная модель: экономить на помещении, сохраняя доступность. Этой же модели вынужденно придерживаются и в районках, да еще и ЭК умудряются вести. Ну а при должном финансировании можно ориентироваться на такой образец:
http://tour.rgub.ru/2- 4. При каждом серьезном и затратном проекте имеется личность, работающая в эпатажном стиле (например, Кирилл Фролов при «Программе-200»). Задача таких персонажей как раз и состоит в том, чтобы мельтешить перед публикой, вызывая огонь критики на себя. Следите за руками: разобиженные обвинениями в очковтирательстве тетушки в вязаных кофточках накопают на Куприянова встречный компромат. Например, припомнят ему уголовное дело за распространение порнографии (на мой взгляд, несправедливое и сфабрикованное). И заполыхает в сети очередной холивар, под дымовой завесой которого будут решаться вопросы. Решаться совершенно другими людьми - исходя из политической целесообразности и с учетом конкретных экономических интересов. Речь идет о переделе высвобождающихся площадей московской недвижимости. Тема эта опаснее любой политической крамолы, и тут я благоразумно умолкаю. Лучше попробую порассуждать о политической целесообразности с точки зрения генерального заказчика. В наличии, как совершенно справедливо пишет Борис Куприянов, «необыкновенная сеть с гигантским потенциалом, практически равномерно распределенная по городу». Вы уверены, что власть в самом деле заинтересована в мобилизации гражданского потенциала, который она не сможет надежно контролировать? Предположим, эксперимент по реанимации гигантской сети удался: в шаговой доступности у каждого москвича появился социальный клуб, оборудованный современной системой коммуникаций, с помещением для собраний. Первыми посетителями станут пенсионеры, любители кошечек и т.п. (здесь я готов согласиться с Юлей). А вот по поводу дальнейшего развития сценария хотелось бы с Юлей поспорить. Однажды в преображенную районку случайно забредет тот самый неуловимый Джо с айпадом - представитель среднего класса в активном возрасте. Расскажет о чудесных переменах друзьям и соседям. Они соберутся на очередную выставку книжечек про кошечек, но после окончания мероприятия останутся в удобном зале - обсудить, например, проблемы ЖКХ. На этой общей почве образуется локальное сообщество, а общественный клуб вскоре превратится в гражданский штаб. Умножьте на 480, прибавьте кумулятивный эффект. Вопросы возникнут уже не к управдому, а к районным, затем городским властям - и далее по нарастающей. Кошечка обернется тигром.
metiers bella 18 марта 2013 г., 11:49
в своём болоте - всё зашибись, да?
вы никак не можете заглянуть в зеркало и увидеть собственное безобразное отражение.
вы, библиотекари, всего боитесь: признать поражение, перемен, идей, личностей.
вы - дополнение к ковру и пыльным каталогам.
вы - труха и разруха в головах. вас все боятся и презирают.
начинать надо только с себя. с самих себя.
и тогда никто не будет нужен для перемен и привлечения нормальных людей к книжной сокровищнице. они сами потянутся к вам.
начинайте с главного - с себя.
Анонимный 18 марта 2013 г., 12:20
Кафкианская картина: мы, библиотекари, всего боимся, но в то же время все боятся нас! ))) Впору возгордиться.
Сударь или сударыня, поверх болота не стелют ковры, в болоте нет ни пыли, ни трухи, и там неоткуда взяться зеркалу!
Дисциплинируйте поток своих метафор, и, возможно, Вы будете убедительнее. А если начнёте использовать в разговоре не только эмоции, но и факты, примеры, конкретные идеи, - Ваши реплики обязательно заслужат больше внимания.
Начинайте с главного - с себя.
metiers bella 18 марта 2013 г., 12:30
"Сударь или сударыня, поверх болота не стелют ковры, в болоте нет ни пыли, ни трухи, и там неоткуда взяться зеркалу!"
В том-то и дело ))
Анонимный 20 марта 2013 г., 8:41
Эксперимент на местах идёт полным ходом:
"Заведующая сдает помещение библиотеки для проведения банкетов в рабочее и нерабочее время. Сотрудники библиотеки вместо своих прямых обязанностей фактически работают официантами. Обслуживание читателей, соответственно, идет побоку. При постоянной беготне с подносами обслуживать читателей просто не успевают. Частенько сотрудники вынуждены оставаться после рабочего дня для обслуживания очередного банкета. Большая часть мероприятий - со спиртным, независимо от присутствия в библиотеке читателей. В общем - истинный очаг культуры..."
Отсюда:
http://antijob.net/black_list/centr_pravovoy_informacii_biblioteka_krasheninnikova/Всегда рады новым друзьям в ЖЖ, зафрендить нас можно
ТАК.